Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
рабочая программа
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zpr_cherepenina_a.v.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области
"Утверждаю"
Директор МКОУ школы-интерната
_____________Гришина М.Б.
«__03__»_апреля_2017 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Программу разработала:
Черепенина А. В.
учитель-дефектолог
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г.,
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (корр.) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- СанПин ОВЗ 2.4.2.3286 – 15 от 15.07.2015;
- Учебного плана МКОУ школы-интерната.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития составлена для 1- 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий. Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма).
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с задержкой психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цель и задачи программы
Целью рабочей программы является: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления); коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- формирование положительной учебной мотивации;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие восприятия;
- развитие мышления.
Программа коррекционно-развивающих занятий включает
следующие основные направления
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
- Формирование учебной мотивации;
- Развитие личностной сферы;
- Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
1 класс
- ориентироваться в пространстве;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- полно отвечать на поставленные вопросы;
- составлять простые нераспространенные предложения;
2 класс
- анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
3 класс
- строить простейшие обобщения;
- складывать узоры по образцу и памяти;
- стремиться к размышлению и поиску;
- переключаться с одного действия на другое.
4 класс
- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;
- сравнивать и отличать от несущественных признаков;
- строить простейшие умозаключения.
Перспективное планирование
Направление работы | Цель проводимых мероприятий | Сроки выполнения |
1. Диагностика (учебно-познавательная деятельность) | 1.Определение актуального уровня развития ребенка, 2.Определение “зоны ближайшего развития”, индивидуальных путей коррекции. 3.Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. | 3- 20 апреля |
2. Коррекционная деятельность (проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий) | 1.Коррекция нарушений психического развития. 2.Формирование у учащихся необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. | Апрель - Май |
3. Педагогическое просвещение Педагоги (индивидуальные консультации) Родители (индивидуальные консультации) | 1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии. 2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися. 1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями развития. 2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка. | Апрель – Май Апрель - Май |
Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики
Класс | Индивидуальные | Подгрупповые | Групповые |
1 «А» | Кияница Алексей | ||
2 «А» | Серегина Ольга | ||
3 «А» | Зубарев Егор, Сысоенко Ксения | ||
3 «Б» | Некрасов Константин, Сидоров Алексей, Владимиров Алексей | ||
4 «А» | Дмитриев Александр, Иванилов Егор |
Календарно – тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий 1-4 классы
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Участники | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
3-6.04.17 | - Наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочное время; - Беседа с учителями. | 1-4 классы, учителя | Выбор учащихся, нуждающихся в помощи учителя - дефектолога | |
10-20. 04.17 | - Диагностическое обследование | 1-4 классы, учителя | Заполнение индивидуальных дефектологических карт; Формирование групп (по схожему нарушению); Разработка перспективного плана работы |
1 класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «Бери осторожно»; Числа и цифры | Развитие умения правильно называть предметы, развитие слуховой памяти; Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
25.04.17 | «Пишущая машинка»; Заглавная и строчная буква Кк,Гг | Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений; Анализ написания букв Г,К. Составление схемы к словам. Подбор имён. |
26.04.17 | «Закончи рисунок»; Прямой и обратный счет в пределах10. | Развитие артикуляции, пространственных представлений; Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
2.05.17 | «Запомни сочетание фигур»; Заглавная и строчная буква Пп | Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений; Анализ написания буквы п. Гласные и согласные буквы. |
3.05.17 | «Назови четвёртое слово»; Сложение и вычитание в пределах 10. | Развитие умения выполнять словесные поручения, формирование элементов самоконтроля, развитие слуховых ощущений; Состав числа, порядок числа, операции с числами. |
10.05.17 | «Запретное движение»; Заглавная и строчная буква Тт,Дд | Развитие объема внимания, развитие осязательных ощущений; Анализ написания букв Т,Д. Написание предложений. Подбор слов на букву Т. |
15.05.17 | «Одинаковое, разное»; Устное сложение чисел в пределах 10. | Развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений; Закрепление навыков выполнения устного сложения. |
16.05.17 | «Не путай цвета»; Геометрические фигуры | Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
17.05.17 | «Что это»; Заглавная и строчная буква Зз | Развитие памяти на последовательность действий, пространственных представлений, понятийного мышления; Анализ написания буквы З. |
22.05.17 | «Объедини по смыслу»; Заглавная и строчная буква Вв и Фф | Развитие умения анализировать и сравнивать образец, произвольного внимания; Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи. |
23-24.05.17 | Повторение пройденного материала |
2 класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «За одну минуту»; Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления; Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
25.04.17 | «Письмо инопланетянина»; Действие и его название. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления; Правильная постановка вопроса что делает? |
27.04.17 | «Объедини по смыслу»; Прямой и обратный счет в пределах10. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности средних движений; Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
2.05.17 | «Поверни квадрат»; Предлог как отдельное слово. | Развитие мышления, вербальной памяти; Предлоги – в, на ,в, с, из, у. |
4.05.17 | «Добавь слово»; Разложение двузначного числа на десятки и единицы. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти, тонко координированных движений; Состав числа, порядок числа, операции с числами. |
11.05.17 | «Раскрась фигуру»; Слова с непроверяемыми гласными. | Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления; Правописание словарных слов. |
15.05.17 | «Флажок»; Простая арифметическая задача. | Развитие мышления, точности произвольных движений; Решение задач. |
16.05.17 | «Муха»; Написание гласных в словах-родственниках. | Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений; Формирование навыков звукоподражания. Умение подбирать родственные слова. |
18.07.17 | «Что здесь изображено»; Решение задач в одно действие. | Развитие произвольного внимания, осязательных ощущений; Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. |
22.05.17 | «Отыщи числа»; Геометрические фигуры. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
23-25.05.17 | Повторение пройденного материала |
3 «А» класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «Расположи слова»; Домашние животные. | Развитие логики, опосредованной памяти; Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе. |
25.04.17 | «Замри»; Инструменты. | Развитие логики, устойчивости внимания, формирование внутреннего плана действий; Формирование знаний об инструментах, используемых на уроке. |
26.04.17 | «Расположи слова»; Правило перестановки слагаемых. | Развитие воображения, ассоциативного мышления; Формирование знаний о перестановке слагаемых. |
2.05.17 | «Форма – цвет»; Дикие животные. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. |
3.05.17 | «Разноцветный коробок»; Цвет. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений; Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету. |
10.05.17 | «Назови слова»; Зоопарк. | Развитие словесно-логического мышления; Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними. |
15.05.17 | «Закончи рисунок»; Части тела. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Формирование знаний частей тела человека. |
16.05.17 | «Подбери общее понятие»; Неделя. | Развитие воображения; Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. |
17.07.17 | «Не путай цвета»; Многоугольники. | Развитие опосредованной памяти; Формирование знаний о многоугольниках. |
22.05.17 | «Найди девятый»; Насекомые. | Развитие вербально-смыслового мышления; Формирование знаний о насекомых, их разнообразии. |
23-24.05.17 | Повторение пройденного материала |
3 «Б» класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «Расположи слова»; «Невидящие и не слышащие»; Зоопарк. | Развитие логики, опосредованной памяти; Развитие произвольного внимания; Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними. |
27.04.17 | «Форма – цвет»; «Объясни значение» Части тела. | Развитие логики, устойчивости внимания, формирование внутреннего плана действий; Формирование пространственных представлений; Формирование знаний частей тела человека. |
4.05.17 | «Разноцветный коробок»; «Целое- часть»; Неделя. | Развитие воображения, ассоциативного мышления; Развитие логического мышления; Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. |
11.05.17 | «Назови слова»; «Палочка- узнавалочка»; Геометрические фигуры. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Развитие аналитико-синтетических способностей; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
15.05.17 | «Закончи рисунок»; «Запомни сочетание фигур»; Птицы. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений; Формирование чувства времени, внутреннего плана действий; Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела. |
18.05.17 | «Подбери общее понятие»; «Подбери пословицу»; Многоугольники. | Развитие словесно-логического мышления; Развитие вербальной опосредованной памяти; Формирование знаний о многоугольниках. |
22.05.17 | «Не путай цвета»; «Раскрась кубики»; Нумерация чисел в пределах 20. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Формирование произвольности движений (преодоление гиперакивности); Формирование знаний порядкового счёта до 20. |
25.05.17 | Повторение пройденного материала |
4 класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
25.04.17 | «Поезд»; Неделя. | Развитие абстрактного мышления; Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. |
27.04.17 | «Пишущая машинка»; Геометрические фигуры. | Развитие абстрактного мышления; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
2.05.17 | «Слово, противоположное по смыслу»; Состав чисел в пределах 20. | Развитие вербально-понятийного мышления; Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20. |
4.05.17 | «Найди одинаковые»; Дикие животные. | Формирование пространственных представлений; Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. |
11.05.17 | «Только одно свойство»; Геометрическая форма. | Развитие понятийного мышления; Формирование навыка дифференцировать предметы по форме. |
16.05.17 | «Какого цвета»; Величина. Строчные и прописные буквы. | Развитие способностей сравнивать, устанавливать закономерности; Формирование навыка дифференцировать предметы по величине. |
18.05.17 | «Вордбол»; Цвет | Развитие воображения; Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету. |
23-25.05.17 | Повторение пройденного материала |
Литература
1. В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина
“Основы олигофренопедагогика”: учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
3. Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога”. - Москва 2005 г.
5. Бабкина Н. В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
6. Бабкина Н. В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Адаптированные рабочие программы по всем предметам для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная п...
Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы
При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике (по учебнику Мерзляк А.Г.) 5-6 класс
Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального гос...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс новые ФГОС (2022-2023 уч.год)
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...