Открытый урок на тему «Геродот «Легенда об Арионе, А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Суюндикова Минзаля Юлаевна

Задачи деятельности учителя:

- способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить с «Легендой об Арионе»; расширить представления о мифах, рассказывающих об искусстве, также познакомить со стихотворением «Арион» А.С.Пушкина, сделать сравнительный анализ двух произведений.

Тип урока: усвоение новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rl_6_kl_legenda_ob_arione.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Аллабердинская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по литературе

«Геродот «Легенда об Арионе,

А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»

Класс: 6

Учитель: Суюндикова М.Ю.

Алабердино 2024

Открытый урок по литературе в 6 классе
ГЕРОДОТ «ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ» И А.С. ПУШКИН «АРИОН».

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Задачи деятельности учителя:

- способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить с «Легендой об Арионе»; расширить представления о мифах, рассказывающих об искусстве, также познакомить со стихотворением «Арион» А.С.Пушкина, сделать сравнительный анализ двух произведений.

Тип урока: усвоение новых знаний

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: иметь представления о мифах и мифологии, о понятии «легенда», «стихотворение»; находить общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; владеть навыками сравнительного анализа текста;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к легендам и мифам Древней Греции, к творчеству А.С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры; оценивать выразительное чтение одноклассников;

 коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умениями пересказа.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение, самостоятельная работа, работа с учебной статьей).

Оборудование: выставка книг «Легенды и мифы Древней Греции»; портреты Геродота и А.С. Пушкина, иллюстрации к легенде, эпиграф к уроку: «Музыка – высшее в мире искусство» (Л. Н. Толстой).

Основные понятия и термины: легенда.

Ход урока

Музыка – высшее в мире искусство.

Л. Н. Толстой

I. Организационный момент

Постановка целей и задач урока.

Вступительное слово учителя.

– На предыдущих уроках вы получили представление о мифах Древней Греции. И мы говорили о том, что древнегреческую мифологию называют сокровищницей мировой культуры.

А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом.

  1. Прием «Верные и неверные утверждения»

 Верно ли утверждение?

Задание: Выберите верные утверждения: (П)

1

У всех древних народов были свои мифы. (а)

2

Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б)

3

Мифы появились задолго до письменности. (г)

4

У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д)

5

В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е)

6

 Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е)

7

Создателем всех древнегреческих мифов является Гомер (ж)

8

В мифах древнегреческие поэты рассказывали только о богах. (з)

9

Геракл совершил 12 подвигов и после двенадцатого подвига был освобожден от службы Эврисфею (л)

10

Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н)

Вывод: что мы знаем о мифах?

Ключ:

верные ответы-1-а, 3-г,  4-д,  5-е, 6-е, 9-л, 10-н. Соберите слово из полученных ответов 9, 5, 3, 6, 10,4, 1. (легенда)

- Итак, какова же тема нашего урока?

(Ответы учащихся)

•Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?

«Знаю»                                                      

•Поэта А.С. Пушкина.

«Узнаю»

Слайд 3.

•Что такое легенда? Почему одинаковое  название «Арион».

II. Изучение нового материала.

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о значительных событиях в жизни людей передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сегодня нам предстоит познакомиться с одной из знаменитых легенд древнегреческой мифологии – «Легендой об Арионе». Она была записана древнегреческим историком Геродотом. Арион – исторически реальное лицо, жил в VII веке до н. э. Арион наделен талантом музыканта. Известен фрагмент его произведения «Гимн Посейдону».

Как мы знаем, тема искусства в мифах Древней Греции занимает особое место. Бог Аполлон широко известен как покровитель искусства, поэзии и музыки. И, например, в Москве на здании академического Большого театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

1. Знакомство со статьей учебника «Легенда» (с. 185).

Вопросы для беседы:

– Что такое легенда?

– Что такое миф?

– Что общего и различного в понятиях «миф» и «легенда»?

        Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

        Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

        Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожегова:

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

 Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.  

•Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?  

Слайд 4.

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

Слайд 5.

•Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.

  1. Словарная работа

Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель

Кифаред – тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков

Дифирамб – преувеличенно восторженная похвала

  1. Выразительное чтение «Легенды об Арионе» (учащимися)

Беседа по вопросам:

  • Когда и где происходит действие легенды?
  • Почему Арион оказался именно на этом корабле?
  • Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
  • Каким показан Периандр?
  • Что в образе Ариона особенно привлекает?
  • Почему это произведение называется легендой?
  • Что главное узнали из легенды?
  • Когда и где происходит действие легенды?
  • Почему Арион оказался именно на этом корабле?
  • Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
  • Каким показан Периандр?
  • Что в образе Ариона особенно привлекает?
  • Почему это произведение называется легендой?
  • Что главное узнали из легенды?

         III. Анализ текста легенды

Слайд 6.

2. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)

События

Лица

Приключилось в жизни величайшее дело.

Периандр Коринфа

Нажил великое богатство.

Возвращается в Коринф.

Арион из Мефимны – кифаред.

Сочинял дифирамбы.

Завладеть сокровищами Ариона.

Корабельщики задумали злое дело.

Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

Дельфин вынес Ариона  к Тенару.

Ответ: события.

•Приключилось в жизни величайшее дело.

•Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.

•Завладеть сокровищами Ариона.

•Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

Ответ: люди.

•Периандр Коринфа

•Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.

•Корабельщики задумали злое дело.

•Дельфин вынес Ариона  к Тенару.

Слайд 7.

2.Сопоставим образы Периандра и Ариона.

•Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Ответ.

Арион.                                                                                                          Периандр Мудрый, талантливый человек.                            Человек, облечённый властью

Обучил хор. Великий певец.                        Недоверчивый. Не поверил Ариону          Перед лицом смерти ведёт достойно:            о его опасном приключении и

поёт последнюю песнь                                  чудесном спасении

                                                                       Уличил корабельщиков в преступлении

Слайд 8.

•Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала).

Ответ.

        В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный,  талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

        Корысть, желание лёгкой наживы  определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

        Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

        Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

3. Работа по учебнику (вопросы 1–3, с. 187).

– Почему это повествование называется легендой? (Это повествование называется легендой, потому что оно записано Геродотом на основе устного предания, существовавшего в Коринфе и на острове Лесбос. Повествование рассказывает о реальных людях. Сказочное обогащение Ариона в Италии и на Сикелии и спасение его дельфином могут восприниматься как фантастические события. Мифы и легенды появились в древности. Люди создавали их, чтобы найти объяснение непонятных явлений природы и возникновения мира, рассказать другим о необыкновенных событиях.)

Вывод: легенды, мифы и сказки – произведения устного народного творчества. Во всех этих повествованиях есть фантастические элементы.

4. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

IV. Знакомство со стихотворением А.С Пушкина «Арион». Сопоставительный анализ двух произведений

А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

•Предположите, почему он выбрал такое название?

Ответы.

•Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.

•Понравилась легенда…

Слайд 9.

Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В глубь мощны веслы. В тишине

На руль склонясь,

    наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я — беспечной веры полн, —

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный...

Погиб и кормщик, и пловец!

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Слайд 10.

•О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?

Ответ.

•Восстание декабристов на Сенатской площади.

Слайд 11-12.

•Из истории создания стихотворения «Арион».

•Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.

•Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.

Слайд 13.

•Как использует Пушкин сюжет древней легенды?

  1. Дифференцированное задание учащимся: Выберите из текста  примеры  для цитирования?

Работа в группах. Выявление сходства и различий произведений

-Выявите сходство, при этом можете составить план

Ответ. (план)

•Одинаковое название.

•Драматизм сюжета.

•Герои - корабельщики.

•Спасение Ариона.

•Талант поэта  и  ценность искусства

        Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

Слайд 14-15.

•Выявим различия в этих произведениях?

•Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Ответ.

Легенда об Арионе.

Стихотворение «Арион».

Корабельщики – враги

 Ариона.

Арион в кругу друзей

Арион  бросается в  воду

Вместе с другими  становится   жертвой «вихря»

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю  песнь

« Я гимны прежние пою…»

Слайд 16.

•Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Ответ.

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе  по поводу гибели друзей.

“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

V. Практическая деятельность: самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.

Легенда, как и миф, появилась_________________________________

Легенды, как и _____________, __________________автора.

Легенду об Арионе записал _______________________________.

VI. Работа со словарем.

– Какие слова и выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии, вам известны? Запишите их. Значение выражений найдите в словаре.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Итак, мы узнали, что человек в Древней Греции ценился не только за могучую силу, но также за ум и различные таланты. Вспомним бога Аполлона. Когда он появлялся на Олимпе в сопровождении 9 муз и играл на своей кифаре, то звуки музыки и пение муз покоряли всех вокруг. Кругом воцарялась тишина. «Музыка – высшее в мире искусство», – сказал великий русский писатель Л. Н. Толстой.

Сегодня ваши знания о мифах, посвященных теме искусства, значительно расширились. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Закончите предложения:

•Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

VIII. Домашнее задание (по выбору)

1. Подготовьте пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона.

2. Найдите общность и различие мифа и легенды.

3. Прочитать статью учебника «Гомер и его поэмы “Илиада” и “Одиссея”», с. 188–191.

Рабочие листы

  1. Прием «Верные и неверные утверждения»

 Верно ли утверждение?

Задание: Выберите верные утверждения: (П)

1

У всех древних народов были свои мифы. (а)

2

Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б)

3

Мифы появились задолго до письменности. (г)

4

У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д)

5

В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е)

6

 Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е)

7

Создателем всех древнегреческих мифов является Гомер (ж)

8

В мифах древнегреческие поэты рассказывали только о богах. (з)

9

Геракл совершил 12 подвигов и после двенадцатого подвига был освобожден от службы Эврисфею (л)

10

Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н)

  1. Работа с таблицей

Заполните таблицу

События

Лица

Приключилось в жизни величайшее дело.

Нажил великое богатство.

Возвращается в Коринф.

Завладеть сокровищами Ариона.

Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

  1. Работа в группах

Выявите сходство и различие легенды и стихотворения

Сходство

Различие

  • Название

  • Сюжет

 

  • Герои

  • Концовка произведений

  • О чем эти произведения

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с самопроверкой

Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.

Легенда, как и миф, появилась_________________________________

Легенды, как и _____________, __________________автора.

Легенду об Арионе записал _______________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Геродот . Легенда об Арионе"

Иллюстративное сопровождение  урока по теме "Легенда об Арионе"...

Сравнительный анализ лирических произведений

Сравнительный анализ лирических произведений...

Открытый урок по теме: "Бородино- дискуссия двух столетей"

Урок был проведен в 9в классе в рамках  школьного этапа "Учитель года 2024". На уроке присутсвовали завучи гимназии и гости - участники конкурса "Учитель года 2023" предапават...