Открытый урок по теме: "Бородино- дискуссия двух столетей"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок был проведен в 9в классе в рамках школьного этапа "Учитель года 2024". На уроке присутсвовали завучи гимназии и гости - участники конкурса "Учитель года 2023" предапаватели из ВУЗов Бурятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_na_temu_borodino_-_disskusiya_dvuh_stoletiy.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока по истории
Учитель: Сандукова Валентина Сергеевна
Тема: «Бородино - дискуссия двух столетий»
ЦЕЛЬ - организовать работу, исследуя исторические источники, кому принадлежит победа в Бородинской битве 26 августа 1812 года
ЗАДАЧИ:
Образовательные
- Обеспечить усвоение учащимися соотношения сил, основных событий и итогов Бородинского сражения
- Добиться понимания героизма русского солдата и таланта русских полководцев.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.
Развивающие:
- Обеспечить развитие речи учащихся путём самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
- Обеспечить развитие дискуссионных навыков;
- Обеспечение ситуации эмоционального переживания.
- Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
- Продолжить формирование материалистического мировоззрения.
ТИП УРОКА: комбинированный (несколько форм обучения: традиционную лекцию учителя, работу в парах или группах, использование интерактивных технологий и самостоятельную работу учеников)
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: карты, компьютерная презентация, тестовый материал.
Планируемый результат:
Предметный :
Получение знаний по теме «Бородинское сражение».
Личностный:
- Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу, перечитать литературу по данной теме, как художественную, так и научно-публицистическую, найти самостоятельно информацию об участниках, событиях Бородинского сражения 1812 года.
2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде.
Метапредметный:
Полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, выстраивать в систему аргументации.
- Организационный этап - приветствие, выяснить, кто отсутствует
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
- Актуализация знаний
V. Основная часть (изучение нового материала)
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Смоленское сражение
- Назначение Кутузова главнокомандующим.
- Бородинское сражение.
- Совет в Филях и оставление Москвы.
- Гибель «Великой армии».
VI. Закрепление изученного материала
VII. Рефлексия. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
ХОД УРОКА (конспект урока):
- Организационный этап – приветствие
- Проверка Д/З ( каждой группе по 1 вопросу)
Ответить на вопросы
- Назовите причины начала Отечественной войны 1812 года. Вспомните планы сторон на начальном этапе войны.
- Назовите причины отступления русской армии на начальном этапе Отечественной войны 1812 года?
- Какое сражение было дано французам в 16 августа 1812 года, после объединения двух русских армий? Назовите итоги этого сражения?
3. Постановка целей и задач урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начинаю урок со строк стихотворения великого русского писателя М.Ю.Лермонтова.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Учитель: Ребята, вы все прекрасно знаете к какому событию посвящены эти строки, определите самостоятельно тему урока. (Бородинское сражение)
-Интерес к Бородинской битве, как в России, так и во Франции не утихает много десятков лет.
Генеральное сражение при Бородино является самым значительным военным столкновением не только Отечественной войны 1812 года, но и всего периода наполеоновских войн в Европе.
Бородино в российском самосознании всегда было символом патриотизма, воинского долга, чести и мужества.
Не удивительно, что после сражения каждый из полководцев, нисколько не смущаясь, объявил победителем… себя.– какая цель нашего урока
Накануне битвы
Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому 20 августа император Александр 1 подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками М.И.Кутузова.
Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия его предшественника были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. Лишь в 110 км. от древней столицы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
Силы сторон были примерно равны:
Франция- 135 тыс. человек и 587 орудий
Россия-132 тыс. человек и 640 орудий.
Запись на доске и в тетради: 26 августа 1812 г.- Бородинское сражение
Работа с картой: найдите на карте расположение русской и французской армий накануне битвы
- Актуализация
- просмотр видео
- Основная часть
1 этап
- работа в группах.
Описать по учебнику и дополнительным материалам: роль и значение в битве Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского.
- группы составляют на интерактивной доске кластер о значении Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Делают общий вывод о том, каков итог битвы.
2 этап
Метод «Ажурная пила»
- Бородино глазами французов - 1 группа
- Бородино глазами отечественных участников - 2 группа
- Бородино глазами историков XIX века - 3 группа
-Бородино глазами историков XX - XXI века - 4 группа
Термины: флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия.
- Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению выиграл эту битву?
- группы на доске составляют схему о доводах в пользу победы русской или французской армии
( Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тысяч человек, русские – 45 тысяч человек.)
Учитель: во время ответа необходимо вспомнить цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских.
VI.Рефлексия - метод 6 шляп - каждая группа берет по 2 роли.
VIII. Домашнее задание
Прочитать параграф 4.
Задание на выбор:
1. Подготовить проектную работу по теме: «Война 1812 года в народной памяти»
2. Подготовить сообщение о героях войны 1812 года, по возможности из своей семьи
Бой за Шевардинский редут
За двое суток до начала основного сражения, 24 августа, русские и французские войска схлестнулись в борьбе за укрепления левого фланга — редуты у деревни Шевардино. Авангард Наполеона, двигаясь в сторону Бородина, внезапно натолкнулся на силы под началом генерал-лейтенанта Коновицина, прикрывавшие главные силы и подступы к укреплённым позициям у Шевардина. Сложность ситуации заключалась в том, что к моменту начала стычки эти редуты не были приведены в должный порядок: из-за большого количества глины в почвах изменять ландшафт оказалось тяжёлым делом.
Столкнувшись с почти 35 тыс. французов, отряд Коновицина отошёл к Шевардину, где соединился с силами под началом генерала Андрея Горчакова — силы русских возросли до 11 тыс. человек. Положение было практически безвыходным: французские полки стремились охватить позиции русских, отрезав их от основных сил, и овладеть укреплениями. Яростные атаки войск Наполеона против Шевардинского редута объяснялись ещё и тем, что император принял эту оборонительную позицию за часть основной линии русских.
Французы несколько раз прорывали линию обороны русских и проникали в редуты, однако раз за разом контратаки солдат Горчакова восстанавливали статус-кво. Баталия шла до вечера, пока, наконец, из ставки не пришёл приказ Кутузова оставить Шевардино и отступить за Семёновские флеши. Первая стычка осталась за французами, однако в бою овладеть редутами им не удалось. События вокруг Шевардинского редута ясно показали, что основное сражение обещает быть максимально тяжёлым и будет сопровождаться большими потерями с обеих сторон. Проигрывать не хотел никто.
Багратионовы флеши
Данные разведки и бой под Шевадрино показали Наполеону, что наиболее уязвимой частью русских построений является их левый фланг. Именно сюда и направил главный удар французский полководец. Однако перед тем, как обрушиться на Багратионовы флеши, по которым в половину шестого утра нанесла удар французская артиллерия, он провёл решительный манёвр на правом фланге русской армии, против сил, стоявших в селе Бородино. Атака корпуса Богарне после недолгого, но кровопролитного боя увенчалась успехом: русские егеря были выбиты из деревни к семи утра. Разместив на новых позициях артиллерию, французы начали бить по центральным укреплениям Кутузова.
Одновременно с этим Наполеон повёл решительное наступление на Семёновские флеши силами корпусов лучших маршалов Франции: Даву, Нея и Мюрата. В общей сложности французы штурмовали укрепления, обороной которых командовал генерал Багратион, около восьми раз (среди историков существуют споры относительно количества штурмов, однако хронология боевых действий на левом фланге позиций русских в целом общепринята).
Несмотря на успехи войск Наполеона, закрепившихся в южной части флеш, силы Багратиона не давали полностью выбить себя с позиций, то и дело предпринимая успешные контратаки, в которых погибали командиры полков и корпусов. Пули и картечь не щадили и французских военачальников: маршал Даву был серьёзно ранен во время одного из штурмов. Арман де Коленкур, свидетель событий у Бородина, вспоминал: «Ещё не было случая, чтобы неприятельские позиции подвергались таким яростным и таким планомерным атакам и чтобы их отстаивали с таким упорством».
К 10 часам утра Наполеон сосредоточил против Семёновских флешей около 40 тыс. человек при поддержке более чем 300 артиллерийских орудий. Оборонявшихся, значительно поредевших за несколько часов боёв, было в 2 раза меньше. Генерал Багратион лично участвовал в обороне во время решающего штурма, но ранение осколком ядра в бедро оказалось для военачальника смертельным. Новость о случившемся с Багратионом серьёзно подорвала боевой дух русских войск, которые под напором неприятеля начали постепенно оставлять укрепления. Генерал Алексей Ермолов вспоминал: «В мгновение пронёсся слух о его смерти, и войска невозможно удержать от замешательства… Одно общее чувство отчаяние».
Отступив к селу Семёновское, 2-я армия, которой теперь командовал генерал Пётр Коновницын, закрепилась на овраге и картечью остановила продвижение французов. С 12 часов утра почти до конца сражения войска Наполеона предпринимали безуспешные атаки с целью овладения селом, но русские стояли насмерть. Этому локальному успеху способствовал тот факт, что к этому времени основной удар французы перенесли на центральные позиции сил Кутузова.
Долгому сопротивлению Багратионовых флешей способствовали успешные оборонительные бои на Утицком кургане, защищавшие левый фланг Семёновских редутов. На этом участке против русских корпусов под командованием генерала Николая Тучкова действовали силы, возглавляемые Юзефом Понятовским. Изначально русские войска на этих позициях планировались для активных ударов по силам неприятеля, штурмовавшим флеши, однако ситуация сложилась таким образом, что корпусам Тучкова самим пришлось обороняться. Сражение за курган, переходивший несколько раз из рук в руки, продолжалось до тех пор, пока Багратион удерживал Семёновские флеши — после отступления русских войск на этой позиции генералу Багговуту, сменившего убитого во время очередной контратаки Тучкого, пришлось отойти на восток на соединение с 2-й армией.
Батарея Раевского
Курганная батарея, на которой располагались силы 7-го пехотного корпуса генерала Николая Раевского, была ключевой позицией русской армии на Бородинском поле. Отсюда артиллерия контролировала практически все подступы к оборонительной линии, поэтому, завязнув в схватке за Багратионовские флеши, Наполеон принял решение захватить курган во что бы то ни стало. Поражение на этом участке грозило обрушить всю систему укреплений сил Кутузова, поэтому за батареи развернулась схватка, по накалу и потерям не уступавшая событиям на левом фланге.
В 9 часов утра французы под командованием Эжена де Богарне начали наступление. Силы оборонявшихся были ослаблены тем, что их часть отправилась помогать отбивать атаки на левом фланге. Тем не менее первую попытку занять редуты русские смогли отбить благодаря артиллерийскому огню. Перегруппировав свои силы, Богарне начал новую атаку, которая на сей раз привела к частичному успеху: французская пехота смогла занять часть редутов. Казалось, что противнику удастся склонить чашу весов в свою пользу, но благодаря усилиям генерала Ермолова, проезжавшему мимо позиций, в результате успешной контратаки французы были выбиты из Курганной батареи. По воспоминаниям генерала, он собрал отступавших солдат, привлёк резерв и возглавил силы для штыковой атаки, при этом «имел в руке пук Георгиевских лент со знаками отличия военного ордена, бросал вперёд по нескольку из них, и множество стремились за ним».
Неудача французов в атаке на Курганную высоту позднее объяснялась плохо скоординированными действиями нападавших и отсутствием численного перевеса: с обеих сторон в стычке участвовали по 20 тыс. человек. После того, как русские были вынуждены оставить Багратионовы флеши, Наполеон решил сосредоточить удар именно по этой позиции, отказавшись от развития наступления на левом фланге, где русским, несмотря на поражение, удалось закрепиться на новых рубежах и отбить все попытки атак неприятеля.
Постоянно получавший донесения с поля битвы, Кутузов, видимо, догадался о замысле Наполеона. Очередную атаку защитники Курганной батареи могли просто не пережить — потери были слишком велики, а времени на передышку противник не давал. Поэтому русское командование приняло решение провести отвлекающий манёвр с помощью кавалерии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме "Живопись Англии 18-19 столетия".
Разработка открытого урока по теме Живопись Англии 18-19 века....
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"
Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовн...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"
Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовн...
Открытый урок-дискуссия "Петр Первый" (10 класс)
Открытый урок-дискуссия "Петр Первый"...
Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. Бизе – Щедрин Кармен – сюита
Презентация содержит иллюстративный и музыкальный матереал к теме: "Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. Бизе – Щедрин Кармен – сюита" в 8 классе по программе Г.П. Сергеевой, ...
Открытый урок в 7 классе "Система двух линейных уравнений с двумя переменными, как математическая модель реальных ситуаций"
Урок открытый для молодых специалистов...
Открытый урок-дискуссия по литературе в 9 классе
laquo;Гений и злодейство две вещи несовместные» ( по произведению А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”)....