Конспект урока в 11 классе: "Новые имена в литературе. А.Костюнин".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспек урока содержит материал по современной литературе в рамках внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Новые имена в литературе. Александр Костюнин». (11 класс)
Цели:
- Сформировать представление учащихся об А.Костюнине как писателе, художнике и человеке.
- Заинтересовать творчеством писателя на примере рассказа «Рукавичка».
- Расширить знания учащихся о Евангелии..
- Воспитывать чувство сопричастности к окружающему миру, чувство ответственности за свои поступки.
- Развивать творческое мышление учащихся.
План урока.
- Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
- Просмотр автопрезентации, обсуждение.
- Знакомство с рассказом «Рукавичка»:
- Обсуждение названия рассказа.
- Обсуждение эпиграфа.
- Чтение вслух учителем «Рукавички».
- Беседа по прочитанному.
- Подведение итогов урока.
Подготовительный этап: составить список книг для домашней библиотеки.
Оборудование: выставка книг по спискам учащихся
Конспект урока.
- Вступительное слова. Ребята, сегодня мы с вами открываем новое имя в современной литературе. Надеюсь, что знакомство окажется для вас приятным и полезным. Вы уже прочитали это имя – Александр Костюнин. О себе писатель сказал: «Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Прокомментируйте это высказывание.
(Ответы учащихся: произведения Костюнина автобиографичные, главным делом своей жизни Костюнин считает литературное творчество).
- Просмотр автопрезентации. Задание перед просмотром: запишите ключевые слова, характеризующие А.Костюнина прежде всего как человека.
(Ребята записали: ответственность, целеустремлённость, трудолюбие, наблюдательность, доброта).
- Знакомство с рассказом «Рукавичка».
- Как вы думаете о чём будет этот рассказ? (о какой-то маленькой рукавичке, о детстве, о чём-то добром).
- Давайте познакомимся с эпиграфом к этому рассказу. Откуда он взят? Кто такой Матфей? (один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, автор одного из Евангелий).
- Как вы думаете, ребята, когда человек обращается к Евангелию? (Ответы учащихся: если человек верующий, когда что-то волнует, мучает человека, когда плохо и нужна помощь).
Протоирей Алексей Уминский сказал: «Любой из нас в какой-то момент может найти своё Евангелие, и, каждый раз погружаясь в это пространство, мы находим себя настоящими(выделено автором). Новый завет способен вдруг так осветить каждого, что мы можем увидеть, кем являемся и на что способны на самом деле…».
- (Чтение эпиграфа учителем). Кто такой Иуда? (выслушать учащихся, дать понять, что Иуда раскаявшийся грешник). Это имя давно стало нарицательным для обозначения предательства.
- Изменилось ли ваше представление о содержании рассказа, заявленного в названии? О чём этот рассказ?( Ответы учащихся: о предательстве, о раскаянии, как-то связанном с рукавичкой).
- Чтение рассказа вслух учителем.
- Беседа по прочитанному.
- Передайте с помощью смайликов ваше настроение после услышанного(раздать заранее листы формата А4, чтобы вывесить их на магнитную доску).
- Давайте обратимся к содержанию рассказа и попробуем записать эмоциональный ряд слов от начала к концу рассказа (можно провести коллективную работу, записывая слова на доске, а можно дать возможность каждому поработать самостоятельно). Вот что получилось у нас – спокойствие, возбуждённость, неожиданность, неловкость, унижение, злость, беззащитность, стыд, жалость, справедливость, обречённость, раскаяние. Здесь важно поработать со словами: когда испытали неловкость, унижение, на кого и за что злость, почему жалость, кто и на что был обречён и т.д.
- Как вы думаете, кто сыграл решающую роль в Юркиной судьбе? (ответы учащихся: учителя, взрослые, которые оказались бессердечными, жестокими, злыми).
- Что в судьбе Юрки объясняет вспомнившийся автору библейский сюжет? (здесь пришлось помочь наводящими вопросами: когда и почему Иуда стал предателем?) Минивывод: у каждого есть право выбора, Иуда совершил предательство, руководствуясь собственным выбором. Свой выбор сделал и Юрка Гуров, но это не снимает ответственности с людей, подтолкнувших его к преступлению, но это уже их выбор.
- Заканчивает свой рассказ Александр Костюнин отрывком из притчи Иисуса Христа о заблудшей овце. Послушайте её и подумайте над смыслом этих слов.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
- Подведение итогов урока.
- Ребята, что объединяет притчу о заблудшей овце и рассказ «Рукавичка»? (проблема милосердия, сострадания, взаимопомощи)
- Какие чувства побудили А.Костюнина к написанию этого рассказа? (подтвердите словами из текста). Какие бы слова вы добавили к характеристике А.Костюнина как человека? Продолжите свой ряд.
- Перед вами выставка книг из ваших домашних библиотек. Подумайте, пожалуйста, и решите, есть ли на этой полке место для книг А.Костюнина. Те, кто уже решил, подойдите и положите свои листочки с рассказом «Рукавичка».
- Закончить урок мне хочется словами автора из его эссе «Сострадание»:
«Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но есть ещё настоящее и будущее. Как поступать в подобных ситуациях впредь?»
Этот вопрос каждый из нас решает сам, всё зависит только от нас.
- Д.З. – прочитать другие рассказы А.Костюнина, написать отзыв о понравившемся рассказе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ «Новые литературные имена Пермского края »
Каждое слово хочет, чтобы его сказали....
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".
Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и правильном употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи...
План-конспект урока "Объекты и их имена. Техника безопасности и организация рабочего места"
Конспект урока, презентация, тест...
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс
Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс...
Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс
Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс) с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...