Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
план-конспект урока по литературе по теме
План урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverennyy_proekt_uroka_lch_kot-voryuga.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихонова Марина Викторовна, учитель начальных классов, высшая категория МБОУ СОШ №32 г. Смоленск |
Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме:
«К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
(по курсу «Литературное чтение», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева УМК «Школа 2100»)
Тип урока: комбинированный. Урок чтения и анализа литературного текста
Цели:
1.Познакомить учащихся с произведением..Совершенствование навыка правильного чтения целыми словами, совершенствование умения работать над образом литературного героя, анализировать поступки героев произведения.
2.Развитие умения внимательного отношения к языку художественного произведения, умения высказывать свое отношение к написанному автором, умения аргументировать свое отношение к прочитанному.
3.Воспитание любви и доброты к животным, к друг другу.
Оборудование: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Часть 1. – М.: Баласс, 2012, презентация, портрет К.Г. Паустовского, фотографии котов, карточки со словами, листы белой бумаги, цветные карандаши, выставка книг К.Г. Паустовского.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок. Я увеᴩᴇʜа, что в свою очередь постараетесь быть активными и организованными учениками. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
2. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к первичному восприятию текста
2.1. Работа с иллюстративным рядом
(на экране слайд с изображением котов: упитанных, тощих, домашних, бездомных, ворующих, спящих и т.п.)
-Ребята, рассмотрите слайд. Обсудите в парах, что объединяет эти рисунки? (изображены коты)
-На какие группы вы разделили бы эти рисунки? (кот, ворующий, и оставшиеся коты)
-Предположите, о ком мы будем читать сегодня на уроке? (о котах)
-Сравните ваши предположения с записью на слайде. (Запись на слайде: «К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»).
2.2. Беседа о творчестве Паустовского
-Знаком ли вам этот автор?
-Какие его произведения вы знаете?
-С творчеством К.Г. Паустовского мы уже знакомились раньше. К.Г. Паустовский написал такие книги как «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок».
2.3. Работа с выставкой книг
-У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в библиотеке.
2.4. Работа над жанром произведения
-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
-Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя). (Слайд)
2.5. Работа с планом урока
-Рассмотрите таблицу на слайде. Давайте составим по ней план нашего урока.
Будем знакомиться… (с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)
Будем учиться… (анализировать рассказ)
Определим… (отношение автора к герою, основную мысль, настроение,
созданное автором)
3.Подготовка к первичному восприятию.
А) Работа с заглавием.
-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа.
-Кто герой этого рассказа? (кот)
-Как автор называет героя? (ворюга)
-Что означает слово ворюга? (тот, кто ворует что-либо)
-Подберите однокоренные слова. (воровать, вор, воришка, ворище, ворюга) (Слайд)
-Какой оттенок у слова «ворюга»? (грубый, чувствуется отрицательное отношение автора к герою)
Б) Работа с ключевыми словами.
-Я попрошу по одному ученику с каждого ряда помочь мне раздать конверты со словами для каждой пары. (В конвертах отдельные слова) (Слайд)
кот воровал попался | накормили перестал воровать хозяин и сторож |
-Обсудите в парах, можно ли по этим словам догадаться о содержании рассказа? (можно)
-На какие группы можно разделить эти слова? (2)
-Предположите, что произойдет в рассказе? (кот изменится в результате каких-то событий, какого-то случая)
4.Первичное восприятие текста.
-Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
-Подумайте, соответствуют ли наши предположения содержанию рассказа.
(Комбинированное чтение: 1-ю и 4-ю части читает учитель, при чтении интонационно выделяются подчеркнутые слова (дано в учебнике); 2-ю и 3-ю части читают хорошо читающие ученики)
5.Выявление первичного восприятия. Проверка качества первичного восприятия текста
-Совпали ли ваши предположения?
-Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? (жалость, грусть, смех, сочувствие, радость)
-Менялись ли они по ходу чтения? (да, менялись, жалко кота)
-Почему вы смеялись, слушая этот рассказ?
-Вам кота жалко, а ведь автор назвал его «ворюгой». Давайте разберемся, а таков ли кот на самом деле?
6.Вторичное восприятие текста.
А) Словарная работа.
-Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
-Какие слова вы подчеркнули?
-Ребята. Кто сможет объяснить значение этого слова?
-Посмотрите, что обозначает это слово.
(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся) (Слайд)
кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.
Прорва – у Паустовского - название реки
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Б) Анализ текста. Самостоятельный этап
-Ребята, давайте еще раз перечитаем рассказ, вступив в диалог с автором. (Используются пометки в учебнике)
Мы пришли в отчаяние.
-Какой вопрос мы зададим? (Отчего?)
_Найдите в тексте ответ на этот вопрос. Зачитайте его. (Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.)
-У кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Почему кот так выглядит? Ваши предположения. Найдите этот отрывок в тексте.
-Кот пронесся, приседая. Куда он так торопился? Найдите ответ в тексте. (Он украл кукан с окунями)
-О каких поступках коты мы узнали из 1-й части? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
-Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?
( Он описан как хулиган, боец).
-Правильно, результат этого отражён в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.
-Какие чувства вызывает кот? (Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал.)
-Как автор называет кота? ( бродяга и бандит, ворюга)
-Чье мнение выражает автор? ( Своё)
-Что использует автор, для описания поступков?
(Для описания поступков использованы глаголы действия.)
-Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
-Что сделал кот напоследок?
-Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор? (образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
-Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.
- Что произошло с котом в 3-й части? (попался)
- Кому поручили вытащить кота? ( Лёньке)
- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
- Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
-Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
-Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте.
-Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
-Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
-Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.
- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
- А что ждал кот? ( Наказания)
- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
-Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)
-Какие изменения произошли с котом? (перестал воровать)
-Какой поступок совершил кот? (благородный и неожиданный, прогнал кур со стола)
- Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость.)
-Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка»? (Он – сторож, хозяин).
-Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
-Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным)
- Написав ϶ᴛᴏ произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)
-Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
Физминутка
«Да» – хлопать над головой
«Нет» – хлопать за спиной
-У нее бесшумная походка
-Она лает, если к дому подходит кто-то чужой
-Она умеет мурлыкать
-С ней человек ходит на охоту
-Она узнает об окружающем мире с помощью усов
-Ее называют другом человека
-Она умывается собственной лапкой
7.Творческая работа с текстом
-Найдите и прочитайте, каким был кот в начале рассказа, когда его впервые как следует рассмотрели, и в конце рассказа.
-Поработаем в группах по 4 человека. Я прошу объединиться ребят, сидящих за соседними партами.
-Используя текст рассказа, составьте портрет кота.
-1-я и 2-я группы поработают с 1-й частью рассказа;
-3-я и 4-я группы – с 3-й частью рассказа;
5-я и 6-я группы – с 4-й частью.
-Найдите, как автор описывает кота в этих частях.
Этап. Творческая работа с текстом
-Попытайтесь изобразить его на листах бумаги. Подумайте, кто в вашей группе будет рисовать карандашами, а кто поможет им словом. Можете выписать на листок слова-помощники, с помощью которых автор дает описание кота.
(работа в группах)
-Готовы ли вы представить свои работы?
-Каким предстает кот в первой части? Зачитайте слова, выписанные вами.
(1-я и 2-я группы зачитывают словесные портреты, дополняют друг друга, презентуют свой рисунок. Рисунки помещают на доску.)
(Аналогичная работа проводится с 3-й и 4-й частями рассказа)
8.Итог урока и оценивание работы учащихся.
-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Возвратимся к плану нашего урока.
-Сегодня на уроке мы…
Познакомились… (с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)
Учились… (анализировать рассказ)
Определили… (отношение автора к герою, основную мысль, настроение,
созданное автором)
-Молодцы!
-А теперь посовещайтесь и оцените свою работу в группах на уроке. Кто был сегодня активным, помог в творческом задании, помог работе группы?
(Выступления учащихся)
9.Домашнее задание.
-Подумайте. А каким могло быть домашнее задание? (Выслушиваются предложения детей и предлагается вариант учителя – вариативность домашнего задания).
-Я хочу предложить вам написать письмо хозяину от лица кота. Как вы считаете, что может пожелать кот? Какие советы дать своему хозяину? Попробуйте отразить это в письме.
- Я благодарю вас за активную успешную творческую работу на уроке. С нетерпением жду ваших творческих работ-писем. На этом наш урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Материал для учителей начальных классов...
урок литературного чтения 2 класс 7 вида
Два ленивца (сербская народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1. Цель урока: стимулировать интере...
Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения п...
Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс
Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....