Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
учебно-методический материал по геометрии (11 класс) по теме
Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результате
выполненного проекта появился дешевый продукт - стереометрические фигуры, которые быстро и легко констуируются и применяются для решения
задач как демонстрационный материал, обеспечивающий понимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
Моя работа по теме самообразования проходит в рамках программы «Intel» - обучение для будущего. Программа «Intel» разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий и переведена на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Главным в обучении по этой программе является освоение учителями педагогических технологий, в частности, проектно – исследовательского метода, способного повысить качество обучения. Во время освоения этой программы мне пришлось работать над учебным проектом «Изготовление фигур стереометрии как условие саморазвития и самосовершенствования старшеклассников» Проект выполнен и защищен, и работа в этом направлении продолжается.
Учебная деятельность учащихся отражается в следующих этапах учебного проекта в рамках «Intel»:
- Продумывание учителем темы проекта.
- Выбор возрастной категории учащихся
- Формулирование основополагающего вопроса
- Формулирование дидактических целей проекта
- Формулирование методических задач
- Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
- Выдвижение гипотез решения проблем
- Определение творческого названия проекта
- Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
- Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение заданий каждого в группе
- Самостоятельная работа групп
- Подготовка учащихся отчета о проделанной работе
- Защита полученных результатов и выводов
- Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
Самое сложное для учителя в ходе проекта- это роль независимого консультанта
Трудно учителю удержаться от подсказок, особенно тогда, когда учащиеся выполняя проект, идут не в том направлении . В это время уместно проведение консультации для рассмотрения проблемы, возникающей у большого числа школьников.
Учитель при этом помогает ученикам в поисках источников информации поддерживает и одобряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь . Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, получить достоверный и практически значимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает направление проектной деятельности.
У каждого учащегося при выполнении проекта возникают свои сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, и эту работу нужно организовать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения.
Как показывает опрос, проводимый в ходе проекта «Intel», примерно 50 – 54 % учащихся 10 – 11 классов испытывают трудности во время изучения стереометрии. У 20% учащихся 10 класса отсутствуют пространственные представления. Это означает, что такие ученики изображенный на доске тетраэдр видят как четырехугольник с диагоналями. Оптимальный путь развития пространственного воображения найден. Это изготовление стереометрических фигур своими руками. Испытывая определенные трудности, ребята ищут и находят наиболее эффективные для работы на уроках геометрии материалы для изготовления стереометрических фигур. В этом учебном году при изучении темы «Задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда» учащиеся по желанию выполняли монопроект. В результате исследования выяснили, что наиболее эффективной для изучения являются каркасные модели тетраэдра и прямоугольного параллелепипеда из деревянных спиц, скрепленных пластилином. Для построения сечений этих многогранников на уроке тратится мало времени. Модель не сохраняется .Ее можно быстро восстановить Уровень понимания этого учебного материала в 10 «Б» классе повысился на 24%.
В ходе выполнения проекта может возникать не одна ,а две или три проблемы, которые решаются благодаря выполнению новых проектов.А ведь новый проект возникает там, где существует проблема.Так, например, в этом учебном году, при изучении в 11 классе темы «Цилиндр» учащимися был осуществлен краткосрочный проект «Цилиндр –как фигура вращения». Участниками проекта была изготовлена модель вращающегося прямоугольника вокруг одной из его сторон . И здесь возникла проблемная задача: в каком случае площадь полной поверхности цилиндра больше: при вращении прямоугольника вокруг большей или меньшей стороны? Задача была решена с полным математическим обоснованием. Но возник еще один хороший вопрос: Где это можно применить? На вопрос учащиеся предлагали неплохие гипотезы, которые либо опровергаются, либо подтверждаются. Некоторые из них являются гипотезами промышленного масштаба. Например, в каких по размерам емкостях лучше всего хранить нефть? И почему? Этот проект пока не защищен. И как говорят участники программы «Intel» - присоединяйтесь! Присоединяйтесь к новому проекту, проблема есть!
Материалы монопроекта учащихся 10 класса Звигиной Анастасии, Марчук Марины, Володько Анастасии нашли свое воплощение при подготовке к ЕГЭ при решении задач части . При возникших затруднениях в решении таких задач учащиеся выполняют каркасную модель задачи, что значительно облегчает выполнение чертежа и ее решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе учителя математики
Статья из опыта работы....
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Проектная деятельность учащихся во внеурочной работе по математике.
Современные стандарты качества образования требуют от учителя новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образов...
Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»
В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...
Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).
Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....
Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...
МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)
Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...