Технологическая карта открытого учебного занятия на тему: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза
методическая разработка по литературе

Доржиева Сэсэг Доржиевна

Цель урока:

повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;

способствовать развитию  творчества,  ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.

содействовать формированию нравственных понятий в сознании обучающихся (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ostrovskiy_groza.docx83.25 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx2.99 МБ
Файл samoanalizgroza.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МНР

__________________Т.Д. Тугутова

«15» ноября 2023 г

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Доржиева Сэсэг Доржиевна

Учебная  дисциплина

Русская литература

Группа

411

Профессия

Повар, кондитер

Раздел дисциплины

Литература 19 века

Тема изучения

А.Н. Островский

Тема урока

"Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза

Номер учебного занятия  по  КТП

2/16

Вид занятия

Урок

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений и практического опыта

Вид урока

 Практическая работа

Цель урока:  

  • повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;
  • способствовать развитию  творчества,  ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.
  • содействовать формированию нравственных понятий в сознании обучающихся (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

Образовательные результаты

Общие  компетенции

Личностные

Метапредметные:

Предметные

ОК 6

  • формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;
  • закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;
  • отметить нравственную ценность пьесы «Гроза»          А.Н Островского

  • развивать навыки выразительного чтения;
  • совершенствовать коммуникативные и речевые навыки обучающихся;
  • развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

  • привлекать студентов к прочтению и изучению русской современной пьесы;
  • воспитать любовь и уважение;
  • утвердить значимость и ценность каждого слова;
  • передать красоту и поэтичность художественного слова;
  • пробудить желание к добрым и ответственным поступкам;
  • сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности.

Организация образовательной  среды

Педагогические  технологии

Методы  обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

  • -развивающее обучение;
  • -проблемное обучение;
  • -коллективную систему обучения;
  • -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых обучающих игр;
  • -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
  • -информационно-коммуникационные технологии;

  • Словесный
  • практический;
  • наглядный.
  • проблемный метод
  • - игровые;
  • - предметная презентация
  • - практические задания
  • - тесты; и тестовые задания;

История

География

Литература

1) индивидуальная работа;- 1)  работа с учебником

2) фронтальная работа; 

1) беседа;

2) обсуждение;

3) сравнение;

4) опрос

3) групповая форма работы.

План урока

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует.

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

4. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

1.Актуализация опорных знаний и деятельности обучающихся

Проверка домашнего задания

2. Определение цели и задачи урока.

3 .Постановка проблемной задачи.

4.Организует учебную деятельность.

1.Логически думают

2.Отвечают на вопросы.

3. Сравнивают

4. Анализируют

5.Отвечают, дополняют, высказывают свою точку зрения.

6.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока

3. Этап усвоения новых знаний.

Формулирует учебную проблему:

1. Мотивация учебной деятельности (значение слова «совесть»)

2. Организует процесс восприятия, осознания, осмысления первичного закрепления.(репродукция картины И. Левитана)

3. Показывает практическую значимость изученного  материала (Судьба Катерины)

4. Организует групповую работу.

(Дом родителей Катерины- Дом Кабановой, черты характера Катерины- принципы жизни дома Кабановой)

1. Слушают.

2. Обсуждают

3. Анализируют

4.Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

5. Работают самостоятельно

6.Делают вывод

7. Обсуждают проблемную ситуацию

8. Интерпретируют

4. Этап закрепления  новых знаний.

 Использует различные способы закрепления знаний:

1.Работа в группах. Найдите по QR – коду текст и определить героев драмы по описанию. (Молодое поколение в пьесе «Гроза»- Борис Григорьевич – Варвара, Тихон – Катерина. Прочие герои –Кулигин, Феклуша)

2. Фронтальный опрос «Игра «Быстрые ответы»

1.Выполняют задание

2.Определяют героев по характеристике

3.Читают текст

4.Определяют персонажей.

 

5 этап подведения итогов и д/задание

1.Итоги урока «Каждый выбирает для себя» Ю.Левитанский

2. Выставление оценок

3.Домашнее задание

4. Рефлексия

1.Слушают. Задают вопросы, осмысливают выполнение.

  1. Записывают домашнее задание.
  2. Внимательно слушают.
  3. Выполняют задание рефлексии.

Конспект урока

Тема урока: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза

Цели урока: 

  • повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;
  • способствовать развитию  творчества,  ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.
  • содействовать формированию нравственных понятий в сознании обучающихся (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

Ход урока

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует.  Здравствуйте. Сегодня у нас открытый урок.

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

Записываем в тетрадях . Пятнадцатое ноября

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

1.Актуализация опорных знаний и деятельности обучающихся

Слайд 3.картина . Островский, гроза, Калинов, Кабанова с сыном

Все мы знаем игру «Где логика?»

Перед вами подсказки.

Давайте, проверим д\задание.

Предлагаю вам  сыграть в игру «Где логика?».

Слайд 4  картина Гроза и после грозы 

1.– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля?

 (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции?

 (Почти со всеми действующими лицами.)
2.– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги.

3.– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)
 

Слайд 5 картина Катерина

Кто на картине?

Екатерина Андреева Сергеевна- телеведущаяактрисадикторредактор

Императрица Екатерина II Великая

Катерина – главный герой пьесы «Гроза»

2. Определение цели и задачи урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые писатель поднимает и решает в произведениях. В пьесе «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

3. Постановка проблемной задачи. Давайте попытаемся ответить на вопрос:

«Был ли у Катерины иной путь?». Цель нашей работы: раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины гибели.

1.Логически думают.

2.Отвечают на вопросы.

3. Сравнивают.

4. Анализируют.

5.Отвечают, дополняют, высказывают свою точку зрения.

 

6.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

3. Этап усвоения новых знаний.

  1. 1.Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, а как вы понимаете значение слова «совесть»? в словаре Ожегова данное понятие трактуется так: «СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

- Кого из героев можно назвать совестным?

2.Построение ситуации, носящей проблемно – ценностный характер и требующий от студента понимания ее смысла.

(На экране репродукция картины Исаак  Левитана «Вечер. Золотой плес», звучит музыка)

 Плёс — небольшой город, расположенный на правом берегу Волги. В XIX веке он принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области. Левитан приезжал в Плёс в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и написал много известных картин.

На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. Церковь с колокольней, которая видна на картине — это Церковь Варвары Великомученицы[. Правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей — это дом купца Грошева, часть которого некоторое время снимали Левитан и его спутница, художница Софья Кувшинникова, которая также изобразила этот дом на одной из своих картин. Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Картина «Вечер. Золотой Плёс» была приобретена Павлом Третьяковым в 1890 году, вместе с другой известной картиной Левитана «После дождя. Плёс.

Задание 1. Слайд 7 (родительский дом, птичка, кольцо, клетка)

Работа с текстом,  заполнение таблицы «Судьба Катерины». 

Каждой группе необходимо подготовить сообщение об определенном этапе жизненного пути Катерины и сделать вывод.

1 гр.- жизнь в родительском доме.

2 гр. – замужество, Дом Кабанихи

3гр – Гибель Катерины

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.

Теперь давайте выясним, черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины            - Принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие                                     -    подчинение

Независимость                                     - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства  – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность          - отсутствие духовных начал

Религиозность                                     - религиозное лицемерие

Решительность                                     - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта , бескорыстие                       - грубость и брань

Честность , непосредственность          – обман

Вывод: Для Катерины - Главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

3.Выявление «веера» возможных позиций учащихся по отношению к проблемной ситуации. 5 мин.

- Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова.

- Как вы оцениваете ее поступок? Сила это или слабость? Случайность или закономерность?

(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель - это отказ от действий, преодоления трудностей )

- Можно ли было избежать трагического финала?

(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).

Осуждаете вы ее или оправдываете?

(Аргументируйте свой ответ)

- Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.

4. Интерпретация пьесы современниками. 9 мин.

Переходим к следующему этапу работы «Сквозь призму времени».

Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабановы, Дикой, Молчалины, Чичиковы, Хлестаковы.

Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала.

 Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы. 

1-й группе – изменить взаимоотношения со свекровью.

Начало диалога – фраза Кабановой: «Приказывай жене – то, как жить без тебя…». Явление 3 стр 24

2-й группе было предложено задание: Катерине изменить себя.

Составить диалог используя фразу Катерины: «Куда теперь? Домой?...» стр 52 явление 4

3-й группе – изменить явление шестое 7 стр 54 Гибель Катерины

Составить диалог, Кулигин, Кабанова, Тихон

1. Слушают.

2. Обсуждают.

3. Анализируют.

4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

5. Работают самостоятельно.

6.Делают вывод.

7. Обсуждают проблемную ситуацию.

8. Интерпретируют.

4. Этап закрепления  новых знаний.

1.Организовывает групповую работу

Работа в группах. Задание : Найдите поQR- коду текст, определите персонажей героев драмы по характеристике в описании,

1 группа:

https://qr-code-generator.online/img/qrcode1575420811.png https://qr-code-generator.online/img/qrcode1575421111.png

Молодое поколение.

Катерина

Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.

Тихон Иванович Кабанов.

Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.

2группа

https://qr-code-generator.online/img/qrcode1575421413.png https://qr-code-generator.online/img/qrcode1575425603.png

(Борис Григорьевич.)

Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия.

(Варвара.)

Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность.

Кудряш Ваня.

Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.

3 группа:

 https://qr-code-generator.online/img/qrcode1575425784.pnghttps://qr-code-generator.online/img/qrcode1575425990.png

Прочие герои.

(Кулигин )

Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу.

(Феклуша)

Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница

2.Организовывает  игру. (фронтальный опрос)

 Игра «Быстрые ответы » по пьесе "Гроза" Островского

  1. В каком городе происходит действие пьесы "Гроза" Катилов Калинов Томилов Кутилов
  2.  На берегу какой реки находится город, в котором живут герои пьесы? Днепр Ока Волга Дон
  3.  К какому сословию принадлежит семья Кабанихи? мещане дворяне купцы крестьяне
  4.  Как зовут мужа Катерины? Борис Савел Иван Тихон 
  5. . Как зовут дочь старухи Кабанихи? Марфа Феклуша Варвара Катерина
  6. . В какой город уезжает Тихон Кабанов на 2 недели? Иваново Москва Петербург Киев
  7. . С кем тайно встречается Варвара? с Диким с Борисом с Кулигиным с Кудряшом 
  8. . Борис является племянником: Дикого Кулигина Кудряша Тихона
  9. . Где однажды ночью собираются спать Варвара и Катерина? на чердаке в беседке в летней кухне на сеновале
  10. . В каком городе вырос и учился Борис? Петербург Париж Москва Рим
  11.  На каком инструменте играет Кудряш? балалайка баян гитара скрипка
  12. Кого винит Тихон в смерти Катерины?  Бориса Кабаниху Варвару себя
  13. . Куда уезжает Борис на 3 года по приказу Дикого? в Москву в Петербург в Сибирь во Францию
  14.  Сколько ночей Катерина тайно встречается со своим возлюбленным? 7 8 9 10
  15. Кто из героев мечтает создать "перпетуум-мобиле" (вечный двигатель)? Кудряш Борис Кулигин Шапкин
  16. С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы? с Кулигиным с Кудряшом с Борисом с Диким
  17.  Как зовут странницу в пьесе "Гроза"? Феклуша Глаша Дуняша Марфа
  18. Какой предмет Варвара крадет у матери и дает Катерине? кошелек ключ кольцо дневник

 

  1. Выполняют задание.
  2. Определяют героев по характеристике.
  3. Читают текст.
  4. Определяют персонажей.

         

  1. Играют, отвечают на вопросы.

5 этап подведения итогов и д/задание

Итог урока(вывод):

«Сквозь призму времени» мы видим, что многие проблемы характерны для современников. «Современная» Катерина также оказывается перед выбором. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, быть рядом с любимым человеком иной путь может быть найден.

Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора великое множество.

За неумением выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей.

Выбирать - это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него , любить или позволять себя любить.

Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении Ю. Левитанский. (текст на экране)

Стих. «Каждый выбирает для себя». Юрий Левитанский.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя.

Выставление оценок.

- Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.

- Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте

Домашнее задание. 1

Подготовить сообщение

Задание №1  «Как сложится жизнь Бориса, Тихона после гибели Катерины?»,

«Что изменилось в городе Калинове после гибели Катерины?»

-Задание №2. Написать эссе «Был ли иной путь у Катерины?»

 «Оправдываю или осуждаю поступок Катерины».

Рефлексия.

-Чему научил вас сегодняшний урок?

(Каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)

  1. Слушают.
  2. Рефлексируют.
  3. Записывают домашнее задание.

Молодое поколение.

1.Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.

2.Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.

2группа

1.Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия.

2.Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность.

Кудряш Ваня.

Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.

3 группа:

Прочие герои.

1.Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу.

2.Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница.

1 гр.- жизнь в родительском доме.

1

2

3

4

5

6

7

8

2 гр. – замужество, Дом Кабанихи

1

2

3

4

5

6

7

8

3гр – Гибель Катерины

1

2

3

4

5

6

7

8

Игра «Быстрые ответы» по пьесе "Гроза" Островского

  1. В каком городе происходит действие пьесы "Гроза" Катилов Калинов Томилов Кутилов
  2.  На берегу какой реки находится город, в котором живут герои пьесы? Днепр Ока Волга Дон
  3.  К какому сословию принадлежит семья Кабанихи? мещане дворяне купцы крестьяне
  4.  Как зовут мужа Катерины? Борис Савел Иван Тихон 
  5. . Как зовут дочь старухи Кабанихи? Марфа Феклуша Варвара Катерина
  6. . В какой город уезжает Тихон Кабанов на 2 недели? Иваново Москва Петербург Киев
  7. . С кем тайно встречается Варвара? с Диким с Борисом с Кулигиным с Кудряшом 
  8. . Борис является племянником: Дикого Кулигина Кудряша Тихона
  9. . Где однажды ночью собираются спать Варвара и Катерина? на чердаке в беседке в летней кухне на сеновале
  10. . В каком городе вырос и учился Борис? Петербург Париж Москва Рим
  11.  На каком инструменте играет Кудряш? балалайка баян гитара скрипка
  12. Кого винит Тихон в смерти Катерины?  Бориса Кабаниху Варвару себя
  13. . Куда уезжает Борис на 3 года по приказу Дикого? в Москву в Петербург в Сибирь во Францию
  14. . Сколько ночей Катерина тайно встречается со своим возлюбленным? 7 8 9 10
  15. Кто из героев мечтает создать "перпетуум-мобиле" (вечный двигатель)? Кудряш Борис Кулигин Шапкин
  16. С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы? с Кулигиным с Кудряшом с Борисом с Диким
  17.  Как зовут странницу в пьесе "Гроза"? Феклуша Глаша Дуняша Марфа
  18. Какой предмет Варвара крадет у матери и дает Катерине? кошелек ключ кольцо дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятнадцатое ноября

Слайд 6

Исаак Ильич Левитан. Вечер . Золотой Плес



Предварительный просмотр:

Доржиева Сэсэг Доржиевна

Преподаватель русского языка и литературы

Самоанализ открытого урока по русской литературе. 15.11.2023 г.

Тема урока: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного

выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза

Группа 411

Вид занятия - урок

Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений и практического опыта

Вид урока – практическая работа

В 411 группе -24 студента, присутствовало - 20  чел.

 Отсутствовали по болезни. -4 чел.

Соблюдены возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост творческого потенциала и познавательных мотивов.

Целью урока было повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»; способствовать развитию  творчества,  ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.

содействовать формированию нравственных понятий в сознании обучающихся (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров. Первым этапом урока , был организационный момент.

      На этапе всесторонней проверки знаний в начале урока создала, условия для интереса к продолжению темы урока предложив формат игры «Где логика?».   Студенты весело обсуждали, сравнивали, логически думали, анализировали, отвечали. Проверили домашнее задание: Прочитать пьесу Островского «Гроза».

 С помощью игры «Где логика?» я подвела к цели урока и создала проблемную задачу «Был ли у Катерины иной путь?».

На этапе усвоения новых знаний мотивацию учебной деятельности.

На этом этапе урока образовательным результатом было, владение умением анализировать с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

На этапе актуализации учебного материала беседовали, обсуждали ,обобщали, развивали навыки выразительного чтения, совершенствовали  коммуникативные и речевые навыки , развивали память, внимание, творческие способности, критическое мышление. На задании интерпретации пьесы применен прием «Моделирование» (творчески мыслить)

На этапе закрепление знаний были использованы работа в группах, фронтальный опрос. Был применен прием «Коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). Этот прием заставляет студентов  мгновенно включаться в работу. На всех этапах урока использованы словесный, практический, наглядный методы и приемы обучения. Использованы различные способы закрепления знаний, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности; междисциплинарные и межкурсовые связи с предметами истории, географии и литература.  Подводя итоги урока, сделали вывод, закрепили полученные умения и навыки при анализе художественного текста.

 Рефлексия проведена в форме: Высказывания. Дана мотивация для выполнения домашнего задания.  Активная работа студентов привела к достижению цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Конспект и технологическая карта открытого учебного занятия по теме "Обслуживание в ресторане. Сравнительная степень наречий"

В данном файле представлен подробный конспект открытого учебного занятия, расчитанного на 2 ак.часа. Так же, прилагается технологическая карта, в которой подробно указано сколько времени затрачивается...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное учебное занятие в условиях инклюзии»

Современное учебное занятие в условиях инклюзии...

Технологическая карта открытого учебно-тренировочного занятия по футболу

Технологическая карта открытого учебно-тренировочного занятия по футболу на тему "Прием и передача мяча различными способами". Базовый уровень 1 год обучения....

Технологическая карта открытого учебного занятия по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», реализующего УУД

Урок усвоения новых  знаний. Урок моделирования и преобразования модели. Урок постановки учебной задачи.Учебная задача – это такая задача, решая которую учащиеся открывают для себя наиболее...

Технологическая карта открытого учебного занятия на тему: "Лексика. Слово в лексической системе языка".

Систематизировать знания по разделу «Лексика»; Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова,...