Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе
по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
Автор: Легинь Галина Анатольевна. МБОУ " Усть-Удинская СОШ№2"
Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
- Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
- Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
- Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
- Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy_k.g.rasskaz_kot-voryuga.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 5 классе
по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
- Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
- Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
- Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
- Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г.Паустовского, фотовыставка «Мой кот».
#1054;рганизационный момент.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Всех поприветствуем-
Начнем скорей урок!
- Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении
Слово это серьёзное, главное, важное
То, что значит оно ,очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее , чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
.-А что такое доброта ?
- Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
-Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека . К.Г.Паустовский. Встреча с этим писателем и его произведением поможет нам стать настоящими читателями; чуткими, внимательными, наблюдательными, добрыми, любящими.
Сегодня мы прочитаем рассказ, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К.Г. Паустовского. Книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям. Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)
— Как вы догадались, что это кот?
— Первое слова в заголовке — кот.
— Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
— Назовите кличку кота (ворюга).
; Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение «Кот — ворюга».(СЛАЙД)
— Как вы думаете, про что это произведение?
— Может ли кот быть вором? Почему?
— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
— Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать… .
Учиться….
Определить….
Развивать….
— Причитайте эпиграф. (Эпиграф:Добро всегда добром возвращается)
— Как вы понимаете эти слова?К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
3. Сведения о писателе.
— Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
— Что вам известно об этом писателе?
— Каким видится он через свой портрет?
— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
4. Открытие нового знания.
1) работа с текстом до чтения (выставка рисунков о котах)
- Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Что общего у всех картинок?
- А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?
– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)
– А здесь? (Голодные, бездомные, брошенные.)
— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.
— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
— Как называет его автор?
— Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?
— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)
-Предположим по названию, какой по характеру был кот?
-И сегодня мы проведем урок - исследование. Нам предстоит разобраться, в чём обвиняют кота.
2) первичное чтение, словарная работа
— Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске — учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
До слова отчаяние.
Чтение произведения.
— Понравилось ли произведение?
— Чем? Какое настроение вызывает?
— Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев.В рассказе один или несколько героев.)
3) учимся читать вдумчиво
— Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.
— Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
— Как вы понимаете слово «отчаяние»?
— Есть ли от чего приходить в отчаяние?
— Зачитайте, какие проделки совершал кот?
— Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
— Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
3) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам.Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1 группа:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста,дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. 2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. | |
2 группа: 1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки? 2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить? | 1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливер ной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. 2)Нам кот понравил ся: он смелый, реши тельный, самостоя тельный. Иного выхо да у него нет. |
3 группа: 1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. 2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. 3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой? | 1)Кот, потерявший всякую совесть, кот -бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. 2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга. 3) Кота назвали ворю гой, т.к. он обворовы вал каждую ночь, с ним никто не мог справиться. |
4 группа: 1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом. | 4 группа читает отрывок по ролям. Стр 112-113 Рассмотрев… |
Физминутка
— Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.
#1056;абота по содержанию.
-Какие чувства вызывает кот? ( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
-Кто рассказывает нам историю кота? (Автор)
-Мы- это кто? (Рувим Фраерман , Паустовский)
-Как автор называет кота? ( Бродяга и бандит, ворюга)
-Как относится к коту рассказчик? (И сердится, и в тоже время улыбается.)
-Здесь очень хорошо виден стиль писателя, его добрый юмор.
-Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.
- Что такое завязка?
(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы.)
-Какой это рассказ по жанру? (Художественный, весёлый, серьёзный, поучительный, юмористический)
6. Итог. Осмысление авторской идеи.
— Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?
— Какова главная мысль этого произведения?
— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите на схему.
Воровал
Поймали
Накормили
Изменился
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
#1042;ыявление авторской позиции
К.Г. Паустовский пишет «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».
-Что имеет в виду автор говоря о «сухой душе»? (Чёрствая, безразличная, равнодушная)
- О чем же рассказ К.Паустовского?
-Это не просто рассказ о взаимоотношениях людей и кота - беспризорника, это история обретения дружбы и осознания героями своей значимости и полезности кому-то.
- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.
8. Творческая работа.
— Встречались ли вам в жизни подобные истории?
— Как вы поступали в таких случаях?
Составление синквейна
Примерный ответ:
1)кот-ворюга
2) грязный, шустрый,
3) бегает, ворует, царапает
4) Он одинокий, ему нужна забота.
5) хороший друг
Кот в начале рассказа и в конце.
#1082;от #1082;от
бродячий, голодный сытый, благородный
ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает, ласкается
Кот, потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно
Бандит Милиционер
9. Домашнее задание.
— Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.
----Продолжить фразы:
-Быть добрым- это значит…
-Быть добрым легко…..
-Быть добрым тяжело…
— Дополнительно — исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.
10. Рефлексия.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Было интересно…
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …
Трудно было …
Я почувствовал …
Я научился …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
План урока литературного чтения...
Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"
Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"
Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...
Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"
Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...
Урок литературы в 5 классе "К.Г. Паустовский "Тёплый хлеб": герои сказки и их поступки"
Урок открытия нового знания...