конспект урока по литературе Н.В. Гоголь "Шинель" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
данный урок можно проводить как в 6 классе, так и 9 классе. Главное в контексте или творчества Н.В. Гоголя или темы " Маленький человек в русской литературе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_shineli.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по повести Н, В. Гоголя «Шинель»
(Талина Е.Е.) 6-8 класс.
Тема урока: Автор и герой.
Цель урока: как автор понимает трагическую судьба маленького человека в повести «Шинель», какие христианские ценности определяют авторское отношение к герою.
1. Начало урока
Сегодня у нас урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.
Эпиграф:
И веря; и не веря вновъ
Мечте высокого признанья,
Он проповедует любовь
Враждебным слогом отрицанъя.
Н.А.Некрасов
2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»
Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?
В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна
к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепкиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".
3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя
Название цикла | Что в нем отражается в цикле | Авторское отношение к циклу |
1 цикл «Вечера на хуторе…..» | Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности | Благо |
2 цикл « Миргород» | В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего | Благо и зло |
3 цикл «Петербургские повести | Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только благодаря духовному возрождению | Зло |
4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)
Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.
письмо от 2 февраля 1830 г.
письмо от 2 апреля 1830 г.
5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)
Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»
6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.
Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:
1.Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакиевича? В чем видит ее причину? Есть ли душа у героя, который не может выразить ни одной мысли?
2. Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.
Ответ: В повести мы можем отметить сочетание высокого и грубого, вещественного. И это указывает на конфликт человеческой души в реальности, бедной на тепло и любовь, что и является собой сущность человеческой жизни.
Противопоставление живого мертвому, души и вещи и есть особенность этой повести, Внутренняя жизнь героя подчинена внешнему миру, вещественному миру Петербурга, где и климатом и обществом выставлена главная ценность жизни – шинель, по которой и определяется человек, живущий в этом городе. Вся жизнь героя таким образом погружена в земное. И именно такого человека, раздробившего свою жизнь на пустые мелочи , поставил Гоголь перед Вечностью, Богом. И если в других произведениях герои «не вс силах встретиться с Христом»(из письма Гоголя), то здесь встреча состоялась, но не благодаря герою, а благодаря авторской позиции. Гоголь сумел в вечном титулярном советнике разглядеть Образ Божий , его живую душу, затерянному в житейском море.
3/.Расскажите историю потери шинели.
Ответ: Рассказывая о трагической потери для героя шинели, автор не смеется над ним. Он увидел в этом действительно трагедию души, замерзающую в холодной пустыне города без тепла. Но о каком тепле мечтает Автор? Конечно, не о суконном тепле шинели.
4. Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»?
5. Как автор описывает смерть героя?
Ответ: Провожая героя в Вечность, автор говорит как бы надгробное слово над героем, близкое к духовной проповеди. Во внешне бессмысленной и нереализованной жизни героя, Автор сумел увидеть, что герой, не сумевший понять своего высокого назначения и потому не нужный людям, нужен Богу. Востребованность человеческой души его Создателем, Отцом Небесным – это главная тема повести («Это брат твой»). Так Гоголь напоминает читателю о Милости Творца к своему творению, не познавшего Его.
6. Какова роль фантастики в повести?
Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».
В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».
Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?
7. Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»
Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу, отметив сходство и различие анекдота и «Шинели»
Анекдот | Повесть «Шинель» |
1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения | 1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения |
2. Утрачен предмет роскоши | 2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель» |
3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка | 3. А шинель? Написать ответ |
4. Ружье пропадает по недосмотру владельца | 4. А шинель? Написать ответ |
5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи | 5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ |
6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток. | 6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной вещи? Написать ответ |
Вывод: В этой повести осуществились слова Пушкина: сострадание и милость дали художнику духовное виденье и силу слова о человеке.
7. Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по литературе в 6-м классе на тему "Судьба героя" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")
Урок по литературе для 6-го класса...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".
Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...
Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса
Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса....
План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"
Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" ....
Конспект урока по литературе в 6-Б классе II отделение. Внеклассное чтение по повести Э.Портер «Поллианна».
Урок литературы в 6 классе для детей с нарушениями слуха.Итоговый урок по повести Э.Портер "Поллианна", на котором дети решают какие уроки преподала им главная героиня повеси....