Проект программы внеурочной деятельности «Литературный клуб-место, где чтение уместно»
рабочая программа по литературе (5 класс)
Внеурочная деятельность – важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников в рамках ФГООС. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, высок удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов и мотивов. Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_literaturnyy_klub.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы внеурочной деятельности по предмету,
направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению
«Литературный клуб-место, где чтение уместно»
Выполнила:
Лариса Васильевна Рипп,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 им. А. И. Исаевой»
г. Нефтеюганска ХМАО-Югры
Пояснительная записка
В настоящее время общество предъявляет особые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В соответствии с этим важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Внеурочная деятельность – важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников в рамках ФГООС. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, высок удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов и мотивов. Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Основные задачи внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках введения и реализации ФГОС понимается специально организованная образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО, и посредством которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность школьников – это деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности. Внеурочная деятельность позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия интеллектуального развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Целью организации внеурочной деятельности в условиях МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой» является обеспечение содержательного единства учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных задач развития образования в регионе.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1. обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе и социуме для развития у детей потребности в культуре чтения
2. поддерживать читательский интерес школьника к книге, к исследованиюи обобщению литературоведческой информации.
3.создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать двигательную активность школьников.
4.организовать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на развитие общекультурных компетенций школьника.
Успешное овладение базовыми знаниями в среднем звене общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка и литературы, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит разработанная мною программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов «Литературный клуб-место, где чтение уместно», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Настоящая программа разработана на основе системно - деятельностного подхода. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературы как искусства слова школьники могут увидеть «волшебство знакомых произведений»; понять, что произведения русских и зарубежных писателей, классиков мировой художественной литературы достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к изучению русского литературного художественного слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь.
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб-место, где чтение уместно» разработана на основе УМК под ред.Р.И. Альбетковой «Уроки русской словесности» и Меркина. Авторская линия мною модифицирована и апробирована в условиях ОУ, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644), а также согласно плану внеурочной деятельности школы.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное.
Структура программы «Литературный клуб-место, где чтение уместно»
- Актуальность и обоснование выбора программы внеурочной деятельности.
- Цель и задачи программы.
- Связь содержания программы с учебными предметами.
- Особенности реализации программы.
- Требования к результатам освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Содержание программы «Литературный клуб-место, где чтение уместно».
- Социальное партнерство с учреждениями г. Нефтеюганска
- Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы.
- Актуальность и обоснование выбора проекта программы внеурочной деятельности
Современная русская литература призвана раскрыть богатство, красоту и величие русского литературного языка, укрепить и сделать более осознанной патриотическую гордость за него и любовь к нему.
Изучению русской литературы уделяется большое внимание в России. Поэтому необходимо через внеурочную деятельность прививать любовь к языку и литературе.Знание русской литературы – надёжная опора каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Ученик получает возможность для успешного усвоения других предметов. Без хорошего владения литературным словом невозможна познавательная деятельность. Программа«Литературный клуб-место, где чтение уместно»способствует развитию любознательности, стремлению к познанию, воспитанию чувства языка, пробуждает стремление расширять свои знания по литературе, совершенствовать свою речь, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир литературы, мир русского слова. В процессе изучения программы курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых произведений», понять, что обычные на первый взгляд сюжеты произведений и образы, представленные в них, достойны изучения и внимания.Данный курс на занимательном грамматическом материале помогает расширить, углубить и закрепить знания школьников по литературе, показать учащимся, что литературоведение не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие в мир поэтики.
Цель курса:формирование у детей интереса к чтению книги, к изучению литературы, создание педагогических условий формирования грамотной устной и письменной речи обучающихся; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и в повседневной жизни; обогащение активного и потенциального словарного запаса.
Задачи:
Образовательные:
- формировать устойчивую мотивацию к изучению русской литературы;
- способствовать приобретению и обогащению знаний по литературоведению;
- совершенствовать общее литературное развитие обучающихся;
- совершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;
- развивать творческий потенциал обучающихся.
Развивающие:
- развивать умения пользоваться разнообразными литературными источниками;
- приобщать школьников к самостоятельной поисковой и исследовательской работе (проектная деятельность).
Воспитывающие:
воспитывать любовь к русской литературе.
2.Связь содержания программы с учебными предметами.
Занятия по данной программе тесно связаны с уроками русскойлитературы, истории, изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литература:
- анализ и оценка поступков героев,
- развитие чувства прекрасного,
- развитие эмоциональной сферы ребёнка,
- чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
- приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
- развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
История:
- общечеловеческие правила поведения,
- славные и трудные страницы прошлого.
- Особенности реализации программы.
Программа «Литературный клуб-место, где чтение уместно»учитывает особенности ступени образования, разработана для занятий с детьми среднего школьного возраста с 5 по 7 классы и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 17 часов
При реализации данной программы используются:
- образовательные технологии: проблемно-диалогическое обучение, проектная деятельность, системно - деятельностный и интегрированный подходы; групповые методы работы, рефлексивная и поисковая деятельность, публичное выступление;
- современные оценочные средстваметапредметных и личностных достижений обучающихся:
- портфель достижений обучающихся;
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального) ;
- участие в социальных акциях;
-выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок
Формы организации работы – коллективная, групповая и индивидуальная.
Виды деятельности:познавательная;художественно-творческая.
Занятия являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера, направленные на развитие самостоятельной деятельности учащихся (проектная).
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, дискуссии, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, практическая самостоятельная работа, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфеля достижений, выставки, создание творческих, поисковых и исследовательских проектов, сочинений, участие в акциях.
3. Требования к результатам освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные:
- любовь и уважение к Отечеству, языку, культуре;
- уважение семьи, общества;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, создание собственных текстов, письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и обработку;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой, поисковой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан прочитанного, таблицу, схему);
- умениепользоватьсясловарями, справочниками;
- умение осуществлять анализ и синтез;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умениестроитьрассуждения, пересказ, интерпретацию;
Коммуникативные УУД:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения (включая защитное слово собственных проектов);
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
4.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
По окончании курса обучающийся научится:
- соблюдать основные правила современного русского литературного языка при создании авторских проектов;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях;
Получит возможностьнаучиться:
- выделять художественные и изобразительные средства в тексте;
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
1.Знакомство с коллективом, с программой курса, выявление творческих способностей учащихся.
Тема 2. Пушкинская неделя.
1.Театральная инсценировка «Вспоминаем сказки Пушкина»
2. Эссе «Мое первое знакомство с Пушкиным»
3. Викторина по сказкам Пушкина.
Тема 3. Неделя фантастики.
Заседание «Клуба читателей». Буккроссинг.
Тема 4. Неделя приключенческой литературы.
1. Литературная игра-квест «Поиск клада»
2. Создание мультфильма «По следам героев Жюля Верна»
Тема 5. Неделя настоящих рыцарей.
1. Бал-маскарад литературных героев.
2. Заседание «Клуба читателей».Буккроссинг.
Тема 6. «Мы о них – они о нас»
1.Творческий конкурс. Стихокартины.
2. Подготовка к инсценировке басен И. А. Крылова
3. Инсценировка басен И.А.Крылова
4.Литературная игра, защита проектов. Стихокартина.
Тема 7. Подведение итогов.
1.Заседание «Клуба читателей». Буккроссинг.
2.Подготовка к выпуску газеты «Литературный клуб. Дважды Два».
3.Выпуск газеты «Литературный клуб. Дважды Два».
4.Представление личных «Портфолио» участников клуба.
Содержание программы
Теория. Аналитическое чтение. Составление вопросов по сказкам. Что такое сценарий? Мизансцены. Особенности жанра эссе, правила публичной защиты работы. Использование ИКТ для организации викторины. Аналитическое чтение. Презентация книги. Отзыв о книге (письменный и устный). Правила проведения дискуссии.. Сценарное искусство. Виды формы ребусов, загадок, шифров. Ролевая игра.Буккроссинг. Образ литературного героя. Понятие чести и достоинства в литературе. Ролевая игра. История бала. Интеграция предметов: МХК, история и литература. Театральное искусство. Отзывы и рецензии. Продуктивное чтение. Биография автора. Подбор литературных произведений. Основы проектной деятельности. Творческие и исследовательские проекты, индивидуальные и групповые. Актерское мастерство. Сценическое чтение. Дистанционная игра. Возможности сайта для создания и проведения игры.
Практика. Создание сценария, подбор актерского состава, репетиции, создание декораций, костюмов, театральное выступление, чтение и обсуждение эссе, проведение викторины. Организация и проведение публичной презентации любимой книги.Буккроссинг. Подготовка словесного выступления. Проведение заседания клуба читателей. Чтение по ролям. Создание рисунков. Стихокартина. Озвучка. Оформление работы средствами ИКТ. Распределение игровых задач. Проведение игры «Поиск клада». Совместная работа над созданием сценария праздника, распределение ролей, работа над созданием образа литературного героя (костюм, речевое оформление), инсценировка. Проведение праздника. Написание отзывов. Беседа о писателе. Знакомство с технологиями проектной деятельности. Подбор материала для инсценирования и создания проектов по творчеству Крылова. Обновление сайта «Литературный клуб», создание дистанционной игры и размещение ее на сайте. Проведение игры. Подготовка и защита проектов. Отчетное заседание «Клуба читателей», подбор материала для газеты «Дважды Х Два», редактирование, выпуск газеты.Защита портфолио.
Использование современных оценочных средств с применением информационно – коммуникационных технологий для оценки планируемых результатов.
В рамках реализации ФГОС целесообразно проведение мониторингов, направленных на выявление уровня обученности, прогнозирование трудностей и построение индивидуальной образовательной траектории. Для оценки планируемых результатов применимы мониторинги, реализуемые через тестовые технологии, педагогические тесты, контрольные срезы, творческие работы малой формы, письменный экспресс-опрос.
В школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки. Основные задачи использования тестов: определение объёма и качества освоения содержания программного материала проверка и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся; проверка и оценка качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для успешной образовательной деятельности; оценка педагогической деятельности учителя .
Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью обучения школьников. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Результативность использования ИКТ
В результате использования на уроках ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, сохраняется работоспособность обучающихся на протяжении всего урока, что, немаловажно, с точки зрения здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Использование современных оценочных средств
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока,на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
После формулируются новые вопросы. Что вы хотели бы узнать еще?
Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока на этапе рефлексии учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
Верите ли вы, что…… | Верите ли вы, что…… | Верите ли вы, что…… |
2.Осмысление (через синквейн)
Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.
1.Тема (одно существительное)
2.Описание темы (два прилагательных)
3.Характеристика темы (три глагола)
4.Отношение к теме (фраза из четырех слов)
5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
3.Социальное партнерство с учреждениями г.Нефтеюганска
Культурно-досуговое | Профориентационное |
Выставочный зал «Метаморфоза» | МЧС |
Культурный центр «Юность» Театральна студия | Нефтеюганский политехнический колледж |
Городская детская библиотека | Предприятия города |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение внеурочной деятельности
Программно - нормативное обеспечение:
Методические пособия:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
- ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
- https://sb-ugra.ru/innovation/documents/Razvitie_obr_Ugra.pdf
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
- Т.Л.Служевская. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Санкт-Петербург. «Тускарора», 2010гТехнические средства обучения: компьютер; медиапроектор; экран; мультимедийная доска, ЦОРы (обучающие программы, тренажеры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
Обучение по программе "Литературное краеведение" позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края....
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"Уровень образования: Основное общее образованиеТип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение...
Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"
Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихс...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности: литературный клуб "Алые паруса"
Программа составлена с целью обучения написания журнальных статей....
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана...
рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".
направленность программы по содержанию является нравственно-духовной, рассчитана на один год. программа содержит пояснительную записку и КТП....