Воспитание любви к чтению средствами литературного творчества
творческая работа учащихся по литературе (6 класс)

Батина Валентина Анатольевна

Аннотация: статья представляет собой отчет о проекте, который был создан детьми совместно с учителем литературы и имел промежуточный результат – литературный альманах. Цели данного проекта: развивать у детей творческие способности средствами предмета и прививать привычку к чтению, совершенствовать у детей литературный вкус.

Ключевые слова: воспитание средствами предмета, литературный проект, литературный альманах, детское творчество, любовь к чтению, буктрейлер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к чтению средствами литературного творчества

Аннотация: статья представляет собой отчет о проекте, который был создан детьми совместно с учителем литературы и имел промежуточный результат – литературный альманах. Цели данного проекта: развивать у детей творческие способности средствами предмета и прививать привычку к чтению, совершенствовать у детей литературный вкус.

Ключевые слова: воспитание средствами предмета, литературный проект, литературный альманах, детское творчество, любовь к чтению, буктрейлер.

                                       «Не люблю читать!». Эта фраза стала притчей во языцех. Современные школьники, а также их родители не очень жалуют «информацию на бумажном носителе». Посидеть тихо с книжкой, получить наслаждение не от чтива, а от чтения – это не частый случай. Да и проблема не нова. Каждый учитель литературы решает ее по-своему.

                                       Общеизвестно. Что воспитать любовь к чтению можно, лишь пробудив искренний интерес к хорошей литературе. Для этого необходимо, чтобы ребенок удивился, задумался и постарался найти ответ на свои насущные вопросы не в телефоне, а в книге.

                                        А если попробовать использовать «доказательство от противного»? Привлекать не к чтению, а к сочинению? Эта идея возникла у нас, когда в 6 классе мы читали рассказ Эдгара Алана По «Золотой жук». В процессе обсуждения ученики высказали мысль, что подобный рассказ и они могли бы написать. По всей видимости, это связано с большим количеством просмотренной телепродукции в жанре детектива и триллера. В беседе с детьми удалось выяснить, что многие ребята пишут дома сами: из 22 учеников писателями и поэтами оказались девять.

                                       Так возник проект, который впоследствии стал называться «Я есть», потому что, по нашему общему с ребятами мнению, у каждого человека есть талант. На следующий урок дети принесли свои рукописи и в очередной раз удивили. Наше «нечитающее» молодое поколение очень любит писать. Среди принесенных произведений было все: от стихов до повестей. Конечно, можно сказать, что это были детские беспомощные попытки литературного творчества: подражательные сюжеты, взятые из сериалов и новостей, несовершенство формы. Но в работе дети проявили способность к самовыражению через творчество. Общеизвестно, что в ходе «творения» ребенок развивает фантазию, воображение, ставит себя на место писателя, поэта, понимает трудности творческого процесса и начинает сравнивать свои произведения  с профессиональными. Некоторые произведения могли бы стать основой для сценария какого-нибудь среднестатистического фильма или сериала. При обсуждении появились попытки конструктивной критики. И как-то естественно в этот разговор включались литературоведческие термины: сюжетная линия, образ, метафора и другие.

После редакторской правки мы в классе издали литературный альманах «Великолепная семерка», по количеству авторов.  Вот его содержание:

  • Мистический рассказ «Заброшенный дом и браслет»;
  • Рождественская история «История одной семьи, или колокол Надежда»;
  • Фантастические рассказы «Волшебный колодец», «Страшный сон»;
  • Стихотворения «Мама», «Роза», «Жемчужина», «Астраханская губерния»;
  • Детективная повесть «Частный детектив Джонсон»;
    Мистический детектив «Попытка номер два»;
  • Детективный рассказ «Двойное похищение».

,

                                       Вот примеры детских произведений.

«История одной семьи, или колокол Надежда (рождественская история)»

                                       В Нижнем Новгороде жила одна семья: мама, папа, дочка Надя. Мама работала следователем полиции, папа – на заводе. Дочери Наде было 4 года.

Все случилось за несколько дней до Рождества. Однажды во время прогулки на детской площадке произошло непредвиденное. Маме позвонили, она отошла в сторонку, чтобы ответить, так как на площадке было шумно. Поговорив по телефону, она вернулась на площадку, но Нади там не было. Она стала спрашивать всех детей, их родителей, прохожих, не видели ли они девочку лет четырех. Одна женщина сказала, что видела пожилую женщину, которая вела девочку за руку. Недалеко от детской площадки стояла легковая машина. Они сели в нее и уехали.

                                      С этого дня начались поиски Нади. Родители звонили в больницы, расклеивали объявления с ее фотографией, призывали отряды добровольцев, которые обходили заброшенные стройки, ближайшие леса, чердаки. Но все старания были тщетными.

                                       Мама Нади продолжала работать скрепя сердце, и ей поручили расследование одного важного дела. На колокольню одной из церквей города должны были водрузить бронзовый колокол, но преступники ночью подогнали тяжелую технику и увезли платформу с колоколом, чтобы сдать на металлолом. Оперативная группа под руководством Надиной мамы нашла колокол быстро на складе, и он был возвращен в церковь накануне Рождества.

                                    Люди пришли в церковь помолиться и поблагодарить маму Нади и ее сотрудников. А священник сказал, что колокол должен иметь имя. Он предложил назвать его в честь пропавшей девочки Надеждой. Услышав эти слова, к Надиной матери подошла пожилая женщина и спросила: «Это у Вас пропала дочка с детской площадки? Это я ее увела. Я не могу больше жить с таким грехом на сердце. Но надо торопиться, так как вашу девочку украли на органы, и ей могут сегодня отнять почку.»

                                С помощью этой женщины было раскрыто преступление. Была обнаружена преступная группировка, которая занималась похищением детей, и за это они получали большие деньги.

                                Надя была найдена в подпольной клинике целая и невредимая. Рождество семья встретила вместе.

Мама

Лучики солнца играют в ресницах,

В глазах теплота, любовь, доброта.

Лучше мамы моей и во сне не приснится.

Люблю тебя, мама, люблю тебя крепко.

И нет тебя краше, пройди хоть полмира.

Поет мое сердце, душа с моей рифмой.

Любовь моя этот портрет рисовала.

Любовь моей мамы не купишь нигде!

Жемчужина

Жемчужина лучшая в мире есть.

Никто не видал, только слышал о ней.

Она живет в мире запретном своем.

Похожа она на прозрачный кристалл.

Глаза у нее красивее неба.

В них отразились частички света.

Прекрасней она, чем лучистый закат.

Жемчужина эта в мире живет

В глубинах синей воды.

                                         Следующим этапом нашей работы стало рекламирование альманаха. Для этого был снят буктрейлер, который мы представили на школьном конкурсе проектов. В нем снялись все участники проекта «Я есть», где каждый читал отрывки из своих произведений. Обложку оформлял учащийся художественной         школы. Буктрейлер завоевал приз зрительских симпатий и получил право быть представленным на районной конференции.

                                        В работе нашей главной целью было не только развитие потребности в чтении, но привитие художественного вкуса. Важно, чтобы дети выбирали для чтения не дешевые детективы или женские романы, а высокие образцы русской классики. Много было сделано для того, чтобы сюжеты своих сочинений учащиеся черпали не из ток-шоу, а основывались на собственном опыте.

                                     И такой писатель нашелся. Один из девяти. Робко, неуверенно, но он попробовал написать историю своей пока еще небольшой жизни, отразить непростые взаимоотношения с родителями. Это была вторая его повесть. Ее он пока не закончил, оставил финал открытым. Состоялось чтение в классе. Критика была уже более строгой. Учащиеся стали замечать несоответствие сюжетных ходов, недостаточную проработанность образов, отсутствие портретных и других описаний. Замечания высказывались достаточно грамотно и корректно. От ребят поступили предложения написать на основе этой повести сценарий и снять хотя бы одну серию на домашнюю камеру. Проект не окончен. Впереди много интересной, по-настоящему творческой работы.

                                 Трудно сказать, помогло ли литературное творчество детям полюбить чтение: слишком мало времени прошло. Но первые результаты есть: нам стало легче на уроках анализировать произведение, появился интерес к чтению внепрограммных произведений, готов к публикации второй альманах, ПОЭТИЧЕСКИЙ, который составили ученики 5 класса. Когда ребенок сочиняет, он лучше понимает художественное слово и более тонко чувствует мир.

Литература

  1. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., 2006
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии

В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...

Формирование патриотизма и любви к Родине средствами экологического воспитания.

В статье даётся описание опыта работы педагогов дополнительного образования Центра "Патриот" по экологическому воспитанию. Обозначены цели и задачи направления, перечислены формы работы, достижения....

Воспитание любви к мордовскому краю через литературное краеведение.

Доклад о работе с материалами краеведения на уроках литературы. Воспитание любви к родному краю...

Привитие любви к чтению учащихся III ступени через изучение творчества писателей-фантастов

Современное школьное литературное образование ставит перед педагогами-словесниками важную задачу: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, эстетической восприимчивости, атмосферы творч...

«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...

Поликультурное воспитание и обучение учащихся посредством литературного творчества на уроках английского языка.

Перед учителем иностранного языка ставится сложная задача – подготовить молодежь к жизни в условиях диалога культур, т.е. к международной коммуникации. Для этого необходимо уделять особое внимание пол...

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, ...