Конспект урока литературы «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока литературы (10 класс)
«Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
Цели урока:
- познакомить с нравами семейства Кабановых;
- сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи.
- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа произведения.
Оборудование: текст произведения, доска, раздаточный материал (таблица).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_dlya_10_klassa.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Калинина Светлана
Конспект урока литературы (10 класс)
«Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
Цели урока:
- познакомить с нравами семейства Кабановых;
- сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи.
- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа произведения.
Оборудование: текст произведения, доска, раздаточный материал (таблица).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! На прошлом уроке вы говорили о той среде, в которой развиваются события пьесы А. Н. Островского «Гроза», находили и обсуждали кульминационный момент произведения. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть два ключевых женских образа драмы, сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- В каком году была создана пьеса «Гроза»? (1859 г.) Какой император находился у власти в то время в России? (В 1855 году после смерти своего отца Николая I к власти пришел Александр II Освободитель) Близились ли перемены, реформы, которые изменили бы жизнь всего русского народа, а особенно крестьянства? (Близилась крестьянская реформа 1861 года)
- С 1497 года постепенно шло закрепощение крестьянского населения, которое подтверждается различными юридическими документами того времени (Судебниками, указами, Соборным уложением). Однако с приходом к власти династии Романовых крестьянский вопрос становится острым, требует решения. Какова причина крестьянской реформы в 1861 году? (Варианты учащихся)
- Главная причина отмены крепостного права заключается в том, что крепостничество сдерживало развитие промышленности, научно-технического прогресса. В России медленно шло накопление капитала. Государство могло перейти в разряд второстепенных. Чувствуют ли герои «Грозы» надвигающиеся перемены? (Например, технические эксперименты Кулигина или рассказы Феклуши о поезде, который представляется ей настоящим зверем) Ведь вы помните, что и сама Кабаниха часто говорит о том, что после смерти ее поколения традиции будут забыты.
- А символичен ли образ грозы в пьесе? (Гроза как божья кара) После сильной грозы с дождем наступает обновление в природе, воздух становится чистым, наполненным свежестью. Грозу можно считать символом надвигающегося прогресса, который неизбежно влечет за собой изменения, крах старого и возникновение чего-то нового. В своем произведении Островский показывает кризис патриархальных устоев жизни и появление положительного, светлого начала героини из народной среды.
3. Создание мотивации.
- Катерина и Кабаниха живут в одной среде, происходят из купеческих семьей. Но похожи ли героини между собой? (Ответы учащихся) Как в литературоведении называется прием, способный передать контраст двух женских образов? (Противопоставление, антитеза)
- Действительно, автор использует противопоставление, желая показать два полюса народной жизни. Часто создатели произведений особое внимание уделяют еще и тому, какое имя будет носить герой. Вспомним пьесу «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Какое имя носит главная героиня? (Софья – греч. «мудрость»). А имя самого Митрофана с греч. - «явленный матерью». И Островский подбирает своим героям имена, которые отражают их главные черты. Екатерина – греч. «чистая, непорочная», а Марфа Игнатьевна – греч. «госпожа, хозяйка» + Игнатьевна (лат. «огонь»). Согласны ли вы с такими характеристиками главных героинь?
Можно схематично записать имена и толкования на доске.
4. Чтение произведения по ролям.
- Давайте обратимся к сцене, в которой мы видим всю семью Кабановых в первый раз. Найдите, пожалуйста. (1 действие, 5 явление) Я предлагаю фрагмент этой сцены прочитать по ролям (Кабанов, Кабанова, Катерина и Варвара). Мы помним, что 5 явление начинается с того, что Марфа Игнатьевна дает наставления своему сыну перед поездкой, учит его почитать старших.
Начать читать по ролям со следующих слов Кабанова: «Нешто, маменька, кто говорит про вас?» (можно прочитать до конца 5 явления)
5. Анализ произведения.
- Какое слово чаще всего повторяют герои пьесы в прочитанном вами фрагменте? («воля») А что для вас значит «воля»? Как вы понимаете данное слово? (Ответы учащихся записываются схематически на доске после обсуждения).
Воля:
- свобода (для Катерины);
- власть (для Кабанихи и Дикого);
- независимость (Тихон, Варвара).
- Если мы обратимся к словарю С. И. Ожегова, то найдем там следующее определение: «Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели». Все жители города Калинова лишены воли? (Нет, Дикой и Кабаниха пользуются данной способностью в полной мере) В руках Кабанихи есть власть, она привыкла всех домашних подчинять своей воли. А кем мечтает стать Катерина? С кем она ассоциирует себя, разговаривая с Варварой? Найдите их диалог, прочитайте слова Катерины.
- Почему именно образ птицы так притягателен для героини? (Птица свободна, она может улететь туда, куда пожелает)
- Какой была Катерина до замужества? Отличалась ли ее жизнь? Какие раньше девушка видела сны?
- Мы понимаем, что жизнь в доме Марфы Кабановой очень сильно отличается от прежней жизни Катерины. Давайте теперь постараемся вспомнить отличительные особенности образа Марфы Игнатьевны Кабановой.
- Как Марфа Игнатьевна ведет себя со своими близкими?
- Мы понимаем, что воли в доме Кабанихи нет. Но кому позволяется в этом доме многое? (Варваре)
- А как Марфа Игнатьевна ведет себя с Диким? (Как с равным)
- Подтвердите свою мысль, обратившись к тексту произведения, к диалогу Кабанихи и Дикого. (Работа с фрагментом произведения)
- Показан ли Островским огненный нрав Кабанихи в полной мере? Подтверждается ли наше предположение, связанное с толкованием имени героини?
- Обратите внимание на глаголы, которые использует героиня во время беседы с Диким. В каком наклонении они представлены? (Повелительное наклонение). О чем это может говорить нам?
- Итак, мы с вами подробно рассмотрели два ярких женских образа в произведении. Скажите, а почему я взяла для обсуждения именно образы Катерины и Кабанихи? Почему я не стала подробно рассматривать образ Варвары? Обратите внимание на тему нашего урока. Что умеет делать Варвара? (Варвара умеет приспосабливаться. Ее образ можно разместить между образами Катерины и Кабанихи)
- Ребята, давайте теперь вместе заполним сопоставительную таблицу, сравним Катерину и Марфу Игнатьевну, опираясь на ваше хорошее знание сюжета произведения.
5. Заполнение сопоставительной таблицы.
Ребята заранее получают таблицу, которую им надо будет заполнить.
Женский образ | Катерина | Марфа Кабанова |
Какой видят героиню посторонние люди? | Добрая и открытая, способная сопереживать | «Нищих оделяет, а домашних заела совсем» |
Какой видят героиню домашние? | «Чудная» и «мудреная» женщина | Ханжа и домашний тиран |
Отношение к религии | Искренне верит в Бога | Молится для порядка |
Манера поведения | Милосердие и справедливость в отношениях со всеми героями | Основа поведения – лицемерие |
6. Обращение к литературной критике.
- Заполнение таблицы помогает нам еще раз убедиться в том, что жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи не совпадают, хотя обе героини происходят из купеческой среды и живут в одной семье. На прошлом занятии вы уже касались критических статей, которые сразу появились после публикации произведения и его постановки на сцене.
На доске можно заранее написать названия данных статей, их авторов.
- Первым откликом на пьесу стала работа Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», опубликованная в 1859 году. Критик считал, что персонажи в драме условно делятся на две группы: «темное царство» (самодуры, которые своей властью подавляют все человеческое в окружающих, представители «неподвижного» типа мышления) и жертвы «темного царства». Однако данную схему мы еще обсудим с вами.
На доске по ходу рассказа учителя появляется схема:
«Темное царство» Жертвы «темного царства»
Кабаниха и Дикой
Катерина, Тихон, Кулигин и т.д.
- В критической статье Аполлона Григорьева «После «Грозы» Островского» (1860 г.) говорится о том, что в «Грозе» освещены фундаментальные начала народной жизни. Катерина и Кабаниха показывают два полюса народной жизни. А критик Д. И. Писарев («Мотивы русской драмы», 1864 г.) соглашался с Добролюбовым там, где речь шла о «темном царстве», однако по-иному оценивал личность Катерины. Он считал, что «темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые – пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Поэтому, по мнению Писарева, героиня - не «луч света», а «вечный ребенок».
- Скажите, а Катерину можно в полной мере отнести только к жертвам «темного царства»? (Ответы учащихся)
- Героиня на протяжении всей драмы мечется. Она является верующим человеком, чтит традиции, но хочет быть вольной птицей и все-таки совершает грех, изменяет своему мужу. Катерина боится божьей кары? Какие у нее вообще взаимоотношения с Богом? (Ответы учащихся)
- Она с детства любила ходить в церковь, молиться. Ей кажется, что дети – это ангелы. Героиня ищет Бога на земле. Именно воплощения этой христианской любви Катерине не хватает в жизни. Она любит Тихона? Способен ли этот мужчина подарить настоящее чувство, сделать ее счастливой? (Ответы учащихся)
- Рядом оказывается только Борис. А почему героиня выбирает именно его? (Ответы учащихся)
- Борис отличается от жителей Калинова своими манерами, воспитанием, речью и даже внешним видом. И сначала Катерине кажется, что она нашла истинную любовь. После какого поступка Бориса мы понимаем, что он не достоин любви Катерины? (Ответы учащихся)
- Борис живет одним мигом, мгновением счастья. Он произносит однажды такую фразу: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» А Катерина смотрит вперед, предчувствует гибель, ощущает всю тяжесть своего греха.
7. Рефлексия
- Катерину нельзя назвать лишь жертвой «темного царства», ее личность сложна и противоречива. Она жалеет в финале, что теперь не убивают за предательство. Это роднит ее с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая больше всего ценит заведенные в купеческой среде порядки и обычаи. Однако даже после совершенного самоубийства образ Катерины нам кажется светлым. Обращаясь снова к статье Добролюбова, можно сказать, что героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают за ее живую душу».
Женский образ | Катерина | Марфа Кабанова |
Какой видят героиню посторонние люди? | ||
Какой видят героиню домашние? | ||
Отношение к религии | ||
Манера поведения | ||
Женские образы | Катерина | Марфа Кабанова |
Какой видят героиню посторонние люди? | ||
Какой видят героиню домашние? | ||
Отношение к религии | ||
Манера поведения | ||
Женские образы | Катерина | Марфа Кабанова |
Какой видят героиню посторонние люди? | ||
Какой видят героиню домашние? | ||
Отношение к религии | ||
Манера поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"
Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. И...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Нравственное прозрение по повести В. Распутина "Живи и помни"
Открытый урок в 11 классе ко Дню школы....
Конспект урока на тему "Не убий" по дисциплине "Нравственные основы семейной жизни"
В данной работе описано использование системно-деятельностного подхода на примере урока по дисциплине "Нравственные основы семейной жизни" на тему "Не убий".На уроке студенты выясняют причины, последс...
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...