Анализ текста 2
методическая разработка по литературе (10 класс)

Ирина Юрьевна Козлова

Использование ТРКМ в процессе анализа художественного текста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Преподаватель предлагает познакомиться с названием рассказа. Задаётся вопрос: что представляет собой заголовок - тему, проблему или идею. Группа вместе с учителем составляет кластер: к теме подбираются четыре проблемных вопроса, например «Что такое отчаяние?», «Почему человек отчаивается?», «Как / В чём проявляется отчаяние?», «К чему приводит отчаяние?» К каждому вопросу подбираются два ответа (идеи). После обсуждения преподаватель предлагает узнать, над каким проблемным вопросом задумывался писатель и к какому решению он подводит читателя.

Слайд 2

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Прочитав первое предложение рассказа Бондарева («Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены - мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки»), учащиеся определяют, с чего начинается текст - с экспозиции или сразу с завязки. Для осмысления прочитанного используются вопросы Бенджамина Блума. Его «ромашка» включает в себя шесть типов вопросов. Самый простой – фактический (например, «Что сделал мальчик?»). Уточняющий начинается со слов «Правильно ли я понял...» (например, «...что мальчик совершил преступление?»).

Слайд 3

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Интерпретирующий , или объясняющий вопрос - один из самых сложных. Он всегда начинается со слова «почему». Почему мальчик совершил ужасный поступок? Почему с этого начинается рассказ (нет экспозиции)? Оценочный вопрос («Правильно ли отреагировал инженер?», «Можно ли оправдать поступок, совершённый мальчиком?») предполагает выражение отношения обучающихся к действиям персонажей, он может быть связан с практическим вопросом: «Как поступили бы вы?». Творческие вопросы позволяют развить умение прогнозировать дальнейшее действие: «Что было дальше?», «Как вы думаете, что было после того, как вмешался инженер?»

Слайд 4

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Завершив осмысление первого предложения, преподаватель должен задать вопрос: «Что было дальше?» Этот вопрос будет сопровождать чтение всего текста. Дети выдвигают гипотезы, объясняют, почему они так думают. Второе и третье предложения представляют собой описание состояния голубя и состояния мальчика. Имеет смысл обсудить функции описания. В первом случае мы говорим об усилении впечатления, которое возникло от того, что мы, читатели, тоже стали свидетелями «ужасной сцены». Во втором случае автор указывает на мотив совершения преступления - необходимость проведения эксперимента. Мы пока не знаем, в чём его суть, но можем предположить. Для фиксации версий следует воспользоваться приёмом «Дерево предсказаний». На доске преподаватель рисует дерево: ствол - поступок мальчика, ветки справа - вероятные причины, ветки слева - невероятные. Обучающиеся выдвигают гипотезы в парах, записывают на доске.

Слайд 5

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Следующий фрагмент текста - диалог инженера и мальчика, в котором первый пытается выяснить причину содеянного («Что ты наделал? За что же ты голубя?»), а второй игнорирует заданные ему вопросы, но отвечает на какой-то свой («Он не может летать без ног»). Анализируя вопросы инженера, преподаватель обращает внимание учащихся на то, что первый из них риторический: выражает эмоции героя (нужно определить какие) и содержит глагол «наделал» (обсуждается разница в значении с глаголом «сделал»: наделать - это сделать что-то плохое, ошибочное, недопустимое, натворить). Второй вопрос «За что?», как правило, тоже остаётся без ответа (обычно он звучит «За что это мне?»).

Слайд 6

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Обучающиеся предлагают свои варианты вопросов, на которые мальчик мог бы дать ответ. Также они реконструируют вопрос по единственному ответу, данному ребёнком. Все вместе размышляют, почему мальчик ответил «испуганно и тихо», обращают внимание на эмоции, косвенно выраженные в предложении, которое является кульминацией в развитии сюжета: «Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, сутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повел его к дому».

Слайд 7

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» Далее сосредотачиваемся на описании отца: «в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом». Отмечаем, что развязки нет: на вопросы, обращённые к инженеру «Чего ты пришел?» и «Он у тебя, что ли, ноги отрезал?», у инженера ответа нет, финал открытый. Композиция рассказа является «зеркальной», т.к. текст начинается с реакции инженера на детскую жестокость, а заканчивается отсутствием реакции на жестокость жизни. Отец стал инвалидом и не справился с этим, начал пить, отчаялся. Преподаватель предлагает обучающимся построить причинно-следственную цепочку по теме отчаяния: вначале отчаялся отец, затем ребёнок, в финале - инженер, а так как «свидетелем ужасной сцены» оказался и читатель, то и читатель. Студенты ищут причины отчаяния каждого персонажа. Труднее всего объяснить молчание инженера. Нужно помочь обучающимся понять мысль автора о том, что гуманизм беспомощен перед жестокостью жизни: мы не можем её наказать.

Слайд 8

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» На стадии рефлексии необходимо вернуться к вопросу «О чём рассказ?» Тема - жестокость, но не только детская. Если бы автор хотел поразмышлять исключительно о детской жестокости, то сюжет, скорее всего, развивался бы в рамках преступления и наказания. Но наказания нет. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса: «Почему человек жесток?» Идея - жестокость жизни порождает жестокость человека. В завершении работы над текстом используется приём «Фишбоун». Это диаграмма в форме рыбьего скелета, в котором голова - проблема, верхние кости - причины, которые можно найти как в тексте, так и в жизни, нижние кости - факты, подтверждающие существование этих причин. Хвост - вывод, решение проблемы. Самое главное - поиск причин, обнаружение связи между художественной литературой и жизнью.

Слайд 10

Новелла Ю. Бондарева «Отчаяние» В конце занятия учащиеся составляют синквейн. Приведём пример: Отчаяние Страшное неотвратимое Охватить горевать страдать Нет возможности устранить причину отчаяния Беспомощность

Слайд 11

ВЫВОД Использование приёмов ТРКМ в процессе анализа художественного текста позволяет активизировать внимание учащихся, мотивировать на постижение смысла текста, развить умение понимать и анализировать литературное произведение в единстве содержания и формы (больше всего обращая внимание на то, как оно строится - от заголовка до финала), прогнозировать развитие действия, а также стимулировать проявление творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...