Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе
методическая разработка по литературе (6 класс)

Рогачева Дарья Сергеевна

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по литературе в 6-м классе с применением приемов и стратегий технологии критического мышления. Выполнена в рамках учебного курса "Школа современного учителя" Академии Минпросвещения России.

Тема урока: Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Выстрел» в 6 классе

Педагогическая технология: технология развития критического мышления на основе чтения и письма.

Приемы и стратегии используемой технологии: «Чтение с остановками», «Создание кластера», «Создание Ментальной карты», «Древо предсказаний», «Трехчастный дневник», «Синквейн»

Базовый учебник: Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2019

Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, роли эпиграфа, совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст.

Формы работы учащихся: групповая работа, коллективная, индивидуальная

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shsu.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»

слушателя курса «Школа современного учителя»

Рогачевой Дарьи Сергеевны

  1. Тема урока: Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Выстрел» в 6 классе
  2. Педагогическая технология: технология развития критического мышления на основе чтения и письма.
  3. Приемы и стратегии используемой технологии: «Чтение с остановками», «Создание кластера», «Создание Ментальной карты», «Древо предсказаний», «Трехчастный дневник», «Синквейн»
  4. Базовый учебник: Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2019
  5. Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, роли эпиграфа, совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст.
  6. Формы работы учащихся: групповая работа, коллективная, индивидуальная
  7. Тип урока: урок «открытия» нового знания
  8. А) предметные результаты обучения:

Учиться понимать тему, идею литературного произведения, уметь пересказывать, отвечать на вопросы, понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, уметь выявлять особенности сюжета и композиции, характеров героев, уметь определять роль эпиграфа в произведении, умение систематизировать материал в виде схемы, когда выделяются смысловые единицы текста.

Б) метапредметные: планировать учебное сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации для ответов на вопросы, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции и оценки, уметь слушать и вступать в диалог, развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

9. Этапы учебного занятия

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

СТАДИЯ ВЫЗОВА

  1. Вводный

Организационный момент

Введение в тему.

- актуализация знаний;

- пробуждение интереса к получению информации

2. Составление кластера

Актуализация знаний о «Повестях Белкина» А.С. Пушкина

Развитие умения работать в группах

Развитие умения систематизировать материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

3.Завершение стадии вызова

Формирование умения составлять связный текст. Развитие речи.

Прогнозирование по названию

Критериальное оценивание – оценка за работу в группе

Формирующее оценивание

Чтение и осмысление художественного текста с использованием следующих приемов:

«Чтение с остановками»

«Создания Ментальной карты» (характеристика литературного героя),

«Древо предсказаний»

«Трехчастный дневник»

Используется критериальное оценивание – оценка за устный развернутый ответ на вопрос

Используется критериальное оценивание – оценка за устный развернутый ответ на вопрос

Используется критериальное оценивание – оценка за устный развернутый ответ на вопрос

Используется критериальное оценивание – оценка за устный развернутый ответ на вопрос

Критериальное оценивание – оценка за работу в группе

Критериальное оценивание – оценка за творческое задание

Возвращение к кластеру, прогнозирование по названию

Выполнение индивидуального творческого задания на отметку

Используется критериальное оценивание – оценка за устный развернутый ответ на вопрос

Домашнее задание

Критериальное оценивание – оценка за творческое задание

1.Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания

2.Постановка дидактической цели. Формирование групп. Проведение инструктажа, раздача дидактического материала. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.п.) для проведения отчета о работе с использованием приема «Зигзаг»

3. Постановка познавательной задачи. Задание 1. «Прочитайте внимательно фрагмент прозаического произведения. Откуда взяты эти строки? Отметьте особенности, о которых упоминается в настоящем фрагменте произведения. СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР.

Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил. Вышеупомянутые повести были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ.  Однако ж имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околодка, отчего и моя деревня где-то упомянута. Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения.

4.Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску.

5. Контроль за ходом групповой работы

6. Выслушивание мнения учеников. Принятие общего решения о составе кластера

7.Объявление образовательной цели урока: продолжить знакомство с «Повестями Белкина» А.С. Пушкина. Выявить особенности сюжета, характеров героев и композиции повести «Выстрел»

Подготовка к непосредственному восприятию текста

8.Задание 2.

Индивидуальные задания по группам (Индивидуальное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала, в том числе и в группах):

I этап. 1-я группа – ученики с сильными способностями,

2-я группа – ученики со средними способностями,

3-я группа – ученики с низкими учебными способностями

Задание для 1-ой группы: Вспомните, что такое эпиграф. Прочитайте эпиграфы в повести, обратите внимание, что их 2. Что они помогают разъяснить, узнать?

Задание для 2-ой группы: предположите по названию, о чем пойдет речь в повести «Выстрел».

Задание для 3-ей группы: Запишите слова-ассоциации, которые у вас возникают при слове «Выстрел», (поединок, дуэль, сражение, стрельба, пуля).

II этап. Смешанные группы (1,2,3) с новой учебной задачей: смоделируйте возможный сюжет произведения, который может называться «Выстрел».

В данном задании используется формирующее оценивание на основе дифференциации (формируются группы по уровню учебных достижений

СТАДИЯ  ОСМЫСЛЕНИЯ

                                 

1.Организация активного восприятия текста.

2.Индивидуальные консультации

3.Организация беседы по вопросам. Обсуждение сюжета повести с использованием простых, уточняющих, интерпретационных, оценочных, практических, творческих вопросов (прием

«Чтение с остановками»)

Перечень вопросов для учащихся (1 остановка)

- Какие события могут произойти с таким героем?

- Какие ассоциации вызывают у вас имя героя?

-Какие ощущуния у вас вызвал герой?

Принятие общего решения о содержании Ментальной карты, далее МК

Перечень вопросов для учащихся ( 2 остановка)

- Часто между молодыми офицерами шли разговоры о дуэлях. Как реагировал на них Сильвио?(п)

-Что стало причиной ссоры между Сильвио и молодым офицером? (п)

- Почему поступок Сильвио изумил офицеров? (и)

- Какие же человеческие качества ценились выше всего среди молодежи? (о)

- Правильно ли по вашему мнению поступил Сильвио? (о)

- Предположите, почему так отреагировал Сильвио на поступок молодого офицера? (о)

- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации на месте героя-рассказчика? (п)

- Как бы вы поступили на месте Сильвио? (п)

-Попробуйте передать чувства героя-рассказчика через определения, или музыкальный аккорд, букет цветов, или цветовую палитру (т)

- какие цвета будут доминировать? Почему (и)

А.П. Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте (т).

Принятие общего решения о заголовках основных событий прочитанного фрагмента

Перечень вопросов для учащихся (3 остановка)

- Как вы оцениваете причины ненависти Сильвио к молодому человеку знатной фамилии?

- Как вы оцениваете поведение противника Сильвио? (о)

- Почему же Сильвио не выстрелил? (и)

-Как вы оцениваете поведение героя Сильвио в отношении его противника до и во время дуэли? (о)

- Как бы вы поступили на месте Сильвио во время дуэли?

Попробуйте передать чувства Сильвио во время дуэли через определения, цветовую палитру и т.п.

- Какие ц вета будут доминировать и почему? (и)

- Какие ваши ожидания в отношении событий и героя подтвердились? Что стало неожиданным?

- Какие ещё вопросы возникли у вас? Задайте их друг другу.

Организация работы над МК: постановка учебной задачи продолжить заполнение «ментальной карты» - характеристики героя в связи с новыми впечатлениями о герое, индивидуальные консультации по ходу работы; выслушивания мнений учеников.

Принятие общего решения о заголовках основных событий прочитанного фрагмента

Организация работы над 2-ой частью произведения: постановка учебной задачи по ходу чтения заполнить трехчастный дневник; инструктаж по заполнению трехчастного дневника; формирование групп (1-я, 2-я, 3 -я), контроль за ходом выполнения задания в группах; индивидуальные консультации и индивидуальные задания

Пример индивидуального задания для самостоятельного выполнения: напишите характеристику главного героя, ограничиваясь 4-5 прилагательными. Напишите их в рейтинговом порядке. Обоснуйте ваш выбор

Выслушивание мнения учеников. Ответы на вопросы учеников.

Принятие коллективного решения о составе МК.

        СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Организация беседы по вопросам:

- Какие особенности «Повестей Белкина» мы видели и как решаются эти вопросы в повести «Выстрел»? Какова основная идея?

- Каковы особенности композиции повести?

Вспомните ваше прогнозирование по названию. Почему повесть называется «Выстрел»?

Посмотрите на ваши прогнозы в «Древе предсказаний». Есть ли совпадение прогнозов с событиями пушкинской повести? Что позволило вам сделать верный прогноз?

С какими другим пушкинским героем можно сравнить Сильвио?

Постановка задачи творческого характера

Выслушивание мнения учащихся. Внесение корректировки в ответы

Подведение итогов. Выставление отметок

Составить кластер по повести «Выстрел»

Эмоционально настраиваются на работу

Знакомство с познавательной задачей. Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем

Составление и оформление кластера в группах

Отчет о работе каждой группы. Прием «Зигзаг» или «Отсюда-туда»

Знакомство с целями урока

Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Учащиеся читают свои ответы по группам:

- учащиеся читают свои ассоциативные ряды, объясняют их.

- учащиеся записывают свои предположения в тетради, затем зачитывают их, объясняют.

- записывают определение термина, зачитывают определение


Чтение с остановками

Чтение первых двух абзацев художественного текста

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

- выделение ключевых слов и словосочетаний, которые помогут при характеристике главного героя (Сильвио)

- первоначальный этап составления МК (ментальной карты) – характеристика героя

- обсуждение в группах содержания МК

Чтение следующих пяти абзацев, выделение основных событий.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

- Обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя.

-Запись своих предположений в схему «Древо предсказаний»

- Озаглавливание основных событий фрагмента

- Нечаянный случай

- Несостоявшаяся дуэль

- Письмо

- Обмен мнениями в парах о заголовках основных событий

- Чтение первой части до конца

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

- Обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя

- Запись своих предположений в схему «Древо предсказаний»

- Задают вопросы друг другу. Обсуждение возникших вопросов.

- Дальнейшее заполнение МК – характеристика главного героя

- обсуждение содержания МК

- Выделение событий фрагмента, обсуждение заголовков основных частей фрагмента

- Рассказ Сильвио о собственной судьбе

- Объяснение причин отказа от дуэли

- Служба к гусарскому полку

- соперничество с молодым человеком богатой и знатной фамилии

- Пощечина

- Дуэль; оставшийся выстрел Сильвио

-Отъезд Сильвио

Чтение 2-ой части произведения.

- Заполнение трехчастного дневника в группах

-Обсуждение в группах дневниковых записей

-Окончательное заполнение МК (ментальной карты) – характеристика главного героя.

- Обсуждение содержания МК

Обсуждение ответов на поставленные вопросы

- Составление синквейна, характеризующего главного героя повести, обсуждение синквейнов

Запись домашнего задания

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (Коммуникативное УУД, далее К)

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Регулятивное УУД, далее Р)

- создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста (Познавательное УУД, далее П)

-выражают смысл текста графическими средствами (П)

- умеют слушать и слышать друг друга (К)

- интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)

- учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)

- развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)

- умеют заменять термины определениями (П)

- умеют структурировать знания (П)

-учатся понимать прочитанное (П)

- осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П)

- выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П)

- умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

- определяют основную и второстепенную информацию (П)

- составляют план и последовательность действий (Р)

- вносят коррективы и дополнения в составленные планы (Р)

- учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения (К)

- развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)

- понимают возможность различных точек зрения, несовпадающих с собственной (К)

- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)

- точно и полно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

- умеют делать выводы и кратко их формулировать (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Практическая работа №2 "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии"

Технологическая карта урока по теме: "Корень. Корневые системы"...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...