Рабочая программа «Русский язык» для 10-11 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа «Русский язык» для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и Примерные программы основного общего образования по русскому языку, программа по русскому языку для 10-11 класса к учебнику «Русский язык» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_klass_grekov.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
рабочей программы
Тип программы программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им.М.С.Евдокимова» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им.М.С.Евдокимова» программа является основанием для определения качества реализации общего основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 10-11 класса МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им.М.С.Евдокимова».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 122+13+1 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа неделю
Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, (итоговая контрольная работа, тест, контрольные диктанты, зачет, комплексный анализ текста).
Содержание
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Общая характеристика учебного предмета | 3 |
3.Место учебного предмета в учебном плане | 3 |
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за 10-11 классы | 4 |
5. Содержание курса | 5 |
6.Учебно-тематический план 10 класс | 7 |
7.Тематическое планирование 10 класс | 7 |
8. Учебно-тематический план 11 класс | 10 |
9.Тематическое планирование 11 класс | 10 |
10. Информационно-образовательный ресурс | 12 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык» для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и Примерные программы основного общего образования по русскому языку, программа по русскому языку для 10-11 класса к учебнику «Русский язык» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Целями изучения русского (родного) языка в средней(полной) школе являются:
• осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил;
углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;
• овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
• овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).
Содержание курса русского языка в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Учебник В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нем уделяется формулированию и развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание предмета «Русский язык» представляет распределение учебных часов в соответствии ФК ГОС., рассчитано на изучение по русскому языку для 10—11 классов 122+13+1 часа (55 часов+13 часов в 10 классе (2 часа в неделю), 67+1 часов в 11 классе, (2 часа в неделю).* По программе часть тем предназначена для самостоятельного изучения учащимся, но по учебному плану из школьного компонента добавлен 1 час в 10, 11 классе, поэтому темы для самостоятельного обучения рассматриваются на уроке.
Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре учебника «Русский язык» для 10-11 класса под ред . Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.
Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Предмет «Русский язык» преподается с применением дистанционных образовательных технологий и электронного оборудования. Основным средством реализации электронного обучения является автоматизированная система «Сетевой город. Образование». В данной системе располагаются информационные, практические, контрольные и другие материалы, необходимые для осуществления обучения.
Учебник | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
Учебник Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2009. | 122+13+1 | 122+13+1 |
Расхождений в часах нет / |
*В связи с возникновением внештатных ситуаций в образовательном процессе: карантин, выполнение другой педагогической работы, не связанной с урочной деятельностью выполнение образовательной программы в полном объеме , целесообразно обеспечить за счет:
блочной подачи учебного материала;
проведение интегрированных уроков;
использование резервного времени, если это предусмотрено рабочей программой;
проведение уроков в дистанционной форме на платформе «Сетевой город»;
проведения уроков под наблюдением специального педагога, предназначенного сопровождать учащихся в овладении учебной программы по планам других учителей.
Требования к уровню подготовки учащихся в 10-11 классах
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
4) способность к продуцированию текстов разных жанров;
5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
• способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
• адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
• умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
• умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект
и т. д.);
• владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
• умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка. Стили и типы речи. Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. Стиль художественной литературы. Типы речи(описание, повествование, рассуждение), их основные признаки.Понятие о норме литературного языка. Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы.
Лексика и фразеология. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия.Тропы как выразительные средства языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола).
Омонимы и их употребление в речи. Особенности употребления синонимов и антонимов.
Разговорная и книжная лексика. Стилистическая ограниченная лексика. Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их роль в формировании русского литературного языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Типичные
лексические ошибки и способы их преодоления.Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии.\Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора,
эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие).Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Орфоэпия. Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Морфемика. Словообразование. Орфография. Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический). Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов. Основные способыобразования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы. Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц. Виды орфограмм согласок. Сочетания согласных на стыке приставки и корня.
Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов.
Морфология и орфография. Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имен существительных. Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Имя числительное. Правописание и употребление числительных.
Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Глагол. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Особенности употребления глаголов в речи.
Причастие. Правописание суффиксов причастий. Страдательные и действительные причастия. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Деепричастие. Значение и употребление деепричастий. Наречие, его основные разряды. Правописание наречий. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.
Предлоги. Особенности употребления некоторых предлогов. Правописание предлогов. Союзы, их основные группы. Правописание союзов.
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц .Правописание НЕ со словами разных частей речи. Правописание частицы НИ.
Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Разделительные и выделительные знаки препинания.
Простое предложение. Типы простых предложений .Главные члены предложения. Тире между подлежащими сказуемым. Особенности согласования подлежащего и сказуемого. Особенности употребления второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и не-
однородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Обособление определений. Обособленные приложения и дополнения. Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения и междометия. Сложное предложение. Синонимия простых и сложных предложений. Средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненные предложения (СПП). СПП с одним придаточным. СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Типичные ошибки в построении СПП и способы их преодоления. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.Монолог и диалог.Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при оформлении цитат. Обобщающее повторение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ | кол-во часов | Разделы и темы план дата |
1. 2 3 4 5 | 1 2 2 15+2 2 16+7 17+6 | Русский язык в современном мире (1 ч) Стили и типы речи (2 ч). Этико-речевые нормы (2 ч). Лексика и фразеология (15 ч+ 2ч) Орфоэпия Морфемика, словообразование. Орфография (16 ч + 7 ч) Морфология и орфография (17 ч+ 6ч) |
Итого: 55+ 13 часов |
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | Кол -во часов | Контрольные работы Работы по развитию речи | Дата |
1 | Русский язык в современном мире | 1 | ||
2-3 | Стили и типы речи | 2 | ||
4-5 | Этико-речевые нормы | 2 | ||
Лексика и фразеология (15 ч+ 2 ч) | ||||
6 | Лексическое значение слова. Точность словоупотребления | 1 | ||
7 | Многозначные слова и их употребление*. | 1 | ||
8-9 | Тропы как выразительные средства языка | 2 | ||
10 | Омонимы и их употребление*. | 1 | ||
11-12 | Употребление синонимов и антонимов | 2 | ||
13 | Употребление стилистически ограниченной лексики | 1 | ||
14 | Заимствованные слова и их употребление | 1 | ||
15-16 | Употребление устаревших слов и неологизмов | 2 | ||
17-18 | Употребление фразеологизмов | 2 | ||
19-20 | Фигуры речи как выразительные средства | 2 | ||
21-22 | Словари русского языка | 2 | ||
Орфоэпия(2 ч) | 2 | |||
23-24 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 | ||
Морфемика, словообразование. Орфография (16 ч + 6 ч) | ||||
25-26 | Принципы русской орфографии | 2 | ||
27 | Употребление прописных букв | 1 | ||
28 | Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных*. | 1 | ||
29 | Употребление Ь для обозначения грамматических форм*. | 1 | ||
30-31 | Состав слова. Употребление однокоренных слов | 2 | ||
32-33 | Основные способы словообразования | 2 | ||
34 | Правописание гласных в корне | 1 | ||
35 | Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | ||
36 | Правописание согласных в корне слова*. | 1 | ||
37 | Двойные согласные*. | 1 | ||
38 | Международные словообразовательные элементы* | 1 | ||
39-40 | Правописание приставок | 4 | ||
41 | Употребление разделительных Ъ и Ь*. | 1 | ||
42 | Буквы Е и О после шипящих и Ц | 1 | ||
43-44 | Общие правила правописания сложных слов | 2 | ||
45 | Правила переноса слов*. | 1 | ||
Морфология и орфография (17 ч + 6 ч) | ||||
46-47 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Род и число существительных | 2 | ||
48-49 | Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа*. | 2 | ||
50 | Образование форм множественного числа у существительных мужского рода | 1 | ||
51-52 | Правописание существительных в родительном падеже множественного числа*. | 2 | ||
53 | Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже | 1 | ||
54-55 | Правописание суффиксов существительных | 2 | ||
56-57 | Правописание сложных имен существительных | 2 | ||
58 | Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных | 1 | ||
59-60 | Правописание окончаний прилагательных*. | 2 | ||
61-62 | Правописание суффиксов прилагательных | 2 | ||
63-64 | Правописание сложных имен прилагательных | 2 | ||
65-66 | Имя числительное. Правописание и употребление числительных | 2 | ||
67 | Местоимение. Особенности употребления местоимений | 1 | ||
68 | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | 1 | ||
ИТОГО | 55+13 | |||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№ | кол-во часов | Разделы план дата |
1. 2 | 22 45+1 | Морфология и орфография (22 ч)
Синтаксис и пунктуация (45 ч + 1 ч) |
Итого: 67+1 часов |
Тематическое планирование
11 класс
№ | Тема урока | Кол -во часов | Контрольные работы Работы по развитию речи | Дата |
Морфология и орфография (22 ч) | ||||
1-4 | Глагол. Спряжение глаголов. Особенности употребления форм глагола в речи (тексте). Правописание глаголов | 4 | Контрольная работа | |
5-6 | Причастие. Образование и употребление причастий | 2 | ||
7-8 | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях | 2 | ||
9 | Деепричастие. Значение, употребление и образование деепричастий | 1 | ||
10-13 | Наречие. Употребление и правописание наречий | 4 | Контрольная работа | |
14-15 | Служебные части речи. Предлог. Особенности употребления предлогов | 2 | ||
16 | Правописание предлогов (1 ч). | 1 | ||
17-18 | Союз. Употребление и правописание союзов | 2 | ||
19 | Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | ||
20-21 | Правописание НЕ со словами разных частей речи | 2 | ||
22 | Правописание частицы НИ | 1 | ||
Синтаксис и пунктуация (45 ч+1ч) | ||||
23-24 | Основные принципы русской пунктуации | 2 | ||
25-28 | Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения | 4 | Контрольная работа | |
29 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||
30 | Согласование сказуемого и подлежащего | 1 | ||
31 | Особенности употребления второстепенных членов предложения | 1 | ||
32-33 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами | 2 | тест | |
34 | Однородные и неоднородные определения | 1 | ||
35 | Согласование в предложениях с однородными членами | 1 | ||
36-41 | Предложения с обособленными и уточняющими членами | 6 | Контрольная работа | |
42-44 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения и междометия | 3 | тест | |
45-47 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 3 | ||
48-50 | Сложноподчиненное предложение | 3 | тест | |
51 | Синонимия сложноподчиненных предложений и других синтаксических конструкций | 1 | ||
52-53 | Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными | 2 | ||
54-56 | Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 3 | тест | |
57-58 | Сложные предложения с разными видами связи | 2 | ||
59 | Способы передачи чужой речи. Прямая речь*. | 1 | Р/Р Изложение | |
60 | Замена прямой речи косвенной | 1 | Р/Р Изложение | |
61-68 | Многоаспектный анализ текста. Продуцирование текстов | 6 | ||
ИТОГО | 67+1 |
Информационно-образовательный ресурс
Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Федеральный базисный учебный план (см.: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»);
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Учебник Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А.Русский язык. 10—11 классы
2.Б о б ы л е в Б. Г., Д а в ы д о в а М. И. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. 10—11 классы.
3.Программы общеобразовательных учреждений. Сборник 10—11 классы. Зав. редакцией Л. М. Рыбченкова
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Дидактические материалы по русскому языку: 10-11 кл.
2.Программно-методический комплекс «Русский язык в средней школе».
3.Таблицы и раздаточный материал для 5-9 классов
4. Образовательные диски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Анонс материалаДанный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...
Русский язык 7 класс. Тестовые задания. По учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополне...