Главные вкладки
Система уроков литературы в 5 классе по рассказу А.П. Платонова "Никита".
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Разработка урока по рассказу Платонова "Никита" основа на исследовании реального и фантастического в представлении героя о мире в ситуации. Вводится понятие "чудо" как категория, создающая мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frolova_-razrabotka_uroka.docx | 805.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формы контроля |
I. Предкоммуникативный этап (мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока) | 10 |
Возможно, в начальной школе ученики уже встречались с произведениями Платонова (учитель уточнит это до урока у детей или преподавателя начальных классов). По мультфильму детям знакома сказка А.П. Платонова «Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» (Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы / Сост. М.В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1999. Кн. 3. Ч. 2) включён рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб». Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Работа с портретом А.П. Платонова: 1. Внешний облик писателя: выражение лица, поза, костюм. 2. Значение фона и отдельных деталей в раскрытии замысла автора портрета. 3. Колорит портрета, значение цветовой гаммы. 4. Замысел художника: какую особенность писателя хотел выразить художник в данном портрете.
Беседа: Какая тайна писательского мастерства заключена в эпиграфе к статье? Какой совет даёт нам писатель? Где родился писатель Андрей Платонов? Как прошло его детство? Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Как началась литературная деятельность Платонова? Что вам известно об участии писателя в Великой Отечественной войне? Какие произведения Платонова вы уже знаете? Читали ли вы его сказку «Неизвестный цветок», рассказы «Ещё — мама», «Корова»? | 1. Оформляют классную работу в тетради. 2. Озвучивают свои ответы и слушают других. 3. Предлагают формулировки целей урока. | Фронтальная работа | Выслушивание и комментирование устных ответов |
II. Коммуникативный этап | 25 | II a Выразительное чтение начала рассказа до слов «...неморгающими глазами глянуло на Никиту» и рецензирование чтения одноклассников. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Почему мама была вынуждена уходить от сына и оставлять его одного? Какие чувства испытывал мальчик после ухода матери: любопытство, радость, страх, скуку? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста. Почему эти чувства не только называются, но и передаются опосредованно, через фантазии Никиты? Почему неодушевлённые предметы виделись Никите живыми? Почему Никита зовет дедушку- солнце к ним жить? II б Чтение по ролям эпизода «Встреча с отцом» и рецензирование чтения одноклассников. Почему с приездом отца Никита ни в одном существе больше не увидел «тайного человека»? Какими способами писатель передаёт душевный мир мальчика? | Читают выразительно тест, используя карточки оценивания выразительного чтения (Приложение 3). Отвечают на вопросы, комментируют ответы одноклассников.
| Фронтальная работа, индивидуальная | Учитель регулирует чтение с остановками. Комментирование ответов учащихся. Регулирует записи в тетради. |
III. Посткоммуникативный этап (интерпретация) | 10 | Обобщающая беседа (7 мин): Какова тема произведения? О чем говорится в тексте? Какова основная мысль текста? Чему рассказ учит? Какую проблему поднимает автор? С. 41 раздел «Размышляем о прочитанном» вопрос 4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали-доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. Рефлексия (3 мин) Я выполнял задание… Теперь я могу… | Некоторые учащиеся ищут значения слов в толковом словаре. Запись слов и их значений в тетрадь. Ученики озвучивают свои ответы и слушают других. | Фронтальная работа. | Выслушивание и комментирование ответов. |
Домашнее задание | 1 | РЭШ урок 38. Тренировочное задание 13. Приложение № 4 | Фиксируют домашнее задание. | индивидуальная |
Тема урока | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Никита» и др. Система образов | ||
Форма урока | Эвристическая беседа | ||
Цели урока | 1. Понять, как реальность и фантастика взаимодействуют в мире Никиты. 2. Развить представления о фантастике в литературном произведении и о ее роли в жанре. | ||
Образовательные ресурсы | Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : 2 часть / авт.-сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2007 | ||
Этапы и задачи урока: | 1 этап - Предкоммуникативный. Задача этапа –ввести теорию понятия «фантастика», привести примеры 2 этап - Коммуникативный. 2а. Задача: создать условия для составления сопоставительной цитатной таблицы и работы со средствами выразительности; 2б. Задача: направить размышления учеников на то, что поэтика рассказа ведет к понимаю его смысла. 3 этап - Посткоммуникативный. Задача: мотивировать на создание самостоятельных высказываний о прочитанном рассказе, понимания теоретических основ текста. Домашнее задание направлено на развитие речи и навыков анализа разных видов интерпретации текста. | ||
Формы и приемы работы | Формы: фронтальная, Приемы: стратегии смыслового чтения («комментированное чтение» в коммуникативном этапе) | ||
Основные понятия | Быль, фантастика | ||
Домашнее задание к уроку | Составить план рассказа «Никита» Платонова с использованием РЭШ урок 38. Тренировочное задание 13. Приложение № 4 | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
совершенствовать навыки работы с прозаическим текстом: выявление особенностей характера главного героя, анализ ключевых фантастических образов, работа с литературоведческими понятиями (быль, фантастика) и понимание их функций в тексте. | познавательные УУД – навыки сопоставления, анализа, синтеза при работе над романом; коммуникативные УУД – работа над аргументированным ответом по тексту в процессе беседы; умение работать в группе; регулятивные УУД – выполнять работу соответствии с заданным планом, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Развитие эмоциональной сферы через анализ характера Никиты, привлечение внимания к собственной личности через анализ ситуации покинутости-обретения |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формы контроля |
I. Предкоммуникативный этап (мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока) | 10 |
Как вы понимаете, что такое фантастика? Приведите примеры книг, фильмов и других произведений искусства, которые бы вы отнести к фантастике. #1053;айдите в словаре определение понятия фантастика. (Мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.) Что означает это слово в переводе с греческого? (Способность воображать.) Каковы отличительные черты этого понятия? Чем фантастика отличается от реальности? Мы читаем и разбираем с вами рассказ Платонова «Никита». Есть ли в рассказе фантастические образы? Как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока? (Осмыслить понятия быль и фантастика в рассказе Платонова «Никита») | 1. Оформляют классную работу в тетради. 2. Озвучивают свои ответы и слушают других. 3. Один из учеников ищет определение «фантастики» в словаре. 4. Записывают определение в тетрадь 3. Предлагают формулировки целей урока. | Фронтальная работа | Выслушивание и комментирование устных ответов |
II. Коммуникативный этап | 25 | I a Какие неодушевленные существа представлялись Никите живыми? Как они относились к герою? Давайте составим таблицу образов, которых оживлял Никита. Приложение 5. IIa 1. Почему отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век (Никита собирается жить трудом)? #1055;очему Никите хотелось сделать всех живыми? (У Никиты доброе сердце). | Ведут записи в тетради. Находят цитаты, заполняются таблицу
| Фронтальная работа, индивидуальная | Учитель регулирует чтение с остановками. Комментирование ответов учащихся. Регулирует записи в тетради. |
III. Посткоммуникативный этап (интерпретация) | 10 | Обобщающая беседа (7 мин): Раз Никита обладает добрым сердцем, то фантастические образы, которые порождает его воображение, должны быть добрыми. Но почему мир из его фантазий зол к нему, но при этом он живой? Здесь мы можем сказать о фантастике в сказке. В несказочном тексте фантастика-плод воображения. «Никита»-рассказ. У рассказа есть определенная структура, которая не предполагает сказку. Как мы можем назвать оживление умерших, оживление того, что относится к неживому миру?. ЧУДО. Толковый словарь Ожегова : ЧУДО, а, мн. чудеса, ес, есам, ср. 1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Совершить ч. Свершилось ч. Надеяться на чудеса (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! (о чёмн. совершенно необыкновенном; разг.) Божественная сила в мир Никиты не смешивается. Но какой силой он оживляет предметы? Сила добра, добротой. Рефлексия (3 мин) Я выполнял задание… Теперь я могу… | Некоторые учащиеся ищут значения слова ЧУДО в толковом словаре. Запись слов и их значений в тетрадь. Ученики озвучивают свои ответы и слушают других. | Фронтальная работа, индивидуальная | Выслушивание и комментирование ответов. |
Домашнее задание | 1 | Посмотреть буктрейлер «Никита», выполненный шестилетней девочкой Казанцевой Дашей (Воронеж). ;t=3s Письменно ответить на вопросы: 2Какие новые образы появились в видео? Почему? 3 Что общего между миром Никиты и миром Даши? | Фиксируют домашнее задание. | индивидуальная |
Приложение 1. Д.С. Кондратьев «Портрет А. Платонова» 1978, выставка «Исторические личности глазами художников»
Приложение 2.
Заглавие микротемы | Ключевые слова | Примечания |
Приложение № 3В каточку необходимо поставить плюсы напротив критерия. 8-7 -пятерка, 7-5- четверка, от 3-4 тройка, 3 и ниже-двойка.
Приложение 4. Вариант домашнего задания с использованием материалов Российской электронной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...