Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества
проект
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения – нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова создан Проект «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества». Данный Проект позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационный Проект по литературному творчеству_Абдуллина А.А. | 551 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПЕКТР»
Педагогический проект
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества»
Составитель: Абдуллина Альбина Айтмухаметовна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Спектр»
пгт. Новоаганск, 2020г.
Содержание Проекта:
Стр.
- Паспорт Проекта…………………………………………………………… 3 - 5
- Введение…………………………………………………………….............. 6
- Описание Проекта………………………………………………………….. 6 - 9
- Цели и задачи Проекта.……………………………………………………. 7
- Сроки и этапы реализации Проекта .…………………………………….. 7
- Содержание и структура Проекта: .………………………………………. 7 – 9
- 3.1. Формы проведения деятельности по литературному
творчеству………………………………………………………………….. 8
3.2. План мероприятий по реализации Проекта ……………………….... 8 - 9
- Ожидаемые результаты……………………………………………………. 9
- Критерии оценки реализации Проекта ………………………………….. 9 – 10
- Необходимое ресурсное обеспечение для реализации Проекта ……… 10
- Литература и Интернет-ресурсы……………………………………….... 11
- Приложения: ……………………………………………………………..
- Паспорт Проекта
Наименование проекта | Инновационный Проект «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества» |
Основание для разработки Проекта | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; 4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». |
Разработчик Проекта | Абдуллина Альбина Айтмухаметовна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр» |
Цели и задачи Проекта | Основная цель: через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области литературного творчества; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся. Основные задачи: 1. Предметные: * освоение детьми первоначальных знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка); * формирование у учащихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации; * развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме; * развитие нравственно-эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения. 2. Личностные: * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе, нравственных качеств; * формирование трудолюбия и требовательности к себе; *преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности. 3. Метапредметные: * развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами; * овладение навыками оформления полученных материалов; * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками. Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
|
Инновационная составляющая Проекта | Проект «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества» имеет научно-познавательную направленность. В рамках данного Проекта формируются навыки творческого мышления учащихся, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Проект обеспечивает развитие творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а также позволяет детям проявить себя, выявить свой творческий потенциал. |
Сроки и этапы реализации Проекта | 2017-2020 гг. Организационный этап (август – сентябрь 2017г.): разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству. Основной этап реализации (октябрь 2017- апрель 2020 гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение занятий в творческом объединении «Проба пера», конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. Завершающий этап (май 2020 г.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. |
Механизм реализации Проекта | Проект реализуется через педагога дополнительного образования Абдуллину А.А., методическое объединение педагогов ДО, систему методической работы Центра, непрерывное образование и самообразование педагога, взаимодействие всех участников образовательного процесса и родителей. |
Ожидаемые результаты Проекта | После реализации данного Проекта ожидается получить следующие результаты:
|
Организация контроля за исполнением Проекта | Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет директор Центра, заместитель директора, методист. |
- Введение.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения – нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова создан Проект «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества». Данный Проект позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Актуальность данного Проекта:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, полный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Актуальность разработки и создания данного Проекта обусловлена тем, что занятия литературным творчеством помогут в становлении личности ученика, создадут благоприятные условия для развития творческого воображения, развития правильной и грамотной речи учащихся, а также позволят применить знания на практике, расширить возможности творческого самовыражения.
Одна из основных задач образования – развитие способностей и формирование знаний и умений. Исходя из этого, в Проекте предусмотрены формы работы, которые вовлекают учащихся в творческую деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность является отличительной чертой Проекта.
- Описание Проекта
Основная цель Проекта - через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся
- Проект ставит следующие задачи:
Предметные:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
Личностные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
*преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности.
Метапредметные:
* развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами;
* овладение навыками оформления полученных материалов;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
- целостный анализ художественного произведения;
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
знакомство с различными аспектами поэтического и прозаического мастерства.
2. Сроки и этапы реализации Проекта: 2019-2020 гг.
Организационный этап (август – сентябрь 2017 г.):
Разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству.
Основной этап реализации (октябрь 2017- апрель 2020гг.):
Непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение занятий в творческом объединении «Проба пера», конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (май – 2020г.):
Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
- Содержание и структура Проекта:
Содержание инновационного Проекта полностью соответствует целям и задачам общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Проба пера». Отбор тематики и проблематики общения на занятиях творческого объединения осуществлен с учетом материалов программ по литературе, культурологи и ориентирован на интересы и потребности учащихся с учетом их интеллектуальных возможностей. Проект позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературе, с воспитанием личности и развитием творческого потенциала учащихся.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию Проекта, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность;
- сознательность и активность учащихся;
- связь теории и практики.
Формы проведения работы по литературной деятельности:
Деятельность по литературному направлению осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами Нижневартовского района, заочные встречи с писателями и поэтами Югры, конкурсы, фестивали, литературные вечера, проектные работы. Результатом занятий являются практические работы, проекты, выступления, праздники, выпуски сборников, участие в конкурсах различного уровня. Основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
С целью достижения качественных результатов процесс работы с учащимися должен быть оснащен современными техническими средствами.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интегрированная, информационно-коммуникационные технологии.
Данный инновационный Проект является проектом открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. Использовать результаты реализации проекта (стихи, прозаические произведения, проекты и исследовательские разработки) можно на уроках русского языка и литературы, при подготовке концертов, фестивалей, участвовать в конкурсах различного уровня.
План мероприятий по реализации Проекта:
№п/п | Срок реализации | Мероприятия |
1. | Август- сентябрь 2017 г. | Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми |
Разработка инновационного проекта «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества» | ||
Составление программы творческого объединения «Проба Пера». | ||
2. | Октябрь 2017-апрель 2020 гг. | Проведение поселковых фестивалей и конкурсов детского художественного творчества Участие в районных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях по литературному творчеству. |
Использование инновационных технологий обучения. | ||
Функционирование творческого объединения по литературному творчеству. | ||
Организация проектных и исследовательских работ. | ||
Использование Интернет-технологий в работе. | ||
Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня по литературной деятельности. | ||
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и педагога - «Портфолио» | ||
Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов средствами СМИ | ||
3. | Май 2020г. | Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми по литературному направлению; - детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет, проекты). |
Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов, прозаиков и т.д.) | ||
Итоговый мониторинг работы по Проекту. | ||
Творческий отчёт педагога из опыта работы с одарёнными детьми по литературному направлению. |
4. Ожидаемые результаты:
- рост познавательной и творческой активности у ребят;
- увеличение числа детей и подростков, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- повышение уровня качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
5. Критерии оценки реализации Проекта:
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
Организация работы по литературной деятельности учащихся как одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся, по нравственно-эстетическому воспитанию | Модернизация традиционных форм работы, использование инновационных форм работы. Наличие локальной нормативной базы. Повышение профессионализма руководителя проекта. Оборудование необходимой мультимедийной техникой, компьютером. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение. |
Повышение эффективности усвоения программного материала по программе «Проба пера», литературе, русскому языку, ИКТ, культурологи, эстетике. | Высокие результаты обучения по литературе, русскому языку. Повышение ИКТ-компетенций. Рост интереса учащихся к изучению литературы и русского языка. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы по программе, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся. |
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, реализации их познавательного условия. | Благоприятный эмоционально-психологический климат в творческом объединении. Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся. Рост числа победителей и призеров конкурсов, фестивалей разного уровня, связанных с литературным творчеством. Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся. |
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения и известных авторов, выступление на концертах, участие в различных конкурсах, публикации в СМИ, участие в литературных фестивалях.
6. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного Проекта:
- техническое: компьютерное обеспечение пользователей инновационного продукта;
- информационное: банк детских работ, наличие доступа в Интернет, публикация работ на персональном сайте педагога, в социальных сетях, сайте учреждения;
- программное: наличие общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Проба пера»;
- кадровое: педагог дополнительного образования;
- социальное: участники образовательных отношений (учителя-языковеды, библиотекари, учащиеся, родители).
- Список литературы
Литература для педагога:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. Для внекласс. Чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение,1980.
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. Рекомендации: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 2019. – 96 с.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 2015.
- Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. //Школьные технологии.-2002.-№2.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
Литература для обучающихся:
- Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
- Классическая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования
эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....
Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"
В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....
Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.
В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...
Поликультурное воспитание и обучение учащихся посредством литературного творчества на уроках английского языка.
Перед учителем иностранного языка ставится сложная задача – подготовить молодежь к жизни в условиях диалога культур, т.е. к международной коммуникации. Для этого необходимо уделять особое внимание пол...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции
В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций и освоение практики бисерного рукоделия....
Воспитание любви к чтению средствами литературного творчества
Аннотация: статья представляет собой отчет о проекте, который был создан детьми совместно с учителем литературы и имел промежуточный результат – литературный альманах. Цели данного проекта: разв...