Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету». Учебное занятие по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». «Пиковая дама» в иллюстрациях Т. Шишмарёвой и М. Полякова.
учебно-методический материал по литературе
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olneva_natalya_vozdvizhenskaya_ssh_kontrolnaya_no_2.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 2
Выполнила Ольнева Наталья Юрьевна Воздвиженская СШ
с. Воздвиженское Воскресенский район
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету»
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Учебное занятие по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». «Пиковая дама» в иллюстрациях Т. Шишмарёвой и М. Полякова.
Цель: познакомить с повестью А.С. Пушкина «Пиковая дама», научить сравнивать прозаический текст с иллюстрациями: находить сходства и различия, привить интерес к слову и иллюстрации.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения, формирование умения давать обоснованную оценку героям и событиям произведения.
Метапредметные:
• познавательные – овладеть умениями создавать обобщения, делать выводы;
• регулятивные – осуществлять контроль деятельности; овладение умением оценивать деятельность;
• коммуникативные– овладеть умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Личностные: формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
Фронтальная
Оборудование: компьютер, презентация, текст повести.
Ход урока
- Организационный момент
- Этап изучения нового материала
Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Откройте тетради, запишите число и тему урока. На сегодняшнем уроке наше внимание будет уделено одному из знаковых произведений писателя «Пиковая дама», которое вы прочитали дома. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое иллюстрация и кто такой иллюстратор?
Словарная работа, дают определение, приводят примеры, записывают в тетрадь.
С помощью учителя формулируют тему и цели урока.
Учитель знакомит с историей создания произведения.
«Пиковую даму» Пушкин писал в начале 30-х годов.
«Моя «Пиковая дама» в большой моде игроки понтируют на тройку, семерку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной (Голициной) и, кажется, не сердятся».
Главная завязка повести не вымышлена. Старуха-графиня - Наталья Петровна Голицина. Внук ее, Голицин, рассказывал Пушкину, что он проигрался и пришел просить денег, она сказала ему 3 карты, назначенные ей Сен-Жерменом (известнейшая личность: алхимик, предсказатель, глава масонской ложи).Внук поставил на эти карты и отыгрался
Властная, умная, с сильным характером, Наталья Петровна Голицина сумела создать себе такое положение в свете, что императоры и императрицы, начиная с Екатерины Второй и кончая Николаем Первым оказывали ей самое почтительное внимание, а высшее общество считало за честь бывать у нее в доме.
- Ребята, давайте более подробно рассмотрим первую иллюстрацию.
Как вы думаете, кто на ней изображен?
1 иллюстрация Германн. Художник М.И. Поляков. 1963–1964
Скажите, так вы себе представляли главного героя Германна, когда читали повесть?
Найдите в тексте описание или характеристику главного героя.
Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения, сравнивают с иллюстрацией.
«– А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, – отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!
– Игра занимает меня сильно, – сказал Германн, – но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
– Германн немец: он расчетлив, вот и всё! -! – заметил Томский. – А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка графиня Анна Федотовна. (1 глава).»
«Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твердо убеждён в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасала его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, – а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры.»
- Рассмотрим вторую и третью иллюстрации. Можно по изображению определить, какой момент из повести нарисован, из какой главы?
Германн бродит по городу / караулит у дома графини. Вторая глава
- Есть различия между описанием героя в тексте и иллюстрациями?
У Полякова он перед принятием решения не бродит. У дома графини стоит.
- Вспомним содержание повести, рассмотрим другие работы художников-иллюстраторов и сравним содержание текста с иллюстрациями.
2 и 3 ил. Германн бродит по городу (Т.Шишмарёвой)
4 ил. Раздевание графини перед сном. Третья глава (М.Поляков)
5 ил. Германн с пистолетом (М. Поляков)
6 ил. Германн с пистолетом (Т. Шишмарёва)
7 ил. Германн и Лиза. Четвёртая глава (М. Поляков)
8 ил. Германн и Лиза. Четвёртая глава (Т. Шишмарёва)
9 ил. Привидение (мёртвая графиня является Германну). Пятая глава (М.Поляков)
10 ил. Привидение (мёртвая графиня является Германну). Пятая глава (Т. Шишмарёва)
11 ил. Игра Германна. Шестая (последняя) глава(М. Поляков)
12. Игра Германна. Шестая (последняя) глава(Т. Шишмарева)
https://fantlab.ru/blogarticle55572
https://fantlab.ru/blogarticle55409
- Этап закрепления нового материала
- Совпадает ли взгляд автора со взглядами иллюстраторов?
- Работы какого художника вам понравились больше, почему?
Итак, мы с вами вспомнили и проанализировали повесть, посмотрели работы художников. Теперь сравните воплощение замысла одной и той же сцены у М. Полякова и Т. Шишмарёвой.
Вывод
Передать одну и ту же ситуацию при помощи различных видов искусства можно неодинаково. Каждый художник видит историю по-своему, и каждая из точек зрения может иметь право на существование. Однако же первоисточником все-таки является литературное произведение Пушкина.
5. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, обратимся к теме и цели урока, отметьте наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, выскажите оценочные суждения, отметьте успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.
Формы работы:
- словарная работа;
- пересказ и анализ;
- сравнительный анализ художественного текста с иллюстрациями;
- устные ответы на вопросы учителя;
Учебные задания:
- дать определения, что такое иллюстрация и кто такой иллюстратор;
- пересказать и проанализировать содержание повести «Пиковая дама», рассмотреть иллюстрации;
- сравнить иллюстрации;
- ответить на вопросы учителя (они все прописаны выше!)
6. Домашнее задание (на выбор учащихся)
- Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду повести «Пиковая дама» и объяснить свой выбор
- Написать сочинение на тему «Как иллюстрации художников М. Полякова и Т. Шишмарёвой помогают восприятию текста в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....
методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе в 8 классе »
Урок литературы 8 класс. Формы и методы обучения....
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"
Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...
Методическая разработка: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».
Методическая разработка «Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс» предусматривает цель показать возможные варианты применения современных форм и мето...
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...