Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
учебно-методический материал по краеведению на тему
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
Уровень образования: Основное общее образование
Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная
на получение познавательных, творческих и воспитательных результатов,
связанных с литературным творчеством, театральным искусством,
изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.
Возраст, классы: 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneur.deyat_._liter.gostinaya.docx | 46.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова
муниципального образования «Город Донецк»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
Уровень образования: Основное общее образование
Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение познавательных, творческих и воспитательных результатов, связанных с литературным творчеством, театральным искусством, изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.
Возраст, классы: 6 класс
Автор: Ковалько Л.В.
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Литературный салон» реализует ОПТИМИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ, создающую единое образовательное пространство. В процесс внеурочной деятельности включены коллеги-словесники, библиотекари разных уровней, местные писатели и поэты и т.д.
Программа организации внеурочной деятельности школьников разработана самостоятельно, с учётом требований ФГОС и образцов программ внеурочной деятельности, рекомендованных Министерством образования. Содержание программы ориентировано на возможности школы, с учётом возрастных особенностей детей, запросов и потребностей учащихся и их родителей. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой школы.
Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания, социализации и развития творчества детей. Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 классов «Литературная гостиная» позволяет приобщить шестиклассников к литературному процессу донских писателей, изучить основы театрального искусства, посетить библиотеки, совершить сезонные экскурсии в природу с целью описания красот донской земли, попробовать себя в качестве поэта и т.д.
В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества. Возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов. Большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. Казачье движение отвечает всем современным требованиям воспитательной работы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Наша школа является культурно - образовательным центром для детей, родителей, жителей поселка и реализует в своей деятельности принципы образовательной политики Национальной доктрины образования в России (воспитание патриотов, граждан правового, социального государства с высокой нравственностью; разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей) и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональными и муниципальными требованиями к образованию.
В образовательном учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через казачий этнокультурный компонент». В связи с этим Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» является составной духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения
Основное направление развития личности – общекультурное, с элементами духовно-нравственного и патриотического.
Основными видами внеурочной деятельности должны стать:
1.Познавательная деятельность
2.Проблемно-ценностное общение
3.Проектная деятельность
4.Театральная деятельность
Цели и задачи программы
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской, где расположена школа.
Цели: социально-педагогическая поддержка становления и развития духовного, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою малую родину, читающего книги и умеющего письменно выразить свои творческие мысли.
Задачи:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности, решению проблем, связанных с изучением этнокультурного наследия и развития литературного творчества.
- Укрепление позитивной нравственной самооценки, развитие личностных компетенций.
- Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни донских казаков; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследовательской работы.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Формами внеурочной деятельности могут стать коллективные, групповые и индивидуальные.
Создание проектов – неотъемлемая деятельность ребят. Необходимо предусмотреть экскурсии в музей и городскую библиотеку. Конкурсы и викторины ученики могут проводить самостоятельно, развивая творческие компетенции.
Сроки реализации:
Количество часов в учебном году: 1 час в неделю, всего 29 занятий, т.к. курс начался с 3.10.16г.
Аудиторных занятий - 12 часов
Внеаудиторных занятий – 10 часов
Каникулярных занятий – 7 часов
Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности
Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, наблюдение, групповые и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проекта, консультация, выставки, экскурсии.
Технологии, методики:
- развивающее обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
- метод проектов;
-метод импровизации.
Содержание программы
Содержание внеурочной деятельности соответствует поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам. Результаты внеурочной деятельности учащихся зависят напрямую от форм внеурочной деятельности, с учетом имеющихся в образовательном учреждении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения.
Введение. Открытие литературной гостиной. Рисуем эмблему (1час)
Мой читательский опыт. Как ориентироваться в мире книг. Как стать хорошим читателем. Читаем газету. Смотрим фильмы и видео на литературную тему 7 часов).
Выразительное чтение стихов и прозы. Конкурсы чтецов (3 часа).
Практические занятия. Я-поэт. Я-писатель. Я пишу отзыв о прочитанной книге.
Что такое синквейн (4 часов)
Театральные азы. Инсценировка произведений фольклора донских казаков (5 часов)
Проектная деятельность. Создание и защита проекта на литературную тему (4 часа)
Экскурсионная деятельность (5 часов)
Тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Аудит. занятие | Внеаудит. занятие | Каникул. время | Примечание |
3.10 | Введение. Открытие литературной гостиной. Рисуем эмблему | + | |||
10.10 | Как ориентироваться в мире книг? | + | Посещение поселковой библиотеки | ||
17.10 | Как стать настоящим читателем? | + | Посещение школьной библиотеки | ||
24.10 | Проба пера: словесные зарисовки осени | + | Экскурсия в природу | ||
7.11 | Инсценирование донского фольклора | + | |||
14.11 | Инсценирование донского фольклора | + | |||
21.11 | Инсценирование донского фольклора | + | |||
28.11 | Инсценирование донского фольклора | + | |||
5.12 | Конкурс чтецов «Живая классика» | + | Читаем стихи на сцене клуба Гундоровский | ||
12.12 | Инсценирование сказки | + | |||
19.12 | Инсценирование сказки | + | |||
26.12 | Инсценирование сказки | + | |||
9.01 | Проба пера: словесные зарисовки зимы | + | Экскурсия в природу | ||
16.01 | Создание проекта «Литературный Донецк» | + | |||
23.01 | Создание проекта «Литературный Донецк» | + | Посещение поселковой библиотеки | ||
30.01 | Создание проекта «Литературный Донецк» | + | |||
6.02 | Поэзия на страницах городской газеты «Донецкий рабочий» | + | |||
13.02 | Как писать отзыв? | + | Посещение школьного краеведческого музея | ||
20.02 | Пишем отзыв о школьном музее | + | |||
27.02 | Литература и театр | + | Просмотр видео | ||
6.03 | Литература и театр | + | Просмотр видео | ||
13.03 | Литература и кино | + | Просмотр фильма | ||
27.03 | Литература и кино | + | Просмотр фильма | ||
3.04 | Поэтическая мастерская «Времена года» | + | |||
10.04 | Поэтическая мастерская «Времена года» | + | |||
17.04 | Литературная викторина «Синеокий казачий Дон» | + | Посещение школьной библиотеки | ||
24.04 | Проба пера: словесные зарисовки весны | + | Экскурсия в природу | ||
15.05 | Защита презентации «Литература и Я» | + | |||
22.05 | Заключительное занятие. | + | |||
29 занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана...
рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".
направленность программы по содержанию является нравственно-духовной, рассчитана на один год. программа содержит пояснительную записку и КТП....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занят...
- Мне нравится (2)