Привитие любви к чтению учащихся III ступени через изучение творчества писателей-фантастов
статья по теме

Ивановская Ольга Ивановна

  Современное школьное литературное образование ставит перед педагогами-словесниками важную задачу: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, эстетической восприимчивости, атмосферы творчества во всех областях жизни. Решить ее призвана литература, ибо она, как писал Д.С. Лихачев, «дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрым...». Об этом размышляет автор статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon privitie_lyubvi_k_chteniyu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ

        Современное школьное литературное образование ставит перед педагогами-словесниками важную задачу: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, эстетической восприимчивости, атмосферы творчества во всех областях жизни. Решить ее призвана литература, ибо она, как писал Д.С. Лихачев, «дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрым...».

     Литература развивает духовную культуру учащихся и такие стороны их интеллектуальной и эмоциональной сферы, которые необходимы в любой деятельности. Комплексный подход к решению задач нравственного воспитания школьников требует поиск эффективных вариантов содержания, организации урока и выбора активных форм и методов обучения, которые возникают при преподавании литературы в современной школе.

      Одна их этих проблем — ученики читают мало, невнимательно, без интереса. Российская школа, снискавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, проведенный авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития в 2004 году, показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся.

Как привлечь внимание школьников к изучению художественной литературы, как научить их воспринимать классику, как заинтересовать творчеством современных русских писателей?

     Безусловно, путем применения различных форм организации учебных занятий, как традиционных (внеклассная работа, внеурочная работа, экскурсии, факультативы), так и использование лекционно-семинарской системы (семинары, зачеты, практикумы и т.д.). В современной школе разнообразна типология урока, делящаяся на классические типы (вводный урок, тренировочный, урок самостоятельной работы, урок практической работы, комбинированный урок) и на нетрадиционные типы (урок-фантазирование, урок-соревнование, урок-турнир, урок творчества, урок-спектакль и т.д.), которые может применять в своей практической деятельности педагог.

      Чтобы выбрать форму и типологию урока, необходимо ориентироваться на личность ученика, обращаясь к самым сокровенным глубинам его сознания. В современной школе навязывать чье-то или даже собственное мнение, точку зрения, убеждение, то есть формировать сознание - бесполезно: сегодняшние школьники не верят навязанным образцам. Иное - проходить путь познания вместе с ними, но не вместо них и за них, то есть нужно создать условия, чтобы качество влияния учителя и учебного материала развивало сознание обучаемого за счет «включения» его личностных структур: критичности, мотивирования, то есть самоорганизуемой работы в целом.

Решая проблему привития интереса к чтению у обучающихся III ступени, использую чаще всего форму внеклассного чтения, включая в классические типы урока и элементы нетрадиционных уроков, чтобы дети могли показать свое творчество, проявить фантазию, интеллект. Интересуясь, какие книги современных русских писателей-фантастов они читают, предлагаю познакомиться с творчеством зарубежных писателей-фантастов, находя общие темы, приемы, детали повествования в их книгах. Так, работая над поставленной задачей, на уроках внеклассного чтения познакомились с творчеством Рэя Брэдбери («Ржавчина») и Марии Семеновой («Два короля»), Герберта Уэльса («Война миров») и Алексея Калугина («Дом на болоте») из серии «S.T.A.L.K.E.R.».

         Опыт показывает, что нужно идти от интересов самих детей, учитывая влияние на формирование мировоззрения школьников современных технологий. Нельзя не отметить, как прочно вошел в жизнь учащихся компьютер, и компьютерные игры становятся неотъемлемой частью их досуга. Одной из компьютерных игр является игра «Метро 2033» по книге Дмитрия Глуховского, разрабатываемая украинской командой. Из бесед с детьми выяснилось, что первые главы книги появились на специальном сайте проекта в Живом Журнале Дмитрия, проходя «обкатку» на круге реальных и виртуальных оценщиков, читателей и редакторов. С новыми главами книги появились новые посетители сайтов, которые со временем стали сопричастны к созданию произведения. «На меня работал коллективный разум. Исправляли мои ошибки читатели, и они же делали прогнозы», - пишет Д. Глуховский. Привлекая Интернет, он сделал своих читателей сопричастными к сюжету, идее и к самому миру книги. Прочитавшие «Метро 2033» посоветовали одноклассникам и учителю познакомиться с этим произведением. К уроку внеклассного чтения рекомендую еще прочесть, используя метод Инсерта, книгу другого писателя - Клиффорда Саймака, на чьей фантастике рос Д. Глуховский.

            На занятии заранее подготовленные ученики показывают презентацию, знакомя класс с биографией молодого 28-летнего талантливого писателя Д. Глуховского, всесторонне развитого человека, знающего 5 языков, получившего образование в Израиле, Германии, Франции. Следующая группа обучающихся рассказывает о Клиффорде Саймаке, который родился в 1904 году в США, при жизни имел успех, покорив сердца читателей произведениями «Город», «Прелесть», «Все живое» и став лауреатом таких премий, как «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер». Рассказ учеников представлен в форме доклада.

          Прочитавшим книгу Д. Глуховского «Метро 2033» и К. Саймака «Все живое - трава» предлагается определить, что объединяет творчество этих двух писателей. Дети приходят к выводу, что их объединяет любовь к миру, гуманистическое отношение ко всему живому.

         Далее, работая по тексту книги «Метро 2033», жанр которой автор определил как фантастическая антиутопия - притча, школьники называют одну из главных тем произведения - сохранение мира, ответственность человека перед планетой, которая находится под угрозой ядерной войны. В книге Глуховского в результате такой войны люди не живут на поверхности земли, они вынуждены вести жалкое существование в метро.

           Следующий этап урока включает в себя элементы соревнования: перед учащимися на листах бумаги выписаны цитаты из вышеуказанных книг. Нужно выбрать из них самую точную, выразительную, подтверждающую тему произведения, например: «Артему было уже за двадцать, на свет появился еще там, наверху, и был не такой худой и бесцветный, как все родившиеся в метро, не осмелившиеся никогда не показываться на поверхности, опасаясь не только радиации, но и испепеляющих, губительных для подземной жизни солнечных лучей. Правда, Артем сам в сознательном возрасте бывал наверху всего раз, да и только на мгновенье - радиационный фон там был такой, что чрезмерно любопытные изжаривались за пару часов, не успев нагуляться вдоволь и насмотреться на диковинный мир, лежащий на поверхности».

Такая же работа проводится и по книге К. Саймака: путем подбора цитат подчеркивается мысль, что нужно ценить и беречь «диковинный мир», спасая его от войн. К. Саймак повествует об иной форме жизни из параллельного мира в виде цветов, которые пытаются сосуществовать с землянами, предлагая им взамен избавить мир от ядерных и других войн:

- У вас есть явление, называется война. Очень плохо, конечно, но можно исправить. Рано или поздно народы вырастают из детства и перестают играть войной.

- Вы хотите, чтобы мы рассредоточили запасы, разобрали бомбы… Чтобы нельзя было собрать никакой бомбы, так, что ли?

- Вы очень скоро понимаете.

Учащиеся отмечают, что еще одна немаловажная тема затронута в этих книгах - терпимость по отношению к тем, кто не такой, как мы. Черные существа, обитающие на поверхности Земли после ядерного взрыва, стремятся к общению с теми, кто живет в 2033 году в метро, но люди пугаются их вида, их странных способностей, и лишь один Артем -главный персонаж произведения «Метро 2033» - способен оценить внутреннюю сущность Черных: «Артем должен был только протянуть навстречу поданной ему ладони -пусть страшной, пусть непривычной, обтянутой лоснящейся черной кожей, но, несомненно, дружеской, -свою». Обучающиеся включаются в беседу о том, что не всегда человечество сдает экзамен на гуманность, «ракеты оранжевым пламенем» прервали диалог, который так и не смог начаться. Ощущение отчаяния, душевной пустоты, пережитой героем, передается и нам, читателям. Школьники приводят примеры из современной жизни, когда неприятие людей разных национальностей приводит к войне.

          Продолжая разговор по затронутой теме, учащиеся подтверждают мысль о возможности дружеского сосуществования цитатами из книги К. Саймака, ведь персонаж этого произведения сумел доказать жителям Земли, что непонятное не есть опасное, каждый имеет право на существование, на любовь, ведь, как оказалось, существа в виде цветов так стремились в наш мир потому, что хотели, чтобы о них заботились: «Чтобы люди ... могли разводить их у себя в саду, и ухаживать за ними, и любоваться ими - вот такими, как они есть!».

         Подводя итог в соревновании на хорошее знание текста и умение логически мыслить, называю лучших учеников. В качестве домашнего задания предлагаю написать эпилог к любым из 2-х книг, что поможет обучающимся в развитии воображения, творчества.

          В своих отзывах об уроке школьники отмечают, что эти две книги, написанные разными людьми из разных эпох, объединяют общие темы, общая боль за будущее на Земле, одна надежда на то, что миром все же будет править Любовь.

Следующий урок внеклассного чтения будет строиться на основе тех произведений, которые прочли учащиеся и рекомендовали их своим товарищам и учителю.

Литература

1) Глуховский Д. Метро 2033. - М.: Популярная литература, 2007.

2) Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. «Анализ современного урока. Практическое пособие». - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

3) Лихачев, Д. Земля Родная. - М.: Книга для учащихся, 1983.

4) Саймак К. Все живое - трава. - Минск: Эридан, 1992.

5) Продается планета. Сборник современной зарубежной фантастики. - Минск: Университетское, 1986.

6) Сухомлинский В.А. Идеи становятся убеждениями (Избранные педагогические сочинения), т. 1. - М.: 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Статья : Художественно – эстетическое воспитание детей через привитие любви к искусству.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты.Задачи:1.            активное творческое развитие посредством занятий изобразител...

Задания для учащихся 9 кл. при изучении творчества Ахматовой А. А.

Задания для групповой или индивидуальной работы для учащихся 9 класса по творчеству Ахматовой А. А....

Задания для учащихся 9 кл. при изучении творчества Пастернака Б. Л.

Задания для групповой работы  по творчеству Пастернака Б. Л....

Викторина "Писатели-предсказатели" (по материалам произведений писателей-фантастов, "изобретения" которых сбылись через годы)

Викторина привлечет внимание к качественной фантастической литературе, повысит интерес к русским писателям-фантастам. Может стать финалом обзорного изучения фантастики в 5 - 9 классах. Задача материал...