Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
план-конспект урока по литературе по теме

План урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverennyy_proekt_uroka_lch_kot-voryuga.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тихонова Марина Викторовна,  учитель начальных классов, высшая категория

МБОУ СОШ №32 г. Смоленск

Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

«К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

(по курсу «Литературное чтение»,  авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева УМК «Школа 2100»)

Тип урока: комбинированный. Урок чтения и анализа литературного текста

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведением..Совершенствование навыка  правильного чтения целыми словами, совершенствование умения работать над образом литературного героя, анализировать поступки героев произведения.

2.Развитие умения внимательного отношения к языку художественного произведения, умения высказывать свое отношение к написанному автором, умения аргументировать свое отношение к прочитанному.

3.Воспитание любви и доброты к животным, к  друг другу.

Оборудование: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Часть 1. – М.: Баласс, 2012, презентация, портрет К.Г. Паустовского, фотографии котов, карточки со словами, листы белой бумаги, цветные карандаши, выставка книг К.Г. Паустовского.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок. Я увеᴩᴇʜа, что в свою очередь постараетесь быть активными и организованными учениками. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

2. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к первичному восприятию текста

2.1. Работа с иллюстративным рядом

(на экране слайд с изображением котов: упитанных, тощих, домашних, бездомных, ворующих, спящих и т.п.)

-Ребята, рассмотрите слайд. Обсудите в парах, что объединяет эти рисунки? (изображены коты)

-На какие группы вы разделили бы эти рисунки? (кот, ворующий, и оставшиеся коты)

-Предположите, о ком мы будем читать сегодня на уроке? (о котах)

-Сравните ваши предположения с записью на слайде. (Запись на слайде: «К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»).

2.2. Беседа о творчестве Паустовского

-Знаком ли вам этот автор?

-Какие его произведения вы знаете?

-С творчеством К.Г. Паустовского мы уже знакомились раньше. К.Г. Паустовский написал такие книги как «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок».

2.3. Работа с выставкой книг

-У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в библиотеке.

2.4. Работа над жанром произведения

-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

-Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя).  (Слайд)

2.5. Работа с планом урока

-Рассмотрите таблицу на слайде. Давайте составим по ней план нашего урока.

Будем знакомиться…        (с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)

Будем учиться…              (анализировать рассказ)

Определим…                    (отношение автора к герою, основную мысль, настроение,                                      

                                           созданное автором)

3.Подготовка к первичному восприятию.

А) Работа с заглавием.

-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа.

-Кто герой этого рассказа? (кот)

-Как  автор называет героя?  (ворюга)

-Что означает слово ворюга?  (тот, кто ворует что-либо)

-Подберите однокоренные слова. (воровать, ворворишка, ворище, ворюга)  (Слайд)

 -Какой  оттенок у слова «ворюга»?  (грубый, чувствуется отрицательное отношение  автора к герою)

Б) Работа с ключевыми словами.

-Я попрошу по одному ученику с каждого ряда помочь мне раздать конверты со словами для каждой пары. (В конвертах отдельные слова)  (Слайд)

кот

воровал

попался

накормили

перестал воровать

хозяин и сторож

-Обсудите в парах, можно ли по этим словам догадаться о содержании рассказа? (можно)

-На какие группы можно разделить эти слова?   (2)

-Предположите, что произойдет в рассказе? (кот изменится в результате каких-то событий, какого-то случая)

4.Первичное восприятие текста.

-Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

-Подумайте, соответствуют ли наши предположения содержанию рассказа.

(Комбинированное чтение: 1-ю  и 4-ю части читает учитель, при чтении интонационно выделяются подчеркнутые слова (дано в учебнике); 2-ю и 3-ю части читают хорошо читающие ученики)

5.Выявление первичного восприятия. Проверка качества первичного восприятия текста

-Совпали ли ваши предположения?

-Какие чувства у вас  вызвал этот рассказ? (жалость, грусть, смех, сочувствие, радость)

-Менялись ли они по ходу чтения? (да, менялись, жалко кота)

-Почему вы смеялись, слушая этот рассказ?

-Вам кота жалко, а ведь автор назвал его «ворюгой». Давайте разберемся, а таков ли кот на самом деле?

6.Вторичное восприятие текста.

А) Словарная работа.

   -Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

-Какие слова вы подчеркнули?

-Ребята. Кто сможет объяснить значение этого слова?

-Посмотрите, что обозначает это слово.

(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся)    (Слайд)

кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

Прорва – у Паустовского - название реки

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Б) Анализ текста. Самостоятельный этап

-Ребята, давайте еще раз перечитаем рассказ, вступив в диалог с автором. (Используются пометки в учебнике)

Мы пришли в отчаяние.

-Какой вопрос мы зададим? (Отчего?)

_Найдите в тексте ответ на этот вопрос. Зачитайте его. (Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.)

-У кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Почему кот так выглядит? Ваши предположения. Найдите этот отрывок в тексте.

-Кот пронесся, приседая. Куда он так торопился? Найдите ответ в тексте. (Он украл кукан с окунями)

-О каких поступках коты мы узнали из 1-й части? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

-Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).  

 -Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.          

-Какие чувства вызывает кот? (Мне  жалко кота. А  мне не жалко, он воровал.)

 -Как автор называет кота? ( бродяга и бандит, ворюга)

 -Чье мнение выражает автор? ( Своё)

-Что использует автор, для описания поступков?    

(Для описания поступков использованы глаголы действия.)

-Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.

-Что сделал кот напоследок?

-Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор? (образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

-Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

- Что произошло с котом в 3-й части? (попался)

- Кому поручили вытащить кота? ( Лёньке)

- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

-  Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

-Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

 -Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте.

-Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

 -Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

-Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот? ( Наказания)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

-Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)

-Какие изменения произошли с котом? (перестал воровать)

-Какой поступок совершил кот? (благородный и неожиданный, прогнал кур со стола)

- Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка»?  (Он – сторож, хозяин).

-Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 -Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным)

- Написав ϶ᴛᴏ произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?  (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)

-Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота. 

Физминутка

«Да» – хлопать над головой

«Нет» – хлопать за спиной

-У нее бесшумная походка

-Она лает, если к дому подходит кто-то чужой

-Она умеет мурлыкать

-С ней человек ходит на охоту

-Она узнает об окружающем мире с помощью усов

-Ее называют другом человека

-Она умывается собственной лапкой

7.Творческая работа с текстом

-Найдите и прочитайте, каким был кот в начале рассказа, когда его впервые как следует рассмотрели, и в конце рассказа.

-Поработаем в группах по 4 человека. Я прошу объединиться ребят, сидящих за соседними партами.

-Используя текст рассказа, составьте портрет кота.

-1-я и 2-я группы поработают с 1-й частью рассказа;

-3-я и 4-я группы – с 3-й частью рассказа;

5-я и 6-я группы – с 4-й частью.

-Найдите, как автор описывает кота в этих частях.

Этап. Творческая работа с текстом

-Попытайтесь изобразить его на листах бумаги. Подумайте, кто в вашей группе будет рисовать карандашами, а кто поможет им словом. Можете выписать на листок  слова-помощники, с помощью которых автор дает описание кота.

(работа в группах)

-Готовы ли вы представить свои работы?

-Каким предстает кот в первой части? Зачитайте слова, выписанные вами.

(1-я и 2-я группы зачитывают словесные портреты, дополняют друг друга, презентуют свой рисунок.  Рисунки помещают на доску.)

(Аналогичная работа проводится с 3-й и 4-й частями рассказа)

8.Итог урока и оценивание работы учащихся.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Возвратимся к плану нашего урока.

-Сегодня на уроке мы…

Познакомились…        (с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)

Учились…              (анализировать рассказ)

Определили…                    (отношение автора к герою, основную мысль, настроение,                                    

                                           созданное автором)

-Молодцы!

-А теперь посовещайтесь и оцените свою работу в группах на уроке. Кто был сегодня активным, помог в творческом задании, помог работе группы?

(Выступления учащихся)

9.Домашнее задание.

-Подумайте. А каким могло быть домашнее задание? (Выслушиваются предложения детей и предлагается вариант учителя – вариативность домашнего задания).

-Я хочу предложить вам написать письмо хозяину  от лица кота. Как вы считаете, что может пожелать кот? Какие советы дать своему хозяину? Попробуйте отразить это в письме.

- Я благодарю вас за активную успешную  творческую работу на уроке. С нетерпением жду ваших творческих работ-писем. На этом наш урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....