Анализ лирического произведения
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
ПРОГРАММА
элективного курса
«Анализ лирического произведения»
для учащихся 10 классов
Учитель: Акбулдина Зинаида Александровна, высшая квалификационная категория |
г. Когалым
2023
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 10 класса, составляет 34 часа в год. В основе данной программы лежит программа под редакцией Н.А.Владимировой «Анализ лирического произведения».
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литературы и культуры.
Актуальность: уметь анализировать лирическое произведение – одно из самых основных требований программы по литературе. Необходимые навыки формируются у учащихся в течение ряда лет, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся, как правило, отсутствует. Таким образом, целесообразно вести элективный курс «Анализ лирического произведения» для учащихся классов с углубленным изучением литературы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Журавлёв В.П. ««Литература. 10 класс (базовый уровень) в 2- х частях».- М.: Просвещение, 2010.
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» предназначена для занятий по литературе в 10 классе и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в течение года), предполагает расширение курса литературы, повышение интереса к предмету, компенсирует достаточно ограниченные возможности базового курса.
Цель элективного курса:
Воспитание нравственной и творческой личности, становление гражданских качеств ученика в процессе усвоения основных методов культуры.
Задачи курса:
-обеспечить углубленное и многостороннее изучение художественной литературы старшеклассниками;
- совершенствовать умение учащихся обобщать и сопоставлять литературные явления и факты;
- развивать у учащихся способность контекстуального рассмотрения литературных явлений;
- создать условия для индивидуализации личности, развития творческих способностей;
Элективный курс в 10 классе строится на историко-литературной основе с актуализацией знаний по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке, полученных на предыдущих этапах обучения. При изучении произведения акцентируется внимание на исследовательской, самостоятельной работе школьников, их творческой деятельности. Учащиеся к десятому классу имеют представление о литературе как процессе, умеют анализировать лирические произведения разных жанров, владеют теоретико–литературным материалом. Важной задачей на данном этапе обучения является систематизация, обобщение и осмысление нравственного опыта и теоретико-литературных знаний школьников.
Отбор материала подчинен нескольким основным условиям литературного образования, формирования самостоятельности мышления и развития интеллектуальной сферы личности:
- соответствие изучаемых произведений возрастным особенностям школьников, доступности их восприятию;
- чтение и анализ лирических произведений 19 века;
- сравнительный анализ произведений 19 века и рассмотрение литературных традиций;
- чтение и анализ литературно-критических материалов;
- знакомство учащихся с основными особенностями общественно-культурной жизни России.
Обращение к теоретико-литературным понятиям необходимо для анализа лирических произведений с эстетической точки зрения. Это помогает перейти от эмоционального восприятия образа к литературоведческому анализу.
Предлагаемые в рабочей программе творческие задания направлены на развитие творческих способностей школьников. Они разнообразны по жанрам (эссе, рецензия, анализ лирического произведения, отзыв) и тематике. Учащиеся могут выбирать те из них, которые соответствуют их интересам и уровню подготовки.
При изучении элективного курса уделяется внимание не только количеству изучаемого материала, но и полноте, и глубине его комплексного освоения.
Программа элективного курса предполагает использование фронтальной, парной, групповой и индивидуальной форм работы. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учащихся. В ходе парной и групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание необходимой помощи со стороны педагога позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- активные и интерактивные методы обучения;
- исследовательская технология обучения;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии.
Результат освоения курса: данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор учащихся, развивает их речь. Данная программа заключает в себе возможности для всестороннего развития личности учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- о диалоге современной литературы с литературой минувших эпох как феномене культуры;
- о различных видах межтекстовых художественных взаимодействий;
- о художественной интерпретации классических произведений как избирательном, творческом овладении чужим текстом;
- важнейшие теоретико – литературные понятия, являющиеся базовыми для анализа и интерпретации лирического произведения;
- реминисцентные истории некоторых произведений русской и зарубежной классики.
уметь:
- анализировать и интерпретировать художественные произведения в контексте литературных явлений и фактов;
- соотносить классическое произведение с его художественной интерпретацией и прослеживать логику развития сюжета, конфликта, образов, в новых обстоятельствах;
- выявлять в произведениях русских и зарубежных классиков конкретно – историческое и общечеловеческое содержание;
- создавать собственные речевые высказывания разных жанров и стилей на основе исходного текста, используя различные приемы творческой интерпретации чужого текста.
Содержание программы
- Введение. Специфика поэзии (1 ч).
Специфика поэзии.
План анализа лирического произведения.
- Художественный образ (2 ч).
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мой демон».
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали».
- Мастерская слова. Тропы (6 ч).
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кинжал».
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье».
Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Сон».
Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Таинственный посетитель».
Анализ басен И.А.Крылова. Анализ стихотворений поэтов 19 века.
- Лексика (1 ч).
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
5. Стилистические фигуры (5 ч)
Риторические фигуры. Эпистрофа. Роль риторических фигур в поэтическом тексте.
Стилистические фигуры. Оксюморон. Антитеза. Анаколуф.
Стилистические фигуры. Бессоюзие. Многосоюзие.
Роль стилистических фигур в поэтическом тексте.
Анализ стихотворений поэтов 19 века.
6. Системы стихосложения (2 ч).
Системы стихосложения. Дольник. Верлибр. Тонический стих.
Системы стихосложения.
Фигурные стихи. 7. Архитектоника (2 ч).
Строфа. Одическая строфа. Венок сонетов.
8. Рифма (1 ч).
Внутренняя рифма. Тавтологическая рифма.
9. Звукопись (1 ч).
Звукопись. Роль аллитерации и ассонанса в поэтическом произведении.
10. Основные виды лирики (1 ч).
Основные виды лирики.
11. Идея лирического произведения (2 ч).
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…»
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Я.П.Полонского «Узница».
12. Композиция лирического произведения (2 ч).
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.К. Толстого «В стране лучей, незримой нашим взорам…»
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…»
13. Контрольные работы (2 ч).
Восприятие, истолкование, оценка предложенных стихотворений.
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…»
14. Защита исследовательских работ (6 ч).
Учебно-тематический план
№ пп | Разделы программы | Темы и формы текущего и итогового контроля | Кол-во часов |
1 | Введение. Специфика поэзии. | Создание презентации | 1 |
2 | Художественный образ. | 2 | |
3 | Тропы. | 6 | |
4 | Лексика. | Контрольная работа Защита исследовательских работ | 1 |
5 | Стилистические фигуры. | 5 | |
6 | Системы стихосложения. | Создание презентации | 2 |
7 | Архитектоника. | 2 | |
8 | Рифма. | 1 | |
9 | Звукопись. | 1 | |
10 | Основные виды лирики. | Контрольная работа Защита исследовательских работ | 1 |
11 | Идея лирического произведения. | 2 | |
12 | Композиция лирического произведения. | 2 | |
13 | Контрольные работы. | 2 | |
14 | Защита исследовательских работ. | 6 | |
Итого: | 34 |
Виды итогового контроля освоения программы
- Контрольные работы - тест - 1 час.
- Контрольные работы «Анализ лирического произведения» - 1 час.
- Защита исследовательских работ - 6 часов.
Система оценивания и контроля: создание групповых проектов, подготовка сообщений, взаимоконтроль, самоконтроль, презентация, рефлексия и самооценка, создание собственных текстов и высказываний. Критерии оценивания соответствуют образовательным стандартам.
Учащиеся, посетившие не менее 70% занятий, усвоившие основные знания, овладевшие материалом, принявшие активное участие в любых формах работы, получают за I полугодие - «зачет», за год – «отметку».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности и формы организации учебных занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Специфика поэзии. | Специфика поэзии. План анализа лирического произведения. Основные требования к анализу лирического произведения. | Лекция с элементами беседы Конспектирование. | 1 | 1 | |
2 | Художественный образ. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мой демон». | Особенности художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Мой демон» | Исследовательская деятельность. Парная работа. Беседа. | 1 | 1 | |
3 | Художественный образ. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали» | Особенности художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали». | Исследовательская деятельность. Групповая работа. | 1 | 1 | |
4 | Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кинжал» Художественный образ. Мастерская слова. Тропы. | Лекция «Тропы. Эпитет в поэтическом тексте». Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кинжал». Особенности художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Кинжал». | Лекция с элементами беседы Мастерская слова. Парная работа. Исследовательская деятельность. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье». Художественный образ. Тропы (продолжение). | Лекция «Тропы. Сравнение. Уподобление в поэтическом тексте» Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье». | Лекция с элементами беседы Мастерская слова. Исследовательская деятельность. Индивидуальная работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Мастерская слова. Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Сон». Тропы (продолжение). | Лекция «Метафора, метонимия в поэтическом тексте» Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Сон». Роль метафоры в стихотворении В.А.Жуковского. | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Индивидуальная работа. Интерпретация произведения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Мастерская слова. Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Таинственный посетитель». Тропы (продолжение). | Лекция «Тропы. Перифраз. Синекдоха» Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Таинственный посетитель». Роль синекдохи в стихотворении В.А.Жуковского. | Лекция с элементами беседы. Исследовательская работа. Создание презентации. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Мастерская слова. Анализ басен И.А.Крылова. | Лекция « Ирония. Сарказм. Каламбур. Символ. Аллегория». Мастерская слова Анализ басен И.А.Крылова. Роль аллегории в баснях. | Лекция с элементами беседы. Метод «Мозговой штурм». Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция «Гипербола. Литота. Аллюзия. Алогизм в поэтическом тексте». Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Роль алогизмов и аллюзий в стихотворениях поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Дискуссия. Фронтальная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Лексика. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». | Лекция «Лексика. Антонимы. Архаизмы в поэтическом тексте» Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». Роль архаизмов в раскрытии авторского замысла в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк». | Лекция с элементами беседы. Групповая исследовательская работа по предложенному плану. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | Лекция «Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора. Градация. Параллелизм. Эллипс. Роль стилистических фигур в раскрытии авторского замысла». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы Сопоставительный анализ. Индивидуальная работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | Лекция «Риторические фигуры. Эпистрофа. Роль риторических фигур в поэтическом тексте». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Создание презентации. Парная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры | Лекция « Стилистические фигуры. Оксюморон. Антитеза. Анаколуф». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с индивидуальными заданиями. Мастерская слова. Метод аквариума. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | «Лекция Стилистические фигуры. Бессоюзие. Многосоюзие. Роль стилистических фигур в поэтическом тексте» Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с индивидуальными заданиями. Метод круглого стола. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Контрольная работа. | Восприятие, истолкование, оценка предложенных стихотворений | Индивидуальная работа. | 1 | 1 | |
16 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | Лекция «Стилистические фигуры». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы. Метод просеивания идей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Защита исследовательских работ. | Исследовательские проекты учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | |
18 | Защита исследовательских работ. | Исследовательские проекты учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | |
19 | Защита исследовательских работ. | Исследовательские проекты учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | |
20 | Системы стихосложения. | Лекция «Системы стихосложения. Дольник. Верлибр. Тонический стих». | Лекция с элементами анализа. | 1 | 1 | |
21 | Системы стихосложения. Архитектоника. | Лекция «Системы стихосложения.. Фигурные стихи». Одическая строфа. | Лекция с элементами анализа. Индивидуальная работа | 1 | 1 | |
22 | Архитектоника. | Лекция «Венок сонетов». | Лекция с элементами анализа. Групповая работа. | 1 | 1 | |
23 | Рифма. Белый стих. | Лекция «Внутренняя рифма. Тавтологическая рифма». | Лекция с элементами анализа. Исследовательская мастерская. Парная работа. Создание презентации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Звукопись. Аллитерация. Ассонанс. | Лекция «Звукопись. Роль аллитерации и ассонанса в поэтическом произведении». | Лекция с элементами анализа. Исследовательская мастерская. Парная работа. | 1 | 1 | |
25 | Основные виды лирики. | Лекция «Основные виды лирики». | Лекция с элементами анализа. Групповая работа. | 1 | 1 | |
26 | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И.Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…» | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И.Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…» Образ лирического героя. | Исследовательская работа. Мозговой штурм. Групповая работа. | 1 | 1 | |
27 | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Я.П.Полонского «Узница». | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Я.П.Полонского «Узница». Основная идея произведения. Образ лирического героя. | Метод аквариума. Парная работа. | 1 | 1 | |
28 | Композиция лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.К.Толстого «В стране лучей, незримой нашим взорам…» | Композиция лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.К.Толстого «В стране лучей, незримой нашим взорам…» Роль композиции в раскрытии авторского замысла. | Метод круглого стола Групповая работа. | 1 | 1 | |
29 | Композиция лирического Произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» | Анализ стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» Особенности композиции стихотворения А.А.Фета. | Мозговой штурм. Парная работа. | 1 | 1 | |
30 | Контрольная работа Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…» | Анализ стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…». | Круглый стол Групповая работа | 1 | 1 | |
31 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | |
32 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | |
33 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | |
34 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
Оснащение процесса обучения анализу лирического произведения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.
В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят дидактические материалы, сборники тестовых работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.
Учебники
Журавлёв В.П. ««Литература. 11 класс (базовый уровень) в 2- х частях». - М.: Просвещение, 2010.
Литература для учителя
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
2.Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение: Учебное пособие. -
М.Высшая школа, 2005 .
3.Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
4.Злобина Т.А. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать. – М.: Вербум -М , 2004 . –
5.Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 классов – М.: Дрофа, 2008.
6.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2009.
7. Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах. – Волгоград, Учитель- АСТ, 2012
8.Шапошникова В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов. М.: Московский Лицей, 2006.
Литература для учащихся
- Азарова К.М. Текст. Пособие по русской литературе 19 века. В 2-х частях. Москва. «Прометей», 2010 г.
- М.А.Аристова. Русский язык. Справочник для школьников. Москва. «Экзамен», 2008 г.
Интернет - ресурсы
1. Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
2. Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua).
3. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm).
4. Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы. http://www.klassika.ru/
5. Артикул. Электронная поэтическая библиотека русской и зарубежной поэзии, Проза поэтов, статьи, заметки, эссе. Избранные статьи литературоведов. http://www.ipmce.su/~igor/
6. Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале». http://litera.edu.ru/
7. Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru/
8. Друзья и партнеры: Русская литература. Двуязычный информационно-поисковый сайт по русской литературе XIX—XX вв. http://www.fplib.org/literature/
9. Библиотека. http://www.azbuk.net/school/
10. Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. http://www.magister.msk.ru/library/pushkin/pushkin.htm
11. Методико-литературный Интернет-сайт. http://www.mlis.ru
12. Виртуальное методическое объединение учителей литературы. http://www.edu.nsu.ru/vmrus/
13. Материалы к урокам по русской литературе. http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=2449
14. Сочинение по литературе как модель исследования: дистанционный курс. http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html
15. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». http://www.vehi.net
16. Баратынского. http://www.tstu.ru/koi/kultur/literary/borat/titul.htm
17. Сетевая словесность. http://www.litera.ru/slova
18. Новое литературное обозрение. http://nlo.magazine.ru/
19. Литература: лента времени. http://time.good.ru/
20. Журнальный зал: электронная библиотека современных литературных журналов России. http://magazines.russ.ru
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, сканер, принтер, компьютер с доступом в Интернет.
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Приложение 1
Перечень ключевых слов
Жанр
Тема
Идея
Лирический герой
Проблема
Конфликт
Пафос
Композиция
Художественный образ
Деталь художественная
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, оксюморон, аллегория.
Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие.
Метрика: ямб, хоре, дактиль, амфибрахий, анапест, логаэд, дольник, тактовик, пиррихий, спондей, паузы.
Рифма
Строфика: дистих, терцет, катрен ,секстина, октава,.триолет,рондо, сонет, онегинская строфа.
Фоника: звукопись, ассонанс, аллитерация, эвфония.
Интонация
Темп
Затекст
Реминисценция
Аллюзия
Ассоциация
Приложение 2
Алгоритм анализа стихотворения
1.Определение жанра.
Тематический принцип ( любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика)
Или
Определить природу поэтического высказывания:
А) чистая лирика (прямой разговор о чувствах)
Б) лирика мысли (лирические размышления , прямое высказывание)
В) ролевая лирика ( переживания персонажа, который сам говорит о себе)
Г) описательная лирика (показ конкретной картины)
Д) повествовательная (передача событий, вызвавших переживание)
2.Выявление лирического сюжета.
3.Обозначение темы.
4.Определение идеи.
5.Истолкование названия.
6.Анализ композиции.
Возможные композиционные части: кульминация, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или содержащие прямое высказывание.
Композиция может быть кольцевой, может строиться на контрасте или антитезе ( резкое противопоставление явлений)
7.Характеристика образов.
Истолкования требуют :
- образ лирического героя ;
- аллегорические образы ( другие лица, явления, предметы)
- символические образы;
- предметный мир.
8.Характеристика лирического героя.
Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении.
9.Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.
10.Выявление организации поэтической речи.
- размер (ямб, хорей ,дактиль, амфибрахий, анапест)
- ритм (пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма)
Паузы:
- цезура, которая делит стих;
- пауза, которая фиксирует конец стихотворной строки.
Рифма :
- мужская открытая (дана – окружена), мужская закрытая (убегал – скал), женская (могила – изменила ), дактилическая (палубе – жалобе), гипердактилическая ( палевая- отчаливая)
- точная (убого – строго), неточная (милый – силой)
Рифма может быть оценена как
- банальная (розы – морозы)
- оригинальная ( гитары – Гюльнары)
- неожиданная (треф – лев)
- эффективная (Бокль – бинокль)
11.Анализ строфики
Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом).Различают строфы по количеству строк и способу рифмовки : двустишие (дистих, александрийский стих), трехстишие (терцет, терцина), четверостишие (катрен), шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие ( нона),десятистишие ( децима,одическая строфа).
Повторяющиеся сочетания различных строф в стихотворении создают сложные строфы.
Триолет – восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце, а первый еще раз как четвертый.
Рондо – состоит из двух пятистиший и трехстишия между ними.
Сонет – состоит из 14 стихов, разделенных на два катрена и два терцета.
Онегинская строфа – 14-стишие. Три четверостишия с перекрестной. Парной и кольцевой рифмовкой и завершающее двустишие.
Рифмовка – комбинация рифм. В катренах: парная (смежная), перекрестная, кольцевая.
12.Анализ языка. Лексика.
Специальные изобразительные средства:
Эпитеты - художественные определения.
- постоянные ( добрый молодец. Дальний путь)
- изобразительные (лазурная высь, шелковый узор)
- лирические ( пустынный уголок, прощальный свет)
- сложные ( светло-пушистая снежинка)
- метафорическая (снежинка смелая, туманящий сон)
Сравнения – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, словно, подобно. Их роль :
- рисуют внешний облик героя.
- передают характер героя.
- создают картину или вызывают впечатление.
- передают авторскую оценку.
- передают настроение.
- создают яркий образ.
Сравнение может быть прямым, отрицательным, развернутым.
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует ( день догорел)
Олицетворение – уподобление неживого живому. (неслышно подползает сон)
Метонимия – переносное значение на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении (три тарелки съел)
Синекдоха (разновидность метонимии)- переносное значение на основе количественной связи, сближения части и целого, использование единственного числа вместо множественного и ,наоборот, целого вместо части. ( все флаги будут к нам)
Перифраз – употребление описательного выражения вместо названия или имени ( забав и роскоши дитя (Онегин))
Гипербола – художественное преувеличение (в сто сорок солнц закат пылал)
Литота – художественное преуменьшение ( сам с ноготок)
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение ( живой труп)
Аллегория – иносказание. Перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных.
Ирония – скрытая насмешка.
Овеществление – уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам (гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.)
13.Анализ языка. Синтаксис.
Специальные синтаксические средства – фигуры.
Повторения отдельных слов или выражений:
- анафора-единоначатие.
- эпифора - повторение слов и выражений в конце строки или строфы.
- стык – повторение в конце одного стиха и в начале следующего.
- рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.
Параллелизм – развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:
А месяц будет плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Перенос – несовпадение стиховой паузы со смысловой и грамматической, разделение грамматического предложения стихом:
Никто мне не скажет : Куда ты
Поехал, куда загадал?
Инверсия – необычный порядок слов:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
Умолчание – пропуск слов или словосочетаний.
Мои мечты…они чисты,
А ты, убийца дальний, кто ты?
Риторические фигуры помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении:
-риторический вопрос.
-риторическое обращение.
- риторическое восклицание.
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости. ( Не жалею, не зову, не плачу)
Антитеза – противопоставление ( Черный вечер, белый снег)
Сопоставление противоположностей (Я царь, я раб, я червь, я бог)
Инвектива – резкое обвинение ( надменные потомки)
Панегирик – восхваление.
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов ( Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари)
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее.
14. Анализ фонетического строя языка.
Звукопись – специальный набор созвучных гласных или согласных, создающих или усиливающих впечатление.
Аллитерация – повторение согласных звуков ( Пора. Перо покоя просит.)
Ассонанс – повторение гласных звуков (Стало в комнате темно Заслоняет слон окно)
Анафора – единоначатие.
Звукоподражание – прямое и непрямое , т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. (чуть слышно, бесшумно шуршат камыши)
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи. ( леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.)
Приложение 3
Анализ лирического стихотворения
I. «Выходные данные».
- Автор, название, время появления, история
создания, место в творчестве автора, кому
посвящено и т.п. - Сведения о литературной ситуации: как приняли
стихотворения, какие существовали в поэзии
течения и направления, к кому был близок автор.
II. Структура образов и развитие конфликта.
1.Тема и идея произведения.
2.Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).
3. Система художественных образов стихотворения.
Прямая или опосредованная их соотнесенность с
жизнью человека и его чувствами.
III. Основные особенности поэтического языка.
- Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора,
метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор,
инверсия и проч.), - языковой поуровневый анализ.
1)Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация, звукопись).
2)Поэтическая лексика( синонимы, антонимы,архаизмы, неологизмы и т.п.).
3)Использование явлений морфологии и синтаксиса.
- Ритм. Стихотворный размер (ямб, хорей, амфибрахий,
анапест, дактиль). Рифма (мужская, женская,
дактилическая). - Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн,
романс, элегия, послание.-..). - Черты лирического героя.
- Мое восприятие произведения.
План анализа лирического произведения
I В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной куль туры?
Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?
Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
^ II
1. Имеет ли стихотворение название?
Что в нем отражено?
Кто адресат посвящения (если оно есть)?
В чем смысл посвящения?
2. Как построено стихотворение?
Если оно делится на строфы, то сколько их?
Каковы они по форме?
Как связаны между собой?
3. Как звучит начало стихотворения?
Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние?
Что с ним происходит?
С помощью каких художественных средств это изображено?
4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?
Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.?
Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?
Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
Какие ассоциации возникают? Почему?
Как они углубляют восприятие?
Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации?
Какими художественными средствами это изображено?
5. Каков итог лирического высказывания?
Находит ли лирический конфликт свое разрешение?
Какими поэтическими средствами это выражено?
Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
III
Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?
В чём традиционность, а в чём новаторство его манеры?
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Анализ лирического произведения
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....
Анализ лирического произведения на уроках литературы
"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....
Примерный план анализа лирического произведения
Примерный план анализа лирического произведения...