Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Алимасова Татьяна Вячеславовна

Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются дарования Антона Павловича Чехова, Максима Горького.

В своих произведениях Куприн развивает тему «маленького человека», подчёркивая «необыкновенность каждого». Для писателя важны яркость, сила, цельность характера.  Александра Ивановича интересуют отношения человека и природы, но тема любви  была основной темой его творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin.docx19.18 КБ
Office presentation icon kuprin.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени».

Цели: знакомство с рассказом, анализ содержании произведения.

Оборудование:

1. Репродукции картин П.П.Кончаловского «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в стеклянной банке».

2.Фотографии сирени.

3.Портрет А.И.Куприна.

1.     В заповедное царство сирени

Майской ночи глаза отвести.

И сквозь утро нежнее свирели,

Ни о чём не печалясь, войти

В заповедное царство сирени.

С.Мекшен.

2.Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья.

А.И.Куприн.

1)Cлово  о писателе.

Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются дарования Антона Павловича Чехова, Максима Горького.

В своих произведениях Куприн развивает тему «маленького человека», подчёркивая «необыкновенность каждого». Для писателя важны яркость, сила, цельность характера.  Александра Ивановича интересуют отношения человека и природы, но тема любви  была основной темой его творчества.

 В программе Веры Яновны Коровиной в 8 классе рекомендован для изучения рассказ «Куст сирени». На этом уроке мы познакомимся с рассказом, проанализируем его.

- Какое место занимает этот рассказ в творчестве писателя?

(Обратитесь к статье учебника).

2)  Подготовка к восприятию рассказа, вопросы на читательское восприятие.

-Посмотрите репродукции картин Петра Петровича Кончаловского «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в стеклянной банке» и фотографий с видами сирени, обратите внимание на первый эпиграф.

-Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эти картины и фотографии?

(Чувства радости,  счастья, предчувствия весны).

-Наверное, такие чувства испытывают и герои А.И.Куприна.

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Куст сирени»?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка, а есть ещё и пятилепестковая сирень, которая  приносит счастье).

3) Беседа по рассказу «Куст сирени».

1.Главные герои. 1)Алмазов Николай Евграфович.

-А теперь поговорим о героях рассказа, обратите внимание на фамилию героев.

Прослушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).

А.А.Фет «Алмаз»

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых – ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

9 февраля 1888 г.

-Случайно ли автор наделил героев такой замечательной фамилией?

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами).

2)Вера.

-Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы).

3)История, которая произошла с Алмазовым.

-Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

-Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: эпитеты - «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание»).

- Как Вера сопереживает мужу,  в чём это выражается?

(Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Она  старается узнать причину такого поведения мужа, пытается «разговорить» его).

4) Детали, помогающие раскрыть внутреннее состояние героя.

Мастерство писателя проявляется в деталях.

- С помощью какой детали автор предаёт внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель  и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах).

-Алмазов «исповедался» жене, меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки, а затем «с озлоблением швыряет»).

5)Поведение Веры в сложной для мужа ситуации.

-Как ведёт себя  преданная мужу Вера?

Чтение по ролям. (Вера, Алмазов).

(Она разряжает обстановку, становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов. А Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить).

6)Выход, который нашла Вера, посещение оценщика и садовника.

-Чем могла закончится эта история для Николая Евграфовича?

(В очередной раз он бы не поступил в Академию).

-Однако,Вера находит выход из этой ситуации, какой?

(Алмазовы собирают ценные вещи, которые у них есть: кольцо «с брильянтом», старинный         браслет и сдают их в ломбард, «набралось около 23 рублей. Этой суммы было более чем достаточно». Затем они обращаются к садовнику с «необычной просьбой». Сначала садовник был недоволен, но потом, когда узнал в чём дело, его отношение резко изменилось. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им).

7) «Затея удалась».

-Чем же закончились эта история? Как ведёт себя Вера?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается из мрачного неудачника в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не услышит из уст мужа, что всё прекрасно).

8)Алмазов и профессор.

-Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён, ведь он знает местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может отличить берёзку от сирени. Алмазов не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. В начале рассказа, со слов героя, профессор «аккуратный немец», «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется).

9)Эпиграф (высказывание А.И.Куприна).

-Обратите внимание на эпиграф, высказывание А.И.Куприна, можно ли его применить к героям рассказа?

(Думаем, что можно, потому что герои любят друг друга, они творческие люди, за обыденной семейной жизнью они не растеряли своего чувства).

3) Заключение. Подведение итогов.

1.Финал рассказа.

-Как автор заканчивает рассказ, почему?

(«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев, воспоминание о ней связано у супругов с преодоление трудностей. Для них сирень стала символом удачи).

2. Проблемы, поднятые в рассказе, отношение автора к героям.

-Как вы думаете, для чего написан рассказ? Как автор относится к своим героям? Как он их называет?

(В рассказе говорится о счастье, упорстве, любви. Автор относится к героям с большой симпатией, он пишет о них тепло, любуется ими. Героиня для автора – Вера, Верочка, герой – Николай Евграфович,  Алмазов, «сильный человек», только жена называет его Колей).  

-Чему вы научились у героев рассказа?

(Мы научились бороться за своё счастье, как боролась Вера, которая всё сделала для того, чтобы помочь своему мужу в сложной ситуации. Герои учат нас чистоте и теплоте человеческих взаимоотношений).

4)Домашнее задание (на выбор):

1 вариант.

После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает её забавный случай их своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант.

Творческий пересказ от лица Алмазова.

Задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи, письмо и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Жизнь и творчество. «Человек стихии и интуиции».

Слайд 3

Детские годы Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Отец умер от холеры. С 7 лет учеба в сиротском училище. Затем в кадетском корпусе в Москве. «Все серо, казарменно… Товарищи грубы, начальство недоброжелательно.» А.И.Куприн.

Слайд 4

Начало литературной деятельности В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Будучи курсантом, Куприн впервые опубликовал первый рассказ «Последний дебют»(1889) Четырнадцать лет длилась военная жизнь.

Слайд 5

Повесть «Поединок» (1905) Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества.

Слайд 6

Повесть «Олеся» ( 1898) Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.

Слайд 7

«Гранатовый браслет» (1910) Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. « …прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн

Слайд 8

Заповедное царство сирени Майской ночи глаза отвести. И сквозь утро нежнее свирели, Ни о чём не печалясь, войти В заповедное царство сирени.

Слайд 9

А.А. Фет «Алмаз» НЕ украшать чело царицы, Не резать твёрдое стекло, Те разноцветные зарницы Ты рассыпаешь так светло. Нет! В переменах жизни тленной Среди явлений пёстрых - ты Всё лучезарный, неизменный Хранитель вечной чистоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" для 8 класса по теме:" Великая сила любви"....

Урок по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Разработка урока по рассказу Куприна "Куст сирени"...

Разработка урока по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Урок знакомит учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;выявляет позицию автора в изображении любви; определяет, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любов...

Открытый урок по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Тема открытого урока по литературе: "А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия, взаимопо­нимания и любви в семье. Самоот­верженност...

Урок по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"

Рассказ о преодолении жизненных трудностей, о взаимовыручке и любви. Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что п...