Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Нравственный облик героев (Жилин и Костылин)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Один из уроков литературы по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Цель урока:продолжить изучение произведения; учить анализировать эпизоды, давать характеристику героям с опорой на прочитанное; анализировать текст, делать выводы. Развивать и совершенствовать речь обучающихся, расширять кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 5 классе (новый ФГОС) | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №46. Нравственный облик героев
Цель: продолжить изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; учить ориентироваться в тексте, анализировать эпизоды, делать выводы. Закреплять знания, умения и навыки, сформированные ранее.
План урока:
1 Орг.момент.
2. Сообщение темы урока
3. Работа по теме урока
1). Повторение, чтение эпизодов, беседа по вопросам:
- В каком году был опубликован рассказ «Кавказский пленник»?
- Где разворачиваются события? (на Кавказе)
- Что происходило в то время на Кавказе?
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором говорится о войне на Кавказе. Обратите внимание на то, как о войне рассказывает Толстой: коротко или очень подробно?
Стр. 207 «На Кавказе тогда война была…в середине едет народ»
- Назовите имена главных героев рассказа?
- Через какой приём раскрывает автор характеры Жилина и Костылина? (Через приём сопоставления, сравнения)
- Что общего мы видим в героях?
- Во всём остальном они являются противоположностями.
- Автор уже противопоставляет их, когда даёт им «говорящие» фамилии. Что значит Жилин, от какого слова образуется и какой смысл вкладывается автором в эту «говорящую» фамилию?
- А Костылин?
- Почему офицеры оказались в плену? (Из-за предательство Костылина).
Стр. 208 «И пустил лошадь налево… думал уйти»
- Какими показал героев в плену Л.Н. Толстой. Дайте краткую характеристику.
Вывод:
Характер человека по-настоящему раскрывается только в тяжёлой жизненной ситуации. Жилин оказался человеком смелым, несгибаемым, целеустремлённым, благородным, добрым. Его даже татары называли джигитом, признавая в нём настоящего воина. Костылин же показал себя человеком слабым, безвольным, эгоистичным.
- Жилин с самого начала задумал бежать из плена. Первый побег не удался из-за того, что пленников выдал Костылин, когда не смог сдержать стон из-за боли в ногах. А вот второй побег, уже без Костылина, Жилин совершает с помощью татарской девочки Дины.
- Понаблюдаем, как менялось отношение Дины к пленнику:
Стр. 212 «Прибежала девочка…смотрит»
- Как ведёт себя Дина при первой встрече с пленником? Видит ли она в нём человека, такого же как она или как жители аула? (Нет, он для неё сродни зверю)
- Как вы думаете, почему? (В русских она прежде всего видит врагов, которые пришли с войной на их землю. За всю свою жизнь она не видела мира. Поэтому и отношение к русским как к зверям)
- В какой момент отношение Дины меняется?
Стр. «Слепил он раз куклу…ещё лучше, отдал куклу»
- Почему старуха выхватила куклу из рук Дины и сломала?
- Почему Дина снова взяла куклу, новую, у Жилина?
- Что тем самым хочет выразить автор?
Вывод:
Л.Н. Толстой выражает надежду на то, что мир на Кавказе возможен. Но найти мирное решение могут не те взрослые, кто сейчас воюет, а дети, которые способны на добрые поступки, так как их сердце не ожесточено, как сердца взрослых.
- Именно поэтому Дина, которая со временем стала видеть в пленных не зверей, а людей, сочувствует им и помогает Жилину сбежать из плена
Стр. 228 – 230 – «Видит – Дина…по спине побрякивают»
4. Обобщение
-Что вы поняли из сегодняшнего урока?
5. Домашнее задание:
Найти в толковом словаре определение «нравственность». Перечитать произведение, подготовиться к итоговой беседе.
6. Итог урока
7. Орг.момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»
Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...
Конспект урока в 11 классе: "Новые имена в литературе. А.Костюнин".
Конспек урока содержит материал по современной литературе в рамках внеклассного чтения....
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....
Конспект урока литературы «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
Конспект урока литературы (10 класс) «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»Цели урока:- познакомить с нравами семейства Кабановых;- сопоставить жизненные ценности...
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...