Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Легинь Галина Анатольевна

Методическая  разработка урока литературы в 5 классе

по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»

Автор: Легинь Галина Анатольевна. МБОУ " Усть-Удинская СОШ№2"

Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Задачи:

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovskiy_k.g.rasskaz_kot-voryuga.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»

Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Задачи:

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г.Паустовского, фотовыставка «Мой кот».

#1054;рганизационный момент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Всех поприветствуем-

Начнем скорей урок!

- Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении

Слово это серьёзное, главное, важное

То, что значит оно ,очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее , чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

.-А что такое доброта ?

- Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

-Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека . К.Г.Паустовский. Встреча с этим писателем и его произведением поможет нам стать настоящими читателями; чуткими, внимательными, наблюдательными, добрыми, любящими.

Сегодня мы прочитаем рассказ, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К.Г. Паустовского. Книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям. Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

— Как вы догадались, что это кот?

— Первое слова в заголовке — кот.

— Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

— Назовите кличку кота (ворюга).

; Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение «Кот — ворюга».(СЛАЙД)

— Как вы думаете, про что это произведение?

— Может ли кот быть вором? Почему?

— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

— Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

— Причитайте эпиграф. (Эпиграф:Добро всегда добром возвращается)

— Как вы понимаете эти слова?К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

— Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

— Что вам известно об этом писателе?

— Каким видится он через свой портрет?

— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения (выставка рисунков о котах)

- Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

- А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь? (Голодные, бездомные, брошенные.)

— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

— Как называет его автор?

— Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

-Предположим по названию, какой по характеру был кот?

-И сегодня мы проведем урок - исследование. Нам предстоит разобраться, в чём обвиняют кота.

2) первичное чтение, словарная работа

— Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске — учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

До слова отчаяние.

Чтение произведения.

— Понравилось ли произведение?

— Чем? Какое настроение вызывает?

— Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев.В рассказе один или несколько героев.)

3) учимся читать вдумчиво

— Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

— Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

— Как вы понимаете слово «отчаяние»?

— Есть ли от чего приходить в отчаяние?

— Зачитайте, какие проделки совершал кот?

— Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

— Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам.Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста,дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

2 группа:

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?

1) Обворовывал,

ловко прятался,

воровал все, разрыл

жестяную банку с

червями, протащил

кукан с окунями,

уронил колбасу,

украл кусок ливер

ной колбасы, грозно

выл, отчаянно

упирался.

2)Нам кот понравил

ся: он смелый, реши

тельный, самостоя

тельный. Иного выхо

да у него нет.

3 группа:

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

1)Кот, потерявший

всякую совесть, кот

-бродяга, ворюга,

бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

2) Однокоренные

слова: вор, воришка,

ворюга.

3) Кота назвали ворю

гой, т.к. он обворовы

вал каждую ночь, с

ним никто не мог

справиться.

4 группа:

1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

4 группа читает

отрывок по ролям.

Стр 112-113

Рассмотрев…

Физминутка

— Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

  • У него бесшумная походка.
  • Прекрасный нюх.
  • Умывается собственной лапой.
  • Хорошо видит в темноте.
  • Называют другом человека.
  • Любит гулять сам по себе.
  • Дружит с собаками.

#1056;абота по содержанию.

-Какие чувства вызывает кот? ( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

-Кто рассказывает нам историю кота? (Автор)

-Мы- это кто? (Рувим Фраерман , Паустовский)

-Как автор называет кота? ( Бродяга и бандит, ворюга)

-Как относится к коту рассказчик? (И сердится, и в тоже время улыбается.)

-Здесь очень хорошо виден стиль писателя, его добрый юмор.

-Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

- Что такое завязка?

(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы.)

-Какой это рассказ по жанру? (Художественный, весёлый, серьёзный, поучительный, юмористический)

6. Итог. Осмысление авторской идеи.

— Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?

— Какова главная мысль этого произведения?

— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите на схему.

Воровал

Поймали

Накормили

Изменился

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

#1042;ыявление авторской позиции

К.Г. Паустовский пишет «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

-Что имеет в виду автор говоря о «сухой душе»? (Чёрствая, безразличная, равнодушная)

- О чем же рассказ К.Паустовского?

-Это не просто рассказ о взаимоотношениях людей и кота - беспризорника, это история обретения дружбы и осознания героями своей значимости и полезности кому-то.

- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.

8. Творческая работа.

— Встречались ли вам в жизни подобные истории?

— Как вы поступали в таких случаях?

Составление синквейна

Примерный ответ:

1)кот-ворюга

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг

Кот в начале рассказа и в конце.

#1082;от #1082;от

бродячий, голодный сытый, благородный

ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает, ласкается

Кот, потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно

Бандит Милиционер

9. Домашнее задание.

— Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

----Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело…

— Дополнительно — исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

10. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"

Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло  в  сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...