Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
статья по теме
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого изложения через творческие задания к сочинению и сочинению-рассуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на заседаниях ШМО учителей русского языка | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Гудыма С. А.(2008-2009уч.год)
Умение писать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.
Работа по обучению написанию сочинения- рассуждения в старших классах может представлять собой определенную систему уроков (если позволяет программа) или видов работ , которые помогут сформировать у учащихся соответствующие знания, умения, навыки в написании данного вида работ.
Система уроков( предлагаемая в пособии по литературе для подготовительных отделений вузов):
Урок1. Порядок работы над сочинением- рассуждением. Объем и содержание темы.
Урок2. Структура главной части сочинения-рассуждения. Понятие о доказательстве, составные части доказательства.
Урок3. Вступительная и заключительная части сочинения.
Урок4. Разработка плана сочинения.
Урок5. Рассуждение- опровержение.
Урок6. Прямое и косвенное доказательство в рассуждении.
Урок7. Литературный обзор как жанр сочинения- рассуждения.
Урок8. Рассуждение на публицистическую тему.
Работу над сочинением-рассуждением целесообразно начинать с обдумывания темы, т. Е. с её логического анализа:
-разобраться в формулировке темы
- определить её объем
- выявить содержание темы.
Далее следует разработка плана и текстуальное оформление рассуждения.
Формулировка темы рассуждения.
Все разнообразие формулировок тем сводиться к трем видам: тема- суждение, тема- вопрос, тема- понятие.
Тема-суждение: в формулировке прямо выражена идея рассуждения( «Чацкий- выразитель идей декабристов»). Самостоятельность пишущего заключается в подборе аргументов для обоснования идеи рассуждения и расположение материала.
Тема-вопрос: предполагает большую самостоятельность пишущего. Отвечая на вопрос темы(«Каково ваше мнение о Молчалине?»), он сам определяет идею рассуждения.
Тема-понятие: самая трудная, в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения(«Образ Чацкого»). Ученик сам определяет проблему, заключенную в теме, сам формулирует основную идею рассуждения. Это позволяет ему проявить свою творческую индивидуальность.
Тема и основная идея рассуждения.
Тема рассуждения всегда содержит проблему, которую пишущий обязан решить. Решение этой проблемы и есть идея рассуждения. Основная идея и в плане, и в тексте формулируется в виде тезиса. Тезис рассуждения представляет собой прямой ответ на вопрос темы.
Объем и содержание темы.
Тема рассуждения в любой формулировке- это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки, свойства, качества того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. Объем темы- это тот круг фактов, предметов, явлений, который охватывается ее формулировкой. Содержание темы- это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для тех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.
Обдумать тему-это разобраться в ее формулировке, определить ее объем и содержание.
Определить содержание- это:
- поставить вопрос, заключенный в теме
- дать точный ответ на вопрос темы
- из этого ответа сформулировать тезис рассуждения
- найти в формулировке тезиса то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства
- подобрать аргументы для обоснования.
Содержание темы составляет содержание главной части рассуждения: тезис- название главной части, аргументы- разделы внутри главной части. Главная часть сочинения представляет собой логическое доказательство, которое состоит из тезиса, аргументов и способа доказательства( т. е. способа развертывания аргументов для обоснования тезиса).
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ. 5-9 КЛАСС. ( 2009-2010 уч год)
(Из опыта работы учителя русского языка и литература Гудыма С. А. )
Умение написать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. В 5-9 классах можно строить систему работы с учетом постепенного перехода и комбинирования основных видов работ: изложения и сочинения.
Работу по обучению написанию сочинения – рассуждения целесообразно начать с отработки навыков написания обычного изложения. Затем можно вводить в структуру изложения творческие элементы, увеличивать процент творческой составляющей в работе и использовать разные виды творческих заданий. Совместно с изложением отрабатывается написание сочинения( чаще всего на морально-этическую тему, что помогает активизировать позицию пишущего, его настрой на работу и желание высказаться).
Таким образом при написании изложений отрабатывается сначала по образцу, а потом с большей долей самостоятельности структура рассуждения( тезис, аргументы, следствие, вывод), а работа по написанию сочинений и увеличение творческой составляющей в изложении помогает формированию у учащихся активного процесса мышления .
- Изложение.
- Творческое изложение :
( 5 класс) - творческое : излагая данный текст, подтвердите суждение автора примерами, фактами из жизни, книг, фильмов;
( 5 класс) -творческое с выражением главной мысли текста: ответьте на вопрос: какую общую главную мысль подтверждает содержание этого текста? Напишите об этом, используя данный текст в качестве примера.
( 5 класс)-изложение-рассуждение с сохранением композиции текста и точной передачей главной мысли автора: воспроизведите главную мысль текста, назовите все факты и доказательства, имеющиеся в тексте;
( 5 класс)- творческое изложение с исправлением и сжатием текста: сформулируйте главную мысль текста ,обоснованно приведя яркие примеры, раскройте ее;
( 5 класс)-сжатое изложение с введением собственного примера;
(6 класс) -изложение в жанре сообщения с подбором собственных примеров: изложите главную мысль текста, проиллюстрируйте ее подобранными вами примерами;
- Изложение-рассуждение:
(5 класс) -изложение-рассуждение с сохранением композиции и типа связи предложений в тексте;
( 6 класс) -изложение-рассуждение в научно-популярном стиле, идентичное образцу.
4)Изложение с элементом сочинения:
(6 класс)-самостоятельное творческое изложение с элементом сочинения с выражением собственного мнения по проблеме в тексте.
5)Сочинение на морально-этическую тему :
(7 класс) -сочинение на социально-нравственную тему по прослушанному тексту и личным впечатлениям: проанализируйте содержание текста в аспекте заданной проблемы, приведите другие известные вам примеры;
- класс) –сочинение по личному опыту и материалам текста.
- Сочинение-рассуждение:
- (7 класс)- сочинение- рассуждение по накопленному литературному материалу и жизненным наблюдениям.
Таким образом в 5-8 классах формируется знания, умения, навыки учащихся в написании как разного вида изложений, так и сочинений-рассуждений. В 9 классе это умение закрепляется и отрабатывается с учетом последующих форм сдачи экзамена ( блок С экзамен в виде ЕГЭ в 11 классе и новая форма в 9 классе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...
Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.
Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...
Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...
Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3».
Открытый урок в 9 классе...