Формирование патриотизма и любви к Родине средствами экологического воспитания.
статья по теме
В статье даётся описание опыта работы педагогов дополнительного образования Центра "Патриот" по экологическому воспитанию. Обозначены цели и задачи направления, перечислены формы работы, достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья об опыте работы краеведческого направления "Центра "Патриот" | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма и любви к Родине
средствами экологического воспитания.
Патриотизм – в основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Эти высокие чувства, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий и воспитания. Необходима целенаправленная, систематическая работа педагогов, родителей. Один педагог-энтузиаст проблему не решит.
Патриотическое воспитание наиболее полно реализуется при комплексном подходе, т.е. воспитания и трудового, эстетического и физического и экологического.
Экология – слово происходит от двух слов: «логос» - наука; «экос» - дом, жилище, т. е наука, занимающаяся изучением взаимосвязи живых организмов со средой обитания, изменений, которые происходят в результате деятельности человека в окружающей среде и влиянии этих изменений на животных и растения.
В настоящее время человек, даже если бы он захотел, не может не изменять природу. Но можно и нужно делать это обдуманно, не нарушая законы природопользования.
В процессе тематических прогулок, экскурсий, исследований ребенок изучает свою страну, начиная с «малой родины». При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Труд в природе имеет особую значимость, разнообразные природоохранные акции «Поможем птицам зимой», «Сохраним поляну чистой» исследования в природе и т. д.
Эстетические чувства. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово – загадки, стихи, пословицы-поговорки, музыка, искусство. При подведении итогов экскурсий, прогулок дети составляют рассказы, рисуют, лепят, конструируют и т. д.
Патриота может воспитать только человек любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы родиной можно было гордиться. Возрастает роль и ответственность педагога.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, те, которые ребенку наиболее доступны и которые дают ему природа и мир, родной край, традиции.
Причем эти факты, явления должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому педагог, прежде всего, должен и сам хорошо знать свой край.
Краеведческое направление работает в Центре «Патриот» с октября 2006г.
Цели: воспитание экологической культуры подрастающего поколения, изучение и сохранение природы родного города, края, страны.
Задачи:
- сбор методических материалов для создания «копилки» занятий и мероприятий на экологическую тематику.
- подготовка и усовершенствование экологической тропы.
- приобщение школьников к изучению и сохранению природы родного края, исследовательской деятельности по оценке состояния окружающей среды, участию в посильных природоохранных мероприятиях;
- формирование экологической культуры детей, сохранения природы, развитие духовного и физического здоровья подрастающего поколения;
- создание условий для осуществления комплексного подхода к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке;
- содействие оптимизации учебно-воспитательного процесса;
Всего в 13 группах занимаются 277 учащихся.
В основе экологической работы лежит ознакомление детей с флорой и фауной родного края, воспитание экологической культуры поведения, привитие любви к окружающему миру.
Педагоги направления используют в своей работе разнообразные формы занятий, что повышает интерес детей. Беседы, прогулки в парк и на экологическую тропу, экскурсии в конюшню, в городской музей и музей Центра «Патриот», экологические игры, викторины. Проведены с воспитанниками экологические акции: «Подкормите птиц зимой», «Чистый лес», «Берегите елочку», конкурсы на лучший проект станции экологической тропы.
В течение учебного года проведено 30 экскурсий и массовых мероприятий по заявкам школ города с общим охватом около 600 человек.
Направление приняло участие в Российском конкурсе экологических разработок «Человек на земле» и заняли призовое место в окружном этапе. Так же приняли участие в и окружном конкурсе методических разработок в номинации «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса» где наша работа «Экологическая тропа» заняла второе место.
Методист туристско-краеведческого
направления МАОУ ДОД
МО г. Нягань Центр «Патриот» Щедрова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство экологического воспитания младших школьников
доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...
Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...
"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"
На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....
Статья «Формирование у учащихся любви к Родине через исследовательскую деятельность по изучению исчезнувших хуторов и деревень»
В статье говорится о том, что нужно непременно изучать и сохранять на карте деревни и села, которые уже изжили себя....
Уроки иностранного языка с элементами краеведения как средство формирования чувства патриотизма и любви к Родине.
Данная статья рассматривает необходимость включения краеведения на уроках иностранного языка для достижения личностных результатов выпускников основной школы. а именно - стремление к лучшему осознанию...
«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».
В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"...
Статья "Воспитание патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста в современном мире"
Патриотизм и любовь к Родине являются важными качествами для каждого человека. Они формируются с раннего детства и закладываются в семье и дошкольном образовательном учрежд...