Воспитание любви к мордовскому краю через литературное краеведение.
материал по теме

Баграмян Ирина Николаевна

Доклад о работе с материалами краеведения на уроках литературы. Воспитание любви к родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.И.Баграмян

Воспитание любви к мордовскому краю через литературное краеведение.

Мне кажется, что литература

 всего легче и лучше знакомит

 народ с народом.

А.М.Горький

Воспитание подростков – один из наиболее актуальных аспектов образовательного процесса. Литература, как ни один другой школьный предмет, может добиться максимального воспитательного эффекта, потому что в ней нет прямого нравоучения,  лобового призыва делать что- то и так- то. Всё это происходит ненавязчиво, исподволь на примере художественных образцов воспитания высоконравственных качеств: достоинства и благородства, совести и чувства товарищества, любви к Родине и национального самосознания. В творчестве каждого писателя родной край всегда оставляет заметный след. Ярким примером тому является творчество Л.Н.Толстого, который признавал невозможность представить Россию без его родной Ясной Поляны, А.Н.Некрасова, для которого Волга была не только «рекою скорби и тоски», а русский народ образцом человеческого совершенства. Литературное краеведение в этом случае способствует воспитанию патриотических чувств, вызывает интерес к родному краю, способность соотнести литературу русскую, зарубежную и национальную.

Воспитание патриотического чувства- это процесс сложный и очень ответственный, поэтому задача современного образовательного процесса не только дать знания учащимся, но и приобщить их духовной культуре, развивать нравственное сознание и самосознание. Именно литературное краеведение помогает учителю активизировать работу детей, оживить её при помощи национального колорита, самобытного творчества мордовского народа, писателей Республики Мордовия. Работа по литературному краеведению может производиться в различных формах. Среди них можно отметить литературные кружки, вечера, конференции, экскурсии по литературным местам своего региона, своего района, посёлка. Чувство любви к своей малой родине входит в души учащихся незаметно и ненавязчиво, через любовь к родной природе в лирике поэтов- земляков, художественные образы в рассказах писателей, зачаровывающую мелодичность народных песен.

Работа по литературному краеведению в нашей гимназии проводится по нескольким направлениям: изучение устного народного творчества района, знакомство с творчеством писателей- уроженцев Зубово- Полянского района, русских писателей, связанных с нашим районом, Мордовией.

Знакомство с устным- народным творчеством всегда интересно учащимся. В этом плане проводится большая исследовательская работа по изучению местного фольклора. Учащимися проводится запись сказок, песен, преданий, которые сохранились ещё среди старшего поколения на территории района. Исследования народных традиций проведения свадеб, крестин, церковных и светских праздников всегда заинтересовывают детей. Сравнивая полученные результаты с известными ранее данными, учащиеся имеют возможность не только расширить свой кругозор, но и почувствовать национальное самосознание. Среди традиций, сохранившихся на территории Зубово- Полянского района, можно отметить праздник белой берёзы «Акша келу», проходящий в день Великой Троицы. Это мероприятие давно уже вышло за пределы нашего района. Проводимое только в одном селе, Водовские Селищи, оно стало праздником не только для жителей Зубово- Полянского района, Мордовии, но и соседних регионов. Гостями на этом празднике становятся жители соседних регионов: Рязанской, Нижегорожской, Пензенской областей. Кулачные бои, народные песни, национальные танцы и кухня привлекают год от года всё больше и больше детей и взрослых.

Зубово- Полянский район богат литературными именами. Среди них русский писатель- маринист А.С.Новиков –Прибой. Хотя Алексей Силыч родом из Рязанской области, он часто бывал на территории Зубово- Полянского район. В селе Анаево он учился, в Авдалове имел друзей. А рядом с озером Имерка, недалеко от села Журавкино, он имел охотничий домик. Именно здесь писались его замечательные произведения «Капитан 1-го ранга», «Солёная купель», «Цусима». К сожалению, сейчас этот дом не сохранился, остались только некоторые фотографии и документы, хранившиеся когда- то в этом домике. Памятью о великом писателе, имевшем непосредственное отношение к нашему району, является название одной из главных улиц районного центра.

Наш посёлок- это синтез традиций прошлого и вновь зарождающихся культурно- литературных направлений настоящего. Писатели- уроженцы нашего района широко известны не только на территории нашей республики, но и за её пределами. Среди них писатели, которые проживают на территории нашего района или в республике. Многие учащиеся лично знакомы с этими людьми, являясь их родственниками, знакомыми, соседями. В краеведческом музее нашей гимназии собран богатый материал по изучению жизни и творчества поэтов и писателей – земляков. Имена таких писателей как Голенков Николай Борисович, Ежов Анатолий Фёдорович, Пинясов Григорий Ильич, Петелин Геннадий Николаевич, Кинякин Сергей Васильевич известны каждому читателю, влюбленному в литературу нашего региона. В ходе знакомства с литературой нашего района проходит и организация встреч с писателями. В проводимых гимназией литературных конференциях активное участие принимают Петелин Г.Н., проживающий в посёлке, Голенков Николай Борисович (его племянница обучается в нашей гимназии), Прохоров А.А.- педагог, писатель, краевед. Приобщение к национальной литературе, знакомство с личностью писателей способствует осознанию учащимися себя патриотами «большой и малой родины», многонационального государства и многонациональной республики, где межэтнические отношения строятся на основе равноправия всех народов, населяющих наше государство.

Мордовская литература, набирающая новые силы, начинает привлекать к себе внимание не только в нашей стране, но и за рубежом. На новую ступень вышла мордовская драматургия. Пьесы писателя, уроженца села Мордовский Пимбур Зубово- Полянского района, Александра Ивановича Пудина широко идут в ряде театров России, ближнего и дальнего зарубежья. В 1994 состоялась премьера пьесы «Ян Сибелиус» в Финляндии, а на сцене Марийского театра им. М.Шкетана одновременно идут 6 пьес Александра Пудина. Учащимися гимназии знакомство с творчеством этого писателя происходит не только через знакомство с пьесами, но и через постановку отдельных сцен на литературных встречах, тематических вечерах.

Искренность выражений чувства, задушевность, свежие поэтические образы, создаваемые поэтами в своих произведениях помогают учащимся прочувствовать привязанность к родным местам, стремление быть ей предельно преданным. Поэтические краски в воспевании людей, влюблённых в свой край, просторов мордовской земли дети отмечают в лирике Анатолия Ежова, Владимира Нестерова, Якова Пинясова.

Тесное сотрудничество с районным краеведческим музеем, национальным отделом районной библиотеки, редакцией газеты «Время и жизнь» помогает построить воспитательную работу на основе региональной литературы более полно и эффективно. Совместные мероприятия, акции, исследовательская работа по изучению литературного наследия земли Зубово- Полянской, республики Мордовия, знакомство с талантливыми людьми оказывают благотворное влияние не только на ребят, но и на руководителей кружков и объединений.  Проводя исследовательскую работу по изучению литературного наследия Зубово-Полянского района. учащиеся приобретают ещё одно умение, на мой взгляд, не менее важное. Это умение человеческого общения. Любовь и уважение к людям, населяющим республику, приобщение к литературному творчеству на твоей «малой Родине» - это важное событие в жизни каждого человека.

Русская и национальная литература с их всемирной отзывчивостью, гуманизмом имеет особое, объединяющее, общекультурное значение для всех народов, являясь хранительницей духовно- нравственных и эстетических ценностей как русского народа, так и  всех народов нашего Отечества. Она объединяет и духовно сплачивает народы страны.

Следуя требованиям времени, мордовские писатели стремятся создавать такие произведения, которые способствовали бы формированию гармонично развитой, активной личности, воспитанию в своём читателе высоких моральных качеств. Даря читателю новые высокохудожественные произведения, они стремятся объективно изображать существующий мир, помогая разобраться в возникающих проблемах. Именно поэтому, включая в образовательный процесс произведения национальной литературы, мы можем добиться высоких результатов в становлении нового человека, патриота своей «малой Родины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Привитие детям любви к Родному краю через уроки кубановедения.

Моя задача, как воспитателя, планировать свою работу таким образом, чтобы как можно больше моих учеников открыли для себя мир нашей малой родины - Кубани....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста

В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...

Воспитание любви к родному краю

Консультация для родителей...