Роль театрального мастерства в индивидуальной проектной деятельности учащихся «Нового педагогического класса»
проект по литературе (10 класс)
С 2019 года проект «Новый педагогический класс в московской школе» включен в перечень проектов предпрофессионального образования Департамента образования и науки городам Москвы в пилотном режиме. Обучение в новых педагогических классах предоставляет обучающимся новые возможности. Образовательные программы новых педагогических классов ориентированы на формирование педагогических компетенций с использованием инструментов психологии, педагогики и социологии, ресурсов социокультурной сферы города Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnoe_masterstvo_vshkole.odt | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Москвы Школа №956
Роль театрального мастерства в индивидуальной проектной деятельности учащихся «Нового педагогического класса»
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Кулешова Светлана
Владимировна
Москва, 2022
Оглавление
- Введение
- Сценическая речь
- Сценическое движение
- Психология
- Актерское мастерство
- Основная часть
2.1. Об особенностях проекта «Новый педагогический класс в московской школе»
2.2. Условия, предлагаемые МПГУ участникам проекта «Новый педагогический класс в московской школе»
- Сценическая речь как важная грань личности выпускника «Нового педагогического класса»
- Индивидуальный проект учащихся как составляющая образовательного проекта «Новый педагогический класс в московской школе»
- Элективный курс «Технология театральной деятельности»
- Методика формирования сценической речи на уроках литературы
- Навыки сценической речи в работе кружка «Риторика: текст о тексте» для учащихся профильного педагогического класса.
3. Заключение
1. Введение
1.1. Сценическая речь
Новикова Марина Сергеевна, преподаватель Кафедры Сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина провела тренинг по теме «Диагностика речевых произносительных ошибок». Преподаватель доброжелательно продемонстрировала способы корректировки произношения звуков [ц], [л], [ч], [p] и некоторых других. С этой целью она рассказала о способах образования звуков и показала элементы артикуляционной гимнастики. Педагог предложила несколько простых и занимательных упражнений для работы с детьми. Главную мысль занятия Марина Сергеевна сформулировала так: «Мы находим путь к постепенному присвоению ощущения звука. Надо начать жить с новым звуком».
Юлия Борисовна Ромашина, преподаватель кафедры сценической речи ТИ им. Б. Щукина, провела занятие по теме «Артикуляция. Активизация мускулатуры речевого аппарата. Снятие зажимов». Актриса талантливо и психологически тонко показала, как ребенка, зажатого до состояния «железного человечка», можно раскрепостить эмоционально и физически, помогая ему проделать путь из первого круга внимания, сосредоточенного на себе, в третий, ориентированный на зрителя.
Доцент кафедры сценической речи Комарова Ольга Алексеевна преподала урок по теме: «Дикция. Методика работы по исправлению дикционных недостатков». Она научила правильно работать со скороговоркой, добиваясь не столько скорости, сколько четкости произношения. Основное внимание педагог уделила практической тренировке по коррекции дикции.
Радциг Маргарита Николаевна дала урок сценической речи по теме «Подготовка тела и рече-голосового аппарата к звучанию». Педагог продемонстрировала упражнения по увеличению диапазона голоса и показала способы его развития, практикуя упражнения на силу и громкость звука. Это занятие соединяет физическую и психологическую тренировки, способствующие обретению уверенности в себе и самораскрытию внутреннего потенциала. Она научила искать в себе голосовую поддержку для управления звуком и налаживать мысленный контакт со своим телом. Занятие помогает соединить физическое владение телом с логическим мышлением и эмоциональным самовыражением.
Занятие по сценической речи на тему «Методика работы по постановке речевого голоса. Комплексный тренинг» виртуозно провела Ласковая Елена Валентиновна. Она помогла зрителям раскрывать зону коммуникации для полноценного извлечения звука. Педагог научила интересным упражнениям: «Львенок греется» «Пингвин», «Волшебное», они наверняка понравится детям. В целом занятие было практико-ориентированным, высокопрофессиональным и очень полезным не только для занятий с детьми, но и для здоровья каждого человека.
Высоковская Софья Михайловна дала обширную информацию по теме «Законы и правила устной речи». Обаятельный педагог в непринужденной манере рассказала о роли пауз в устной речи, о разнице между «интонацией точки» и «интонацией запятой». Важно учитывать в чтении текста, что пауза не должна превращаться в «интонацию точки». Мастерство чтения педагог продемонстрировала на примере текста Льва Николаевич Толстого «Война и мир», предварительно объяснив особенности произношения того времени и эмоциональную составляющего контекста.
Дубов Юрий Львович прочитал интересную лекцию по теме «Работа с авторским текстом. Основы действенного анализа текста». Педагог декламировал стихи Давида Самойлова, удачно при этом демонстрируя четырехчастную композицию произведения. Интеллигентная манера общения со слушателями курсов органично сочеталась с тонкими наблюдениями над особенностями анализируемых текстов. Так, «Слово о полку Игореве» раскрылось с новой стороны благодаря комментариям к тексту, сделанным Юрием Львовичем.
1.2. Сценическое движение
Щукин Андрей Алексеевич, профессор Кафедры Пластики Театрального института им. Бориса Щукина, раскрыл тему «Проблемы телесности участников школьников театров». Он осветил проблемы целостности человека, когда психика и физика человека гармонично сочетаются в его теле без разрыва в естественной коммуникации содержания и формы. Он показал простые и увлекательные упражнения руками на координацию движений, которые можно применять в качестве игровых и релаксирующих. Кроме того, А.А. Щукин раскрыл механизмы пробуждения интереса к творческим вопросам в процессе погружения в глубину трансформации движения. «Я и Я», «Я и он», «Я и мир», «Техника движения» - основные разделы преподаваемого курса.
1.3. Психология
Сергиенко Елена Леонидовна прочитала три лекции по практической психологии: «Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Принципы и модели конструктивного общения», «Уверенность. Личностный потенциал – основа уверенного поведения. Психологические барьеры общения и способы их преодоления» и «Конфликты. Управление конфликтами. Конфликтологическая компетентность личности». Педагог, опираясь на кейсовую методику, раскрыла ряд жизненных ситуаций, помогающих вскрыть природу конфликтов во взаимоотношениях взрослого с ребенком..
1.4. Актерское мастерство
Стасюк Валентин Валерьевич, преподаватель кафедры «Мастерство актера, прочитал две лекции: «История зарождения и развития Вахтанговской методики воспитания артиста. «Вахтанговский канон». Элементы актерского мастерства Вахтанговской школы как компоненты мастерства учителя и педагогического артистизма. Практические упражнения к овладению умений творческой работы в коллективе» и «Общение с группой — освоение навыков публичного выступления». Лектор увлеченно говорил об истории Вахтанговской школы и её отличиях от других театральных школ. Главные принципы Вахтанговской школы – это единая система образования для всех студентов и курсов на протяжении чуть ли не ста последних лет, кафедральная система преподавания, сотрудничество первокурсников с выпускниками. Преподаватель раскрывает систему этюдов из своей практики.
Доцент Одинцова Елена Викторовна прочитала две лекции по мастерству актера: «Внимание – как базовый элемент саморазвития» и «Воображение и фантазия — формы творческого преобразования действительности». Педагог и актриса, она в теории и на практике постигла мастерство своей профессии и поделилась этим со слушателями курсов. Она научила упражнениям, помогающим сосредотачивать и переключать внимание, создавать композицию из поз на определенную тему, работать в группах. Елена Викторовна предложила свою версию игры «Снежный ком», которую можно, по моему мнению, применить и на уроках литературы. Кроме того, лектор рассказала о мышечной свободе актера по Станиславскому как о важнейшем условии создания творческого самочувствия и продемонстрировала способы “освобождение мышц в качестве основы внутренней техники актера.
- Основная часть
2.1. 7 мая 2019 года проект «Новый педагогический класс в московской школе» включен в перечень проектов предпрофессионального образования Департамента образования и науки городам Москвы в пилотном режиме. Обучение в новых педагогических классах предоставляет обучающимся новые возможности. Образовательные программы новых педагогических классов ориентированы на формирование педагогических компетенций с использованием инструментов психологии, педагогики и социологии, ресурсов социокультурной сферы города Москвы.
В ГБОУ г. Москвы "Школа № 956" 1 сентября 2021 года впервые началось обучение старшеклассников по программе проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе», предполагающего создание условий для формирования педагогических компетенций. Передо мной как перед классным руководителем встала задача совершенствования методики по подготовке учащихся в соответствии с требованиями куратора проекта МПГУ, в основе которых лежит исследовательская и проектная деятельность. Благоприятным условием для решения такой задачи является учебный план профильного 10 А класса, построенный с учетом ориентации на будущую профессию педагога и включающий предмет общеобразовательной программы «индивидуальный проект», курс по выбору внеурочной деятельности «Технология театральной деятельности», занятия в кружках.
2.2. По условиям, обозначенным МПГУ участникам проекта «Новый педагогический класс в московской школе», учащиеся 10-11 класса, подавшие заявление на обучение по указанному профилю, должны активно участвовать в мероприятиях, формируя навыки, необходимые для итогового испытания по проверке предпрофессиональных навыков – для Московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал», на котором осуществляется независимая оценка качества подготовки обучающихся 11-х классов, освоивших программу предпрофессионального образования. Конкурс позволяет проверить знания, полученные школьниками при изучении профильных предметов, и дает возможность продемонстрировать на практике умения, навыки и компетенции при выполнении кейсовых заданий. Вузы-партнёры проектов предпрофессионального образования начисляют призерам и победителям Конкурса до 10 дополнительных конкурсных баллов за индивидуальные достижения.
2.3. Обучающиеся в педагогическом классе получают возможность целенаправленно формировать личностные компетенции, соответствующие выбранному профилю. Одна из таких компетенций – способность к креативности, неординарности, самобытности, основанных на наличии опыта реализации своих творческих способностей. В связи с этим театральная деятельность будущих студентов педагогического вуза может сыграть важную роль в развитии способностей будущего выпускника педагогического вуза. В настоящее время возрастает спрос на творческую личность, способную реализовать нестандартные подходы в педагогической практике, поэтому элементы театральной педагогики стали проникать в школьное и вузовское образование. Бесспорно, что такая составляющая театрального мастерства, как сценическая речь, необходима современному педагогу, преподающему предмет в условиях уроков и семинаров онлайн, создающему собственные видеозаписи уроков и лекций в рамках системы МЭШ.
2.4. Будучи классным руководителем 10 класса, обучающегося по программам педагогической предпрофессиональной подготовки, я большое внимание уделяю интеллектуальной и творческой активности своих учеников. Я преподаю им не только литературу и русский язык, но предмет «индивидуальный проект», являющийся обязательным к изучению для выпускника средней школы. Нередко учащиеся в качестве темы своего проекта выбирают творческие направления, связанные с театром.
Так, в 2021 году группа учащихся под моим руководством приняла участие в конкурсе проектов, организованном педагогами Театрального института им. Бориса Щукина: «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны» - 2021.В условия конкурса входила реконструкция выступления выбранного участниками театра в период Великой Отечественной войны, запечатленная в сценарии концерта, и исследовательская работа по сбору сведений об артистах этой театральной группы. Команда «Театральный дозор» была приглашена на заключительный концерт и награждена Дипломом лауреата за проект «Театр миниатюр "Весёлый Десант" на Южном фронте летом 1942 года».
В настоящее время группа учащихся подготовила творческую работу и отправила ее на Конкурс проектных и исследовательских работ «Магия театра: путешествия во времени — 2022». Тема конкурса в 2021–2022 учебном году – «М.С. Щепкин. Реформатор русской национальной актёрской сцены» -посвящается реформатору русской национальной актёрской сцены Михаилу Семёновичу Щепкину. Для создания проектных и исследовательских работ предлагался ряд пьес, из которого учащиеся выбрали комедию «Ревизор» Н. В. Гоголя. В рамках номинации «Эмоциональное воздействие на зрителя. Театральная афиша, лифлет» участники проекта создали театральную афишу и лифлет к спектаклю по комедии Гоголя. Конкурс проектных и исследовательских работ «Магия театра: путешествия во времени — 2022» проводится ежегодно. Возможно, в дальнейшем мне пригодится лекция преподавателя кафедры «Мастерство актера Стасюка Валентина Валерьевича «История зарождения и развития Вахтанговской методики воспитания артиста». Такая информация обогащает знания об истории театра.
2.5. В систему предпрофильного обучения в педагогическом классе входит элективный курс «Технология театральной деятельности», на котором старшеклассники изучают азы актерского мастерства. Материалы за весь пройденный мною курс очень полезны: преподаватели сценической речи Новикова М.С., Ромашина Ю.Б., Комарова О.А., Радциг М.Н., Ласковая Е.В. предложили простые и интересные, а главное –полезные и профессионально грамотные упражнения для коррекции артикуляции, постановки голоса и правильного дыхания. Щукин А. А., профессор Кафедры пластики Театрального института им. Бориса Щукина, раскрыл тему «Проблемы телесности участников школьников театров», преподав основы сценического движения, направленного на самовыражение и внутреннюю целостность личности.
2.6. Мне как преподавателю русского языка и литературы наиболее полезными представляются занятия сценической речи. Преподаватели Новикова М.С., Ромашина Ю.Б., Комарова О.А., Радциг М.Н., Ласковая Е.В. поделились своими под час уникальными наработками в этой области, которые они транслируют в театры страны и столицы. Профессиональный уровень этих педагогов очень высок, однако они искренне и щедро демонстрировали слушателям самое лучшее из своего опыта. Для меня было важно, что организаторы курса спланировали темы занятий таким образом, что они встроились в последовательную систему, дающую комплексное представление о приемах формирования сценической речи. Снятие мускулатурных зажимов, подготовка тела и рече-голосового аппарата к звучанию, комплексный тренинг по установке голоса, устранение дефектов дикции и ошибок в произношении логично завершились законами и правилами устной речи.
Все выше перечисленной важно применять на уроках литературы и при подготовке учащихся на конкурс чтецов. Благодаря прослушанным занятиям я смогу предложить свои ученикам квалифицированную помощь в их стремлении реализовать себя творчески.
2.7. Много лет я практикую в системе дополнительного образования работу кружка «Риторика: текст о тексте». Я самостоятельно осваивала методику проведения дыхательной гимнастики,
упражнений по артикуляции. Для меня стала открытием лекция доцента кафедры сценической речи Комаровой Ольги Алексеевны. Она преподала урок по теме: «Дикция. Методика работы по исправлению дикционных недостатков», на котором учила работать со скороговоркой так чтобы главным была не скорость произношения, а четкость звуков и правильность артикуляции. А упражнения, которыми щедро поделилась старший преподаватель Ласковая Елена Валентиновна, дав ссылку на бесплатный доступ к своим наработкам, могут составить целую систему занятий в рамках кружка риторики. Упражнения, которые демонстрировали педагоги сценической речи, соответствовали возрастным особенностям школьникам основной ступени образования и вполне подходят для занятий.
- Заключение
В заключение не могу не выразить своего сожаления по поводу отсутствия театра в той школе, где я работаю в настоящее время. К тому же эпидемиологические условия последних лет отрицательно сказываются на развитии театральной деятельности всех форматов. Однако в школе есть традиция конкурса новогодней сказки, в котором как простой учитель-словесник и классный руководитель я всегда с удовольствием участвовала с вверенным мне классом. Я абсолютно уверена, что театр для школьников – это яркий мир эмоций, способ самовыражения и развития творческого «я». В моей тридцатилетней практике нередко встречались дети, которые через школьные постановки спектаклей шли в театральные училища и связывали с театром или кинематографом свою дальнейшую жизнь.
Время от времени у меня и моих коллег доставало сил в свободное от уроков время организовывать литературные праздники в школе с инсценированием басен И.А. Крылова, эпизодами из произведений Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и А.П. Чехова. При вечной загруженности словесников тетрадями и экзаменами это дается нелегко. Но как же сладостен восторг детей, стоящих на сцене под звук аплодисментов! Полный школьный спектакль – это не только труд, но и материальная база, которая не всегда сформирована для закупки костюмов и декораций, без которых нет праздника от спектакля. А вот конкурсы инсценировок вполне по силам энтузиастам театрального искусства с любым финансированием. На мой взгляд, эту форму театральной работы можно поддержать и на городском уровне.
Курс повышения квалификации «Мастерство учителя», предоставленный в рамках участия во Всероссийском проекте «Школьная классика», организованном Российским движением школьников и Театральным институтом им. Бориса Щукина, был насыщен качественными и полезными для преподавателя-словесника материалами. Система лекций и практических занятий дала целый спектр важных навыков, методических приемов театрального мастерства и знаний по истории театра. Общение с очень интересными, интеллигентными и образованными людьми явилось человеческой роскошью в современном техногенном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый продукт - стереом...
Проектная деятельность учащихся 8-х классов на уроках английского языка
В условиях языковой изоляции учащиеся не имеют возможности активно общаться с носителями языка в школе и вне занятий, они часто недооценивают важность и пользу изучения иностранного языка, поэто...
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.Тема: " Я - лучший гид. Интерактивная экскурсия по городу (Лондон. Москва)."...
Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...
Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...
Статья "Проектная деятельность учащихся в старших классах"
Данная статья прошла экспертную проверку и была опубликована на страницах СМИ "ЗАВУЧ ИНФО" 05.01.2011...
«Роль личности педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся»
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребе...