Система уроков литературы в 5 классе по рассказу А.П. Платонова "Никита".
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Мария Вадимовна Фролова

Разработка урока по рассказу Платонова "Никита" основа на исследовании реального и фантастического в представлении героя о мире в ситуации. Вводится понятие "чудо" как категория, создающая мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_-razrabotka_uroka.docx805.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Тема урока

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Никита» и др. Тема, идея, проблематика

Форма урока

Эвристическая беседа

Цели урока

#1055;ознакомиться с биографией и творчеством А. П. Платонова.

#1055;онять время действия рассказа, проникнуть в душевный мир оставленного взрослыми ребенка, осмыслить его понимание окружающего мира.

Образовательные ресурсы

Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : 2 часть / авт.-сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2007

РЭШ, урок 38 «А.П. Платонов “Никита”» URL:

Этапы и задачи урока:

1 этап - Предкоммуникативный. Задача этапа - создать условия для знакомства с биографией А.П. Платонова и заинтересованного чтения рассказа «Никита»

2 этап - Коммуникативный.

2а. Задача: создать условия для комментирования чтения и оценивания выразительного чтения;

2б. Взволновать тем, что ребенок одухотворяет мир вокруг и оптимистично на него откликается.

3 этап - Посткоммуникативный. Задача: мотивировать на создание самостоятельных высказываний о прочитанном рассказе.

Домашнее задание направлено на структурирование прочитанного текста.

Формы и приемы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная

Приемы: стратегии смыслового чтения («комментированное чтение» в коммуникативном этапе), критериальное оценивание выразительного чтения.

Основные понятия

Рассказ, быль, фантастика

Домашнее задание к уроку

Подготовьте 5 интересных фактов из творчества Платонова

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

совершенствовать навыки работы с прозаическим текстом: выявление особенностей характера главного героя, анализ ситуации покинутости-встречи (обретения).

познавательные УУД – навыки сопоставления, анализа, синтеза при работе над рассказом;

коммуникативные УУД – работа над аргументированным ответом по тексту в процессе беседы; умение оценивать одноклассников по критериям.

регулятивные УУД – выполнять работу соответствии с заданным планом, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Развитие эмоциональной сферы через анализ характера Никиты, привлечение внимания к собственной личности через анализ ситуации одиночества, покинутости в рассказе.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

I.

Предкоммуникативный этап

(мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока)

10

  1. Вступительное слово. Актуализация знаний.

Возможно, в начальной школе ученики уже встречались с произведениями Платонова (учитель уточнит это до урока у детей или преподавателя начальных классов). По мультфильму детям знакома сказка А.П. Платонова «Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» (Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы / Сост. М.В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1999. Кн. 3. Ч. 2) включён рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб».

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Работа с портретом А.П. Платонова:

1. Внешний облик писателя: выражение лица, поза, костюм.

2. Значение фона и отдельных деталей в раскрытии замысла автора портрета.

3. Колорит портрета, значение цветовой гаммы.

4. Замысел художника: какую особенность писателя хотел выразить художник в данном портрете.

  1. Прочитайте вступительную статью учебника. Можно организовать комментированное чтение, оформляя параллельно таблицу по биографии писателя. Приложение 2.

Беседа:

Какая тайна писательского мастерства заключена в эпиграфе к статье?

Какой совет даёт нам писатель?

Где родился писатель Андрей Платонов?

Как прошло его детство?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Как началась литературная деятельность Платонова?

Что вам известно об участии писателя в Великой Отечественной войне?

Какие произведения Платонова вы уже знаете?

Читали ли вы его сказку «Неизвестный цветок», рассказы «Ещё — мама», «Корова»?

1. Оформляют классную работу в тетради.

2. Озвучивают свои ответы и слушают других.

3. Предлагают формулировки целей урока.

Фронтальная

работа

Выслушивание и комментирование устных ответов

II.

Коммуникативный этап

25

II a

Выразительное чтение начала рассказа до слов «...неморгающими глазами глянуло на Никиту» и рецензирование чтения одноклассников.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Почему мама была вынуждена уходить от сына и оставлять его одного? Какие чувства испытывал мальчик после ухода матери: любопытство, радость, страх, скуку? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста. Почему эти чувства не только называются, но и передаются опосредованно, через фантазии Никиты? Почему неодушевлённые предметы виделись Никите живыми? Почему Никита зовет дедушку- солнце к ним жить?

II б Чтение по ролям эпизода «Встреча с отцом» и рецензирование чтения одноклассников. Почему с приездом отца Никита ни в одном существе больше не увидел «тайного человека»? Какими способами писатель передаёт душевный мир мальчика?

Читают выразительно тест, используя карточки оценивания выразительного чтения (Приложение 3). Отвечают на вопросы, комментируют ответы одноклассников.

Фронтальная работа, индивидуальная

Учитель регулирует чтение с остановками. Комментирование ответов учащихся. Регулирует записи в тетради.

III.

Посткоммуникативный этап (интерпретация)

10

Обобщающая беседа (7 мин):

Какова тема произведения? О чем говорится в тексте?

Какова основная мысль текста? Чему рассказ учит?

Какую проблему поднимает автор?

С. 41 раздел «Размышляем о прочитанном» вопрос 4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали-доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Для ответа на этот вопрос необходима словарная работа над словами, обозначающими чувства. Значения слов записываются в тетрадь.

Рефлексия (3 мин)

Я выполнял задание…

Теперь я могу…

Некоторые учащиеся ищут значения слов в толковом словаре. Запись слов и их значений в тетрадь. Ученики озвучивают свои ответы и слушают других.

Фронтальная работа.

Выслушивание и комментирование ответов.

Домашнее задание

1

РЭШ урок 38. Тренировочное задание 13. Приложение № 4

Фиксируют домашнее задание.

индивидуальная

Тема урока

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Никита» и др. Система образов

Форма урока

Эвристическая беседа

Цели урока

1. Понять, как реальность и фантастика взаимодействуют в мире Никиты.

2. Развить представления о фантастике в литературном произведении и о ее роли в жанре.

Образовательные ресурсы

Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : 2 часть / авт.-сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2007

Этапы и задачи урока:

1 этап - Предкоммуникативный. Задача этапа –ввести теорию понятия «фантастика», привести примеры

2 этап - Коммуникативный.

2а. Задача: создать условия для составления сопоставительной цитатной таблицы и работы со средствами выразительности;

2б. Задача: направить размышления учеников на то, что поэтика рассказа ведет к понимаю его смысла.

3 этап - Посткоммуникативный. Задача: мотивировать на создание самостоятельных высказываний о прочитанном рассказе, понимания теоретических основ текста.

Домашнее задание направлено на развитие речи и навыков анализа разных видов интерпретации текста.

Формы и приемы работы

Формы: фронтальная,

Приемы: стратегии смыслового чтения («комментированное чтение» в коммуникативном этапе)

Основные понятия

Быль, фантастика

Домашнее задание к уроку

Составить план рассказа «Никита» Платонова с использованием РЭШ урок 38. Тренировочное задание 13. Приложение № 4

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

совершенствовать навыки работы с прозаическим текстом: выявление особенностей характера главного героя, анализ ключевых фантастических образов, работа с литературоведческими понятиями (быль, фантастика) и понимание их функций в тексте.

познавательные УУД – навыки сопоставления, анализа, синтеза при работе над романом;

коммуникативные УУД – работа над аргументированным ответом по тексту в процессе беседы; умение работать в группе;

регулятивные УУД – выполнять работу соответствии с заданным планом, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Развитие эмоциональной сферы через анализ характера Никиты, привлечение внимания к собственной личности через анализ ситуации покинутости-обретения

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

I.

Предкоммуникативный этап

(мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока)

10

  1. Вступительное слово. Актуализация знаний.

Как вы понимаете, что такое фантастика? Приведите примеры книг, фильмов и других произведений искусства, которые бы вы отнести к фантастике.

#1053;айдите в словаре определение понятия фантастика. (Мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.)

Что означает это слово в переводе с греческого? (Способность воображать.)

Каковы отличительные черты этого понятия? Чем фантастика отличается от реальности?

Мы читаем и разбираем с вами рассказ Платонова «Никита». Есть ли в рассказе фантастические образы? Как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока? (Осмыслить понятия быль и фантастика в рассказе Платонова «Никита»)

1. Оформляют классную работу в тетради.

2. Озвучивают свои ответы и слушают других.

3. Один из учеников ищет определение «фантастики» в словаре.

4. Записывают определение в тетрадь

3. Предлагают формулировки целей урока.

Фронтальная

работа

Выслушивание и комментирование устных ответов

II.

Коммуникативный этап

25

I a

Какие неодушевленные существа представлялись Никите живыми? Как они относились к герою? Давайте составим таблицу образов, которых оживлял Никита. Приложение 5.

IIa 1. Почему отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век (Никита собирается жить трудом)?

#1055;очему Никите хотелось сделать всех живыми? (У Никиты доброе сердце).

Ведут записи в тетради. Находят цитаты, заполняются таблицу

Фронтальная работа, индивидуальная

Учитель регулирует чтение с остановками. Комментирование ответов учащихся. Регулирует записи в тетради.

III.

Посткоммуникативный этап (интерпретация)

10

Обобщающая беседа (7 мин):

Раз Никита обладает добрым сердцем, то фантастические образы, которые порождает его воображение, должны быть добрыми. Но почему мир из его фантазий зол к нему, но при этом он живой? Здесь мы можем сказать о фантастике в сказке.
В сказке фантазия-часть мира. Она материальна и живет рядом с героями.

В несказочном тексте фантастика-плод воображения. «Никита»-рассказ. У рассказа есть определенная структура, которая не предполагает сказку. Как мы можем назвать оживление умерших, оживление того, что относится к неживому миру?. ЧУДО.

Толковый словарь Ожегова :

ЧУДО, а, мн. чудеса, ес, есам, ср. 1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Совершить ч. Свершилось ч. Надеяться на чудеса (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! (о чёмн. совершенно необыкновенном; разг.)

Божественная сила в мир Никиты не смешивается. Но какой силой он оживляет предметы? Сила добра, добротой.

Рефлексия (3 мин)

Я выполнял задание…

Теперь я могу…

Некоторые учащиеся ищут значения слова ЧУДО в толковом словаре. Запись слов и их значений в тетрадь. Ученики озвучивают свои ответы и слушают других.

Фронтальная работа, индивидуальная

Выслушивание и комментирование ответов.

Домашнее задание

1

Посмотреть буктрейлер «Никита», выполненный шестилетней девочкой Казанцевой Дашей (Воронеж). ;t=3s

Письменно ответить на вопросы:

1. Назовите фактические неточности, которые допускает Даша.

2Какие новые образы появились в видео? Почему?

3 Что общего между миром Никиты и миром Даши?

Фиксируют домашнее задание.

индивидуальная


Приложение 1. Д.С. Кондратьев «Портрет А. Платонова» 1978, выставка «Исторические личности глазами художников»

Приложение 2.

Заглавие микротемы

Ключевые слова

Примечания

Приложение № 3В каточку необходимо поставить плюсы напротив критерия. 8-7 -пятерка, 7-5- четверка, от 3-4 тройка, 3 и ниже-двойка.

Приложение 4. Вариант домашнего задания с использованием материалов Российской электронной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...