Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановками" можно развивать самостоятельное мышление школьников, соотносить собственный жизненный опыт с опытом героев художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к мастер-классу | 549.5 КБ |
Мастер-класс | 59.5 КБ |
Текст сказки | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: познакомить обучающихся со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок»; развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли; учиться соотносить собственный опыт с опытом героев произведения.
Этапы урока Приемы ТРКМЧП 1.ВЫЗОВ 1.Опора на личный опыт обучающихся 2.Прогнозирование.Прием «Корзина идей» 2.ОСМЫСЛЕНИЕ 1.Чтение текста . Основной прием «Чтение с остановками» 2.Работа с текстом после чтения 3.РЕФЛЕКСИЯ 1.Создание синквейна
Жанр произведения Сказка вымысел занимательность поучительность Быль было былина быличка быть
Какой была жизнь цветка на пустыре? Одиночество Страдание Борьба за жизнь Жизнь цветка на пустыре.
Почему Даша поцеловала цветок? Она оценила трудолюбие цветка и проявила свою любовь к нему Встреча Даши с цветком.
Какие качества проявили дети? Сострадание, милосердие, трудолюбие, любовь к родной природе Дети на пустыре.
Как изменилась жизнь на пустыре? Пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. Пустырь преобразился.
Жизнь – это труд Труд – основа жизни
Составьте синквейн по теме «Неизвестный цветок»
Домашнее задание: 1гр. Подготовьте пересказ от лица цветка. 2гр. Подберите пословицы о труде. 3гр. Ответьте на вопрос письменно: «Что может сделать каждый из нас для тех, кому нужна помощь?»
Материал подготовила : Мамонтова Л.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского района Воронежской области,
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование приема «Чтение с остановками» технологии РКМЧП
на уроках литературы»
Учитель Мамонтова Л.В.
Структура мастер-класса
1.Краткая характеристика технологии РКМЧП.
2.Методические рекомендации к применению приема «Чтение с остановками».
3.Демонстрация приема«Чтение с остановками» на материале урока по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» (6 класс).
4.Рефлексия.
Цель данной работы: показать, как путем применения приема «Чтение с остановками» можно развивать самостоятельное мышление школьников, соотносить собственный жизненный опыт с опытом героев художественного произведения.
Задачи:
- познакомить с приемом «Чтение с остановками»;
- дать методические рекомендации к применению данного приема;
- на примере урока попытаться раскрыть преимущество данного приема при изучении художественного произведения.
1. Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые давали бы стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной и творческой активности. Я применяю на уроках литературы приемы технологии «Развитие критического мышления через письмо и чтение. Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология развивает умения обучающихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, формирует информационные и коммуникативные компетенции учащихся. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
В основе технологии РКМЧП лежит трехступенчатая базовая модель получения, восприятия и передачи информации. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует трем фазам урока: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Приемы данной технологии очень разнообразны, их можно использовать на различных этапах урока, комбинировать друг с другом.
2.Прием «Чтение с остановками» повторяет 3 стадии технологии развития критического мышления и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. На данной стадии на основе заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. Обучающиеся обсуждают название произведения, прогнозируют его содержание и проблематику.
2 стадия - осмысление. Текст читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
3 стадия - рефлексия. Проводится заключительная беседа. На этой стадии формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
Можно предложить следующие рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
- текст должен быть повествовательный;
- желателен небольшой текст, так как чтение с остановками занимает много времени;
- текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности;
- при чтении важно найти оптимальный момент для остановки;
- после каждой остановки необходимо задавать вопросы.
Вопросы должны охватывать все уровни вопросов Блума:
- простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти;
- уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я вас поняла, что…»;
- интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?);
- оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке;
- творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»;
- практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?».
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» .
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению, помогает соотносить собственный опыт обучающихся с опытом героев художественного произведения.
3. На материале урока литературы по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» покажу, как можно применить в своей работе прием «Чтение с остановками» ТРКМЧП.
Цели урока:
- познакомить обучающихся со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок»;
- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
- учиться соотносить собственный опыт с опытом героев произведения.
Основной прием – «Чтение с остановками».
Ход урока:
I.Вызов
1. Опора на личный опыт обучающихся:
- Какие произведения А.Платонова вы знаете? (работа в парах).
2. Прогнозирование (корзина идей, работа в группах) .
- Почему произведение так называется?
- Каковы предполагаемые события в нем?
- Почему это сказка-быль?
II.Осмысление
1. Прием «Чтение с остановками».
Чтение текста до слов: «И вот шла однажды…»
1 остановка:
- Каким был неизвестный цветок?
- Почему цветок неизвестный?
- Была ли у цветка цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе за жизнь?
- Что произойдет дальше?
Продолжение чтения текста до слов «…склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку».
2 остановка:
Используя прием «Тонкие» и «толстые» вопросы», можно попросить обучающихся задать вопросы ко 2 части или задать вопросы самому:
- Какой момент в жизни цветка можем назвать самым важным?
- Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?
- Почему девочка вспомнила о маме, рассказывающей ей сказку?
- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
- Какой была Даша?
- Что произойдет дальше и почему?
Читаем текст далее до слов «они уехали».
3 остановка:
- Как вы полагаете, правильно ли поступили дети?
- Какие качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
- Что было дальше?
Слушаем текст до конца.
4 остановка:
- Как изменилась жизнь на пустыре через год?
- Как вы думаете, это конец истории? А как бы закончили ее вы?
- Оправдался ли ваш прогноз? (возвращаемся к работе групп).
2. Работа с текстом после прочтения.
-Так каким был неизвестный цветок? (Трудолюбивый, терпеливый, старательный, целеустремленный, жизнелюбивый).
- Зачем же писатель «вырастил» сына цветка все в тех же трудных условиях? (Звучит мысль о том, что жизнь –это труд).
- Какую мысль А. Платонов хочет донести до нас, читателей? (Труд - основа жизни).
- Считаете ли вы себя трудолюбивым? Почему? (работа в парах).
- Сделали ли вы выводы для себя?
III.Рефлексия
Написать синквейн по теме: «Неизвестный цветок» (по выбору).
Таким образом, прием «Чтение с остановками» пробуждает интерес к чтению, учит критически мыслить, побуждает к поиску решения проблемы, развивает навыки парной и групповой работы, помогает соотносить собственный опыт с опытом героев художественных произведений.
4.Рефлексия
Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП».
- Технология РКМЧП
- Интерактивная, развивающая.
- Формирует, обучает, создаёт.
- Помогает обучающемуся критически мыслить.
- Сотрудничество
Предварительный просмотр:
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК
(Сказка-быль)
1.Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
2. И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
"Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
- Отчего ты такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
- А как тебя зовут? - спросила Даша.
- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
3. На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
- Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
4 А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Данный конспект содержит два урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...
Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.
Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....
Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок русской литературы в 6 классе....
Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...
Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок основывается на технологии творческих мастерских...