Конспект урока по литературе в 6-м классе на тему "Судьба героя" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока «Судьба героя» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») Сопоставление чернового плана и композиции романа
Цель урока:
1. Раскрыть идейное содержание произведения А.С. Пушкина «Дубровский».
2. Выявить основной конфликт произведения.
3. Развивать навыки анализа художественного произведения
и творческие способности учеников.
4. Воспитывать нравственные качества, внимательное отношение
к художественному слову.
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, иллюстрации к произведению, компьютер, мультимедийный
проектор, кинофрагменты фильма «Дубровский» (режиссер
Вячecлaв Hикифopoв).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
— Ваше мнение о прочитанном романе? Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко?
— Задумывались ли вы о названии произведения? Удачно ли оно?
3.Постановка проблемного вопроса:
Почему заглавие – фамилия? К какому Дубровскому относится: к отцу или сыну?
— Давайте попробуем разобраться, и поможет нам в это фильм Вячecлaва Hикифopoва, созданный по мотивам романа А.С. Пушкина.
4. Работа по сопоставлению текста с киноэкранизацией.
Смотрим начало фильма.
— Почему именно такое начало фильма предлагает нам режиссер? Кто этот мальчик?
Фрагмент «Ссора друзей».
— В чем вы увидели расхождение с текстом? Как вы думаете, почему Дубровский в разговоре с Троекуровым спокойно сидит на стуле?
Фрагмент «Сцена суда».
— Обратите внимание, как на экране показано поведение в этой сцене Троекурова (его роль исполняет Владимир Самойлов) и старика Дубровского (его роль исполняет Кирилл Лавров)? В какой момент Троекуров стал раскаиваться в зашедшей столь далеко шутке? Сумел ли режиссер показать этот перелом в сознании помещика? В каком эпизоде повести более подробно показано изменение отношения Троекурова к старику Дубровскому?
— Как вы думаете, почему в текст повести Пушкин ввел подлинный документ – копию решения суда по тяжбе между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым, рассматривавшейся в Козловском уезде в октябре 1832 года (автор только изменил имена). В фильме полного текста нет. Почему? Что изменило бы в фильме введение текста этого решения суда?
Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой.
— Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.
Было | Окончательный вариант |
Все пришли в ужас. - Караул! караул, - закричали члены. Дубровский заревел диким голосом: -Как! не почитать церковь Божию, - прочь, хамово племя… | Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь Божию! прочь хамово племя!» |
Троекуров отправился в Покровское, втайне мучимый совестью и не вполне насладившись удовлетворением своей ненавистью. | Он в тот же день отправился в Покровское. |
— Использовал ли автор экранизации поиски писателя?
— Достоин ли сын своего отца?
Фрагмент «Пожар в Кистеневке».
— Как режиссер показал верность крестьян Дубровскому (его роль исполняет Михаил Ефремов)? Сумел ли раскрыть ненависть крестьян к приказным? Почему Пушкину важен был эпизод спасения кошки?
Задание. Проанализируйте набросок плана повести: «Приезд Суда – Ночной пожар (от людей без участия Дубровского). Архип убивает суд – Дубровский и его виновные люди скрываются». Как изменился замысел автора? Как в экранизации отражен первоначальный набросок?
Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой.
— Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.
Было | Окончательный вариант |
Красный дым вился над кровлею. Жалобный вопль раздался, и приказные показались в окнах, стараясь их выломать и призывая на помощь. | Красный дым вился над кровлею. Стекла затрещали, сыпались. Пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «Горим. Помогите, помогите…» В сию минуту приказные показались в окнах, стараясь выломать двойные рамы. |
Искры поднялись столбом, и вопли утихли. | Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. |
— Использовал ли эту авторскую правку создатель экранизации?
Фрагмент «Дефорж и медведь».
— Это самый важный эпизод повести, так как именно он стал поворотным в отношениях Владимира и Маши. Как показано во фрагменте спокойствие и мужество Дефоржа-Дубровского? Как передано изумление Троекурова? Как Дефорж расправился с дворовыми, втолкнувшими его к медведю? Почему возник этот эпизод в фильме?
Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой.
— Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.
Было | Окончательный вариант |
Медведь повалился мертв. К(ирила) П(етрович) видел в щелку, как… Потом, обратясь к Дефоржу, сказал: Каков молодец! Молодец. | Медведь повалился…Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. …потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил». |
Она видела мертвого медведя и Дефоржа, гордо стоящего над ним. | Она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним... |
— Объясните смысл внесенных Пушкиным изменений. Отражена ли эта правка в экранизации?
— Почему за «шуткой» Троекурова наблюдают все гости? Зачем понадобилось «щелку» превратить в большое зарешеченное окно?
Фрагмент «Ограбление Спицина».
— Пушкин с самого начала работы над повестью задумал эту сцену: «У помещика праздник. Сосед ограбленный. Шкатулка».
— В фильме Спицына (его роль исполняет Виктор Павлов) втаскивают в комнату лакеи, Владимир случайно обнаруживает сумку с деньгами, а Спицын умоляет Дефоржа вернуть деньги. Есть ли в повести основания для такого рода добавлений? Соответствует ли поведение Дубровского в этой сцене характеру пушкинского героя? Почему именно так показана сцена ограбления?
Фрагмент «Вы свободны».
— Данный эпизод был задуман ещё при составлении плана повести: «Карета в лесу. Команда, сражение, рана». В конечном тексте Пушкин отказался от описания сражения: «Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила её..».
— Как ведут себя в экранизации герои? Проследите, как актеры исполняют свои роли (князя Верейского – Анатолий Ромашин, а Марью Кириловну – Марина Зудина)?
— В тексте повести сказано: «Над ними засверкали ножи». Как показан этот эпизод в фильме?
Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой.
— Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.
Было | Окончательный вариант |
Он подал им знак и сказал им несколько слов, они подняли его | Он успел сказать им несколько слов, они посадили его верхом… |
— Как этот эпизод показан в фильме?
Было | Окончательный вариант |
Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите меня. | Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас. |
— Какой оттенок изменение одного слова внесло в смысл всей сцены? Как изменен этот текст в фильме? Согласны ли вы с такой правкой сценариста?
Финальная сцена фильма.
— Сравните начало и конец фильма. Есть ли между ними связь? Если бы вы были режиссерами, как бы закончили фильм вы?
— Итак, вернемся к названию произведения. Кому, на ваш взгляд, автор оказал честь заглавием романа: отцу или сыну?
5. Рефлексия.
— Как бы ни был нам дорог старик Дубровский, «настоящий герой» романа – всё-таки Владимир Дубровский. На это указывает сам Александр Сергеевич Пушкин: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (3 глава)
— Режиссер назвал свой фильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Как вы думаете, соответствует ли оно содержанию фильма? В чем состоит благородство разбойника Дубровского? Может быть, кто-то предложит иное заглавие?
— Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Почему же при всех этих качествах герой ни в чем не добивается успеха? Почему он не смог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами? Размышление над этими вопросами приводит класс к выводу о том, что желания героя постоянно сталкивались с законами общества, которые Владимир Дубровский при всех его доблестях победить не мог.
— Как вы думаете, нуждается ли роман в продолжении?
6. Домашнее задание. Сочинение «Что сталось с Владимиром Дубровским?» (домысливание судьбы героя повести А.С.Пушкина «Дубровский»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".
Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...
Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса
Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса....
План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"
Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" ....
Конспект урока по литературе в 6-Б классе II отделение. Внеклассное чтение по повести Э.Портер «Поллианна».
Урок литературы в 6 классе для детей с нарушениями слуха.Итоговый урок по повести Э.Портер "Поллианна", на котором дети решают какие уроки преподала им главная героиня повеси....
Конспект урока по литературе в 10-м классе
Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии....
Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"
Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; 2) способствовать развитию речи учащихс...