Конспект урока по рассказу А.И. Куприна Куст сирени
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Полезный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И.Куприн «Куст сирени»
Цели:
- знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»;
- на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
- совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;
- обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.
Ход урока
Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен
Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.
К.Г.Паустовский
I. Разговор о писателе.
Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна.
Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.
№ | Утверждение | Верно или нет |
1 | Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии | Да |
2 | Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат» | Да |
3 | Куприна воспитывал отец | Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе) |
4 | Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет. | Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года) |
5 | Печатает свои произведения в московских газетах. | Нет (Сотрудничает в киевских газетах) |
6 | Во время Гражданской войны оказывается за границей. | Да |
7 | С 1920 года живёт в Финляндии. | Нет (В Париже) |
8 | Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна. | Да |
9 | «Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель. | Нет (Так сказано о романе «Юнкера») |
10 | «Куст сирени» - раннее произведение Куприна. | Да |
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».
- Видеоклип: Рахманинов «Сирень»
История с букетом белой сирени, который после каждого выступления Сергея Рахманинова преподносили ему от лица таинственной незнакомки. Даже когда он уезжал в Америку, то в его купе на столике лежала ветка белой сирени.
- О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают?
(ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».
II. Аналитическая беседа.
Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
1. Выразительное чтение фрагмента 1 (учитель нацеливает учащихся на внимательное чтение и выявление характерных черт героев рассказа)
Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности...
До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.
2. Работа по вопросам:
- Что узнаём мы из этого отрывка о Николае Алмазове?
(небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке)
- Нам известно что-нибудь о его характере?
(пока нет достаточной информации)
- Что мы узнаем о его супруге Верочке Алмазовой
(сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой )
- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?
(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)
- Как автор показывает душевное состояние героя?
(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)
- Сочувствует ли ему Верочка?
(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)
- Чего ей удалось добиться?
(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)
- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?
(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)
- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?
(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)
- Чем закончился спор героев?
(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)
- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?
(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)
3. Выразительное чтение фрагмента 2.
- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?
Он передернул плечами и не отвечал.
- Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.
Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.
- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!
- Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.
Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.
- Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.
- Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать - и посадил пятно...
4. Беседа.
- Кто из героев прервал тяжкое молчание?
(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)
- Как отреагировал на это Николай Евграфович?
(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)
- Что же на самом деле придумала Верочка?
(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)
- Как вы относитесь к этому решению героини?
(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)
- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?
(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)
- Куда же отправляются герои?
(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)
- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор?
(Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)
- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?
(Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)
- Как Верочка спасает положение?
(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)
- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?
(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)
- Как можно охарактеризовать поведение Алмазова? Какие черты характера проявляются в описанной ситуации?
((Алмазов ведет себя несколько эгоистически)
- А как ведет себя Верочка?
(Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)
5. Лексическая работа
Введение понятий «самопожертвование», «эгоизм»
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср.
Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л.
ЭГОИЗМ, -а; м. [франц. egoisme от лат. ego - я]
Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие
6. Выразительное чтение фрагмента 3.
На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что, история с кустами кончилась благополучно...
Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.
- Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица.
И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...
Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
- Ты - чему? - спросила Вера.
- А ты чему?
- Нет, ты говори первый, а я потом.
- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?
- Я тоже глупости, и тоже - про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...
7. Беседа
- Почему герои решили посадить именно куст сирени?
(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?
(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)
- Что произошло на другой день?
(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)
- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?
(Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)
- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?
(Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)
- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?
(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
(Проблемы счастья, упорства и любви.)
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
(Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).
А.А. Фет «Алмаз»
НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.
Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
- Что же является истинным показателем любви одного человека к другому?
(Поступки. Способность к самопожертвованию)
III. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.
- А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
- Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?
(Три: 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)
- Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе?
(Антитеза)
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.
- Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?
(Правильно, в изображении героев.)
- Какие противоположные черты характера вы заметили?
Сравнительная характеристика.
Николай Алмазов | Верочка |
Раздражен, недоволен. | Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. |
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. | Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. |
Не видит выхода, не верит в успех. | Верит в успех дела, надеется на положительный исход. |
Подчиняется жене, действует по её плану. | В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. |
- Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?
(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)
IV. Обобщение
- В чём смысл названия рассказа?
(Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
V. Межлитературные связи.
- Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году?
(О. Генри «Дары волхвов»)
- Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?
(Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)
- Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?
- Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
(Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)
Домашнее задание
- написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?
Рабочий лист ученика
А.И. Куприн «Куст сирени»
1. Ассоциативный ряд к слову «сирень»:
2. Таблица: поработайте с таблицей в вашем рабочем листе, заполните её, выписав цитаты из рассказа, которые характеризуют Веру и Николая в каждой сцене.
Построение рассказа | Вера | Николай |
Сцена первая. Возвращение Николая из академии домой. |
|
|
Сцена вторая Решение действовать |
|
|
Сцена третья. В ломбарде |
|
|
Сцена четвёртая . У садовника |
|
|
Сцена пятая. В седловине |
|
|
Сцена шестая. Торжество победы |
|
|
Рабочий лист ученика
А.И. Куприн «Куст сирени»
1. Ассоциативный ряд к слову «сирень»:
2. Таблица: поработайте с таблицей в вашем рабочем листе, заполните её, выписав цитаты из рассказа, которые характеризуют Веру и Николая в каждой сцене.
Построение рассказа | Вера | Николай |
Сцена первая. Возвращение Николая из академии домой. |
|
|
Сцена вторая Решение действовать |
|
|
Сцена третья. В ломбарде |
|
|
Сцена четвёртая . У садовника |
|
|
Сцена пятая. В седловине |
|
|
Сцена шестая. Торжество победы |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522700-1415633228.jpg)
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-124164-1509823076.jpg)
Разработка урока по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
Урок знакомит учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;выявляет позицию автора в изображении любви; определяет, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-805386-1470845671.jpg)
Открытый урок по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
Тема открытого урока по литературе: "А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия, взаимопонимания и любви в семье. Самоотверженност...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/24/picture-20642.jpg)
Урок по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"
Рассказ о преодолении жизненных трудностей, о взаимовыручке и любви. Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что п...
Конспект урока литературы с элементами ТРИЗ «Правила увлекательного повествования» в 7-м классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
Пояснительная записка «Развивать мышление!» — вот основное требование, продекларированное в системе непрерывного образования. ТРИЗ-педагогика на основе адаптивной теории решения изоб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/02/picture-1447009-1672660970.jpg)
Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...