Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет направлена на подготовку учащихся к федеральным и региональным конкурсам чтецов как поэтических, так и прозаических произведений, а также позволит углубленно изучать структуру написания сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literaturnaya_gostinaya.docx | 45.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7. Г. Медногорска»
Рассмотрено На заседании МО (ШМО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска» Протокол №___ От «___»_____20___г. | Принято На заседании педагогического совета школы Протокол №____ От «___ ______ 20___г. | Утверждено Приказом директора школы от «____» _______ 20____г. Приказ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Литературная гостиная в школе»
5-9 классы
Количество часов на год всего: 34 ч;
в неделю: 1 ч.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе.
Учитель: Бритвина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая категория
г. Медногорк
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка.
- Характеристика внеурочного курса.
- Учебный план.
- Календарно – тематическое планирование
- Список используемой литературы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена с учетом требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и составлена на 34 часа в год для 5-6 классов, 34 часа в год для 7-9 классов (1 час в неделю).
Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет направлена на подготовку учащихся к федеральным и региональным конкурсам чтецов как поэтических, так и прозаических произведений, а также позволит углубленно изучать структуру написания сочинений. Такой вид деятельности необходим не только для того, чтобы создавать конкурсные работы, но и оттачивать мастерство написание сочинений, как основному виду заданий на ГИА. Именно поэтому программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» является необходимой и актуальной в рамках работы школы.
В новой концепции общего среднего образования основное внимание уделяется развитию личности ученика, его творческих способностей. Нетрадиционные занятия данного курса предполагают развитие индивидуальных способностей ребенка, его самостоятельность в подходе к анализу текста.
Запланирована совместная работа с городскими библиотеками и местной газетой. Такая деятельность раскрывает умение составлять тексты публицистического характера, а также приобрести навыки взятия интервью.
Проведение уроков и занятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта или писателя, рассказывающего об этапах своего бытия и вехах литературного творчества.
Внеурочная деятельность «Литературной гостиной» поможет учителю решать проблемы, связанные с тем, что в настоящее время наблюдается снижение интереса учеников к чтению художественной литературы. Такая форма внеклассной работы делает жизнь детей интересной и яркой, помогает им найти время для общения среди уроков и дополнительных форм обучения.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА.
Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач современной школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на которых ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово, искусство, развивать творческие способности. Одним из способов расширения литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё характерны свои, особые формы работы, которые способствуют возникновению искренней доверительной атмосферы, требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Приоритетной формой являются встречи в литературной гостиной.
Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «символов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению. Исходя из данной проблемы, можно говорить об актуальности «Литературной гостиной».
Цель программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»:
создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного анализа произведений; развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса, формирование исследовательских умений и навыков общения в разных ситуациях.
Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:
- укрепление знаний, умений и навыков по литературе;
– развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, повышение их культуры;
– установление ассоциативно - образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;
– развитие собственно-творческой деятельности учащихся;
– формирование любви к чтению художественной литературы.
Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.
Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей.
Главные принципы построения программы:
1) принцип историзма, научности, системности;
2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;
3) принцип доступности, толерантности.
Личностные результаты:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Метапредметные результаты:
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Итак, на фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы и чтения в СНГ»). Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию. Задачи литературной гостиной по приобщению детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии.
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Формы и методы
образовательного процесса
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:
• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
• творческие работы;
• литературные игры, викторины;
• литературно-музыкальные произведения.
В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ».
Краткое содержание курса по темам:
Тема №1. Вступление в курс «Литературная гостиная» (1 час)
Понятие «Литературная гостиная». Знакомство с целями и задачами курса. Составление плана работа гостиной на год.
Тема №2. Региональная литература (3 часа).
Знакомство с творчеством поэтов и писателей Оренбургской области. Анализ произведений местных авторов.
Тема №3. Структура написания конкурсного сочинения (2 часа).
Обучение написанию конкурсных сочинений. Критерии оценивания конкурсных сочинений.
Тема №4. Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений. (4 часа).
Знакомство с принципами исполнения поэтических и прозаических произведений. Подготовка к муниципальным и региональным конкурсам юных чтецов.
Тема №5. Былички (2 часа).
Понятие «быличка». Сбор и систематизация быличек Оренбургской области.
Тема №6. Удивительные сказки (2 часа)
Жанр «сказка». Изучение и анализ русских народных и авторских сказок, не входящих в школьную программу.
Тема №7. Обучение анализу художественного произведения (4 часа).
Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения.
Тема №8. Прекрасный мир поэтических произведений (2 часа).
Анализ поэтического произведения. Отработка навыка нахождения в поэтическом произведении изобразительно – выразительных средств.
Тема №9. Интервью (1 час).
Знакомство с принципами проведения интервью.
Тема №10. Инсценировка художественного произведения (2 часа).
Подготовка к инсценировке художественного произведения определенного жанра. Инсценировка произведения.
Тема №11. Анализ произведений, посвященных ВОВ (2 часа).
Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ, не вошедшими в школьную программу. Анализ произведений.
Тема №12. Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей (3 часа).
Организация творческих вечеров с приглашением местных поэтов и писателей.
Тема №13. Экскурсии (2 часа).
Проведение экскурсий в Городскую библиотеку, в городской краеведческий музей.
Тема №14. Конкурсы чтецов. (4 часа).
Проведение конкурсов чтецов поэтических и прозаических художественных произведений.
Учебно-тематическое планирование (34 часа):
Разд№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов |
Литературная гостиная | Виды деятельности: Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач, справочников по теме. | 1 | |
Региональная литература. | 3 | ||
Структура написания конкурсного сочинения | 2 | ||
Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений. | 4 | ||
Былички. | 2 | ||
Удивительные сказки. | 2 | ||
Обучение анализу художественного произведения. | 4 | ||
Прекрасный мир поэтических произведений | 2 | ||
Интервью. | 1 | ||
Инсценировка художественного произведения | 2 | ||
Анализ произведений, посвященных ВОВ | 2 | ||
Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей | 3 | ||
Экскурсии. | 2 | ||
Конкурсы чтецов. | 4 |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5-6 классы
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. | Формируемые УУД | Работа с уч-ся ОВЗ |
1 | Цели и задачи «Литературной гостиной». Составление плана работы на год. | 1 | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Работа со схемами | ||
2 | Творчество С. Аксакова. «Записки ружейного охотника Оренбургской области» | 1 | ||||
3 | Творчество С.Горбачева. «Сельская учительница» | 1 | ||||
4 | Экскурсия в городской краеведческий музей. | 1 | ||||
5 | Обучение написанию конкурсного сочинения. Критерии оценивания. | 1 | Индивидуальные карточки | |||
6 | Пример создания сочинения в рамках конкурса «Без срока давности». | 1 | ||||
7 | Знакомство с принципами исполнения поэтического и прозаического художественного произведения. | 1 | ||||
8 | Конкурс стихотворений на тему: «И веет мне любовь и нежность мамы». | 1 | ||||
9 | Подготовка к региональному конкурсу чтецов «Закружилась листва золотая» | 1 | Работа с основными понятиями темы. | |||
10 | Подготовка к региональному конкурсу чтецов «Серебряный век русской поэзии» | 1 | ||||
11 | Подготовка к всероссийскому конкурсу чтецов прозаических произведений «Живая классика» | 1 | ||||
12 | Понятие жанра «былички». Особенности данного жанра. | 1 | ||||
13 | Систематизация собранных быличек. Подготовка сборника быличек. | 1 | работа по карточкам | |||
14 | Понятие жанра сказка. Анализ русских народных сказок. | 1 | ||||
15 | Конкурс чтецов на тему «Чародейкою зимою…» | 1 | ||||
16 | Анализ авторских сказок. Создание иллюстрации. | 1 | ||||
17 | Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения. | 1 | ||||
18 | Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения. | 1 | работа с таблицами | |||
19 | Экскурсия в Городскую библиотеку. | 1 | ||||
20 | Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения. | 1 | ||||
21 | Творческий вечер с приглашением местных поэтов и писателей | 1 | ||||
22 | Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения. | 1 | работа по индивидуальным карточкам | |||
23 | Изобразительно – выразительные средства. | 1 | ||||
24 | Анализ произведений с торчки зрения средств выразительности. | 1 | ||||
25 | Творчество М.Джалиля. «Моабитская тетрадь». | 1 | ||||
26 | Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ | 1 | ||||
27 | Анализ стихотворных произведений о ВОВ. | 1 | ||||
28 | Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей | 1 | работа по схемам | |||
29 | Конкурс стихотворений о ВОВ «Мой прадед рассказывал мне о войне…» | 1 | ||||
30 | Знакомство с принципами проведения интервью. | 1 | ||||
31 | Подготовка к инсценировке художественного произведения. | 1 | ||||
32 | Инсценировка художественного произведения. | 1 | ||||
33 | Творческий вечер с приглашением местных поэтов и писателей | 1 | ||||
34 | Конкурс стихотворений на тему: «Что ты мне подаришь, лето?» |
Календарно – тематическое планирование. 7-9 классы
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Организационное занятие (гостиная, истоки, формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Я хотел(а) бы получить ответ») | 1 |
2 | Литература как предмет изучения. | 1 |
3 | Понятия «текст», «главная мысль текста», «тематика», «проблематика» | 1 |
4 | Проблематика «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя | 2 |
5 | Встречи с интересными людьми. Николай Александров – литературный критик, писатель. «Тенденции современной и зарубежной литературы» (АОНБ имени Добролюбова). | 1 |
6 | Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. | 1 |
7 | К юбилею И.С.Тургенева. «Записки охотника», «Рудин» | 2 |
8 | Произведения мировой литературы. В.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. | 2 |
9 | Произведения мировой литературы. И.-В.Гёте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия. | 2 |
10 | «Сам язык наш есть … тайна!» | 1 |
11 | Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. | 2 |
12 | Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. | 1 |
13 | Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте. | 1 |
14 | Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности. | 1 |
15 | Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры. | 1 |
16 | Путешествие в страну Поэзию. Анализ любимых стихотворений. | 2 |
17 | Проба пера. Как создать свой поэтический текст. Законы стихосложения. Работа с поэтическим текстом. | 2 |
18 | Заседание литературной гостиной «Поэты нашего края» (с приглашением поэтов города) | 1 |
19 | Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…». | 2 |
20 | Конференция «Литература – учебник жизни». | 1 |
21 | Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (В.Сухомлинский «Письма к сыну») | |
22 | Практическое занятие по написанию писем литературному герою или писателю. | 2 |
23 | Русская литература в контексте мировой культуры. | 2 |
24 | Обзор-знакомство с новинками художественной литературы. | 2 |
Система оценивания и поощрения учеников во время внеурочных занятий.
- За каждый развёрнутый ответ и проявленную инициативу ученик будет получать плюс.
- В конце занятия два ученика, у которых больше всего плюсов будут получать по 1 баллу.
- Те ребята, которые наберут по 5 баллов, будут премированы сладкими призами или канцелярскими принадлежностями.
- Когда у ученика в общем зачёте наберётся 20 баллов, то он получит книгу в подарок.
Такая система поощрения будет мотивировать ребят, создаст конкурентную среду. Причём плюсы и баллы будут получать также те, кто будет проявлять инициативу, вникать в информацию и озвучивать свои выводы. Правильный ответ или не совсем верный, это не столь критично, главное, что ребёнок мыслит, старается и работает над собой.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты.
2. Предметно-методические материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
3. С.Б.Шадрина «Литературная гостиная. 9-11 классы» Волгоград «Учитель» - 2009.
4. Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н., Новичихина М.Е. Практикум по выразительному чтению. Часть I: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 47 с.
- Коротин Е.И., Коротин О.Е. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков. (Антология) Часть I. Песенное творчество. – Самара: Самар. Дом печати, 1999. – С. 310.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"Уровень образования: Основное общее образованиеТип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение...
рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".
направленность программы по содержанию является нравственно-духовной, рассчитана на один год. программа содержит пояснительную записку и КТП....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занят...