Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Что-бы было к чему возвращаться…» по фантастическому рассказу Т. Томаса «Сломанная линейка»".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Трофимова Мария Юрьевна

Методические разрабортки к открытому уроку по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_otkrytomu_uroku.pptx219.29 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_slomannaya_lineyka.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теодор Томас «Сломанная линейка» Чтобы было к чему возвращаться…

Слайд 2

И снится нам не рокот космодрома, Не эта ледяная синева, А снится нам трава, трава у дома, Зеленая, зеленая трава… Из песни

Слайд 3

* Выдержал ли герой рассказа выпавшее на его долю испытание? * Какова тема и главная идея произведения? Какие средства выразительности языка помогают нам это понять? * Каким представляется нам образ мальчика? * Какой смысл автор вложил в название рассказа?

Слайд 4

Работа со словом… Фанатик – человек, исступленно преданный какому – то делу или привержен какой – то идее и нетерпимо относящийся ко всему, что ей противостоит.

Слайд 7

- и, ж. книжн. Ретроспективный обзор, обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

На тему «Чтобы было к чему возвращаться…»

по фантастическому рассказу Т. Томаса «Сломанная линейка»

Учитель: Трофимова Мария Юрьевна

Класс: 7г.

Тип урока: исследование

Цель: Исследовать фантастическое произведение зарубежной литературы; понять идею автора; дать полноценные ответы на проблемные вопросы; научиться слушать и слышать друг друга, приводя нужные аргументы и доказывая свою точку зрения; показать умение работы с текстом и знания средств художественной выразительности; закрепить полученные ЗУНы.

Задачи:

1) обучающие: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний об образе – персонаже;

2) развивающие: развитие образного мышления и воображения, ассоциативных связей, потребности в самостоятельном творческом чтении, познавательных интересов, литературно-творческих способностей;

3) воспитательные: воспитание средствами художественной литературы морально – нравственных принципов: уважение к истокам, патриотизм, способность глубоко чувствовать.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, распечатанный рассказ Т. Томаса

Место урока в системе: урок внеклассного чтения (№ 13)

Структура и ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат

1.

2.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемной задачи: выдержал ли герой рассказа выпавшее ему испытание.

Пополнение словарного запаса учащихся

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

«Сегодня на уроке мы с вами предстанем литературоведами-исследователями и поговорим о фантастическом рассказе американского писателя Теодора Томаса «Сломанная линейка», который оказался в поле нашего зрения в переводе Кира Булычева.

Работа с эпиграфом:

Прочитайте эпиграф к уроку, представленный на доске.

Сопоставьте его с темой рассказа.

Какие размышления у вас по этому поводу возникли?

* Выдержал ли герой рассказа выпавшее на его долю испытание?

* Какова тема и главная идея произведения? Какие средства выразительности языка помогают нам это понять?

* Каким представляется нам образ мальчика?

* Какой смысл автор вложил в название рассказа?

Итак, Лайтнера нельзя пустить в Дальний Космос потому, что он фанатик.

Как вы понимаете значение этого слова?

Приветствие учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока.

Отвечают на вопрос.

«…Ждет сына мать, а сыновей Земля…» Только тогда человек может совершить, что–то значительное и великое, когда у него есть корни, когда он умеет любить и сохраняет свои привязанности.

Рассуждения учащихся.

Попытка толкования слова

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель создает эмоциональную атмосферу, побуждающую к решению познавательной задачи

3.

4.

Беседа по тексту

Слово учителя.

Физкультминутка

Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы

Характеристика образа главного героя

Всегда ли он был таким (фанатиком)? Постарайтесь представить себе Лайтнера таким, каким он был до того, как стал учеником Уолта Картнера. Найдите страницы, где описано посещение Лайтнером родного города. Хорошо ли он помнит свое детство и раннюю юность?

Как встретился Лайтнер с земляками?

И вот Лайтнер у порога дома, где жила его первая любовь. Вы не удивились, что Лайтнер не зашел в этот дом, ведь он уже стоял возле него. Как вы отнеслись к его поступку?

Найдите строчки, которые с вашей точки зрения являются в рассказе кульминационными.

Пытаемся вместе на себе представить, как мальчик тянется к небу, к космосу, стоя у родных ступеней…

Так каковы же качества главного героя?

(Несколько качеств, ответы из класса)

Читая дальше, мы узнаем, что «У Лайтнера перехватило дыхание». Отчего? Может быть от волнения, которое было вызвано встречей с прошлым? Докажите свою точку зрения.

Найдите в тексте слова, которые показывают, что нет уже никакого юного Лайтнера – есть только Старший кадет – космонавт.

Ученик поясняет.

Потому как Лайтнер проходит по родному городу совершенно очевидно, что память у него прекрасная. Помнит он многое, но чувствует он мало. ..

Рассуждения детей.

Стоя перед своим домом, он смотрит на звезды и протягивает к ним руки. Там его судьба в Дальнем Космосе. Он уронил руки, обернулся и побрел к дому, улыбаясь ему сдержанной улыбкой. (Кульминация)

Разминка.

Называют.

Но! Таким, какой он есть, во многом его сделал Картер, его учитель. Это Картер вырастил из него фанатика. Возможно, не понимал. Ведь в то же время он сам становился фанатиком. (Описание диалогов между двумя учителями есть тревога за судьбу ученика).

Учащиеся совершенствуют умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений. Осваивают психологические и нравственные понятия, как-то: мотивация поступка, верность, глубина чувства, привязанность к родному очагу, близким и др. Совершенствуют умение давать характеристику литературному персонажу.

Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД.

5.

6.

Целеполагание и мотивирование.

Применение знаний.

Актуализация имеющихся знаний, выбор собственного пути осмысления темы.

Выявить творческие способности обучающихся.

При помощи чего Теодор Томас построил сюжет? Какие средства художественной выразительности ему помогли?

Обратите внимание на такой прием, как ретроспекция… Как часто мы его встречаем? О чем он нам говорит? (Работа с текстом)

Учитель предлагает составить синквейн в парах. (приложение 1) Тематика задается учителем.

Ретроспекция – описание событий прошлого в реальной жизни.

Учащиеся выполняют самостоятельно, постепенно.

Далее организуется проверка.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция) УУД.

7.

Контроль знаний. Рефлексия.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Мы «вычерпали» из этого текста далеко не все. Подумайте над такими вопросами: Сесил Харди, каков он, какова его роль в рассказе? Почему повествование заканчивается словами благодарности Картера, обращенным к Харди?

Завершение рассказа может быть только таким? А давайте посмотрим на реальном примере?

(Мини-эксперимент с линейкой!)

Итак, что же мы сделали сегодня? К каким выводам пришли?

Записывают вывод, анализируют с помощью учителя.

Попробуем олицетворить эту вещь. Она играет некую немаловажную роль…

Хронологическая линия прерывается… Дальше герой «расти» не может. Его «корни», как корни дерева прогнили, как загнивает душа без любви, памяти, воспоминаний прошлого…

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности).

8.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Обобщить полученную информацию.

Выявить творческие способности учащихся.

Составить небольшое рассуждение: в каких произведениях мы еще могли бы увидеть подобный «перелом души»? Где герой обрывает свой светлый жизненный путь, не пройдя, казалось бы, простые испытания?

Учащиеся записывают домашнее задание.

Познавательные, регулятивные УУД.


ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)

Сломанная линейка

_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)

__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)

________________________________________________ (фраза)

________________________________________________ (сущ. - итог)

ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)

Любовь к родине

_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)

__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)

________________________________________________ (фраза)

________________________________________________ (сущ. - итог)

ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)

Возвращение к истокам

_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)

__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)

________________________________________________ (фраза)

________________________________________________ (сущ. - итог)

ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)

Человеческая память

_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)

__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)

________________________________________________ (фраза)

________________________________________________ (сущ. - итог)

Приветственное слово учителя: (1 слайд)

«Сегодня на уроке мы с вами предстанем литературоведами-исследователями и поговорим о фантастическом рассказе американского писателя Теодора Томаса «Сломанная линейка», который оказался в поле нашего зрения в переводе Кира Булычева.

Работа с эпиграфом: (2 слайд)

Прочитайте эпиграф к уроку, представленный на доске. Сопоставьте его с темой рассказа.

Какие размышления у вас по этому поводу возникли? (В песне, слова которой стали эпиграфом есть такое: как сын грустит о матери, грустим мы о Земле – она одна, а звезды, тем не менее, хоть ближе, но все также холодны, и как в часы затмения ждем света и земные видим сны. И еще: ждет сына мать, а сыновей Земля . Только тогда человек может совершить, что–то значительное и великое, когда у него есть корни, когда он умеет любить и сохраняет свои привязанности. Харди предостерегает Картера: фанатикам нельзя доверять, они не уравновешены. Человек должен любить что-то большее, чем то, чему он посвящает жизнь. И этим большим является родная Земля, страна, близкие и родные люди.)

Рассказ был прочитан дома, и наша цель ответить на ряд проблемных вопросов: (3 слайд)

* Выдержал ли герой рассказа выпавшее на его долю испытание?

* Какова тема и главная идея произведения? Какие средства выразительности языка помогают нам это понять?

* Каким представляется нам образ мальчика?

* Какой смысл автор вложил в название рассказа?

Итак, Лайтнера нельзя пустить в Дальний Космос потому, что он фанатик. (4 слайд) Как вы понимаете значение этого слова?

Всегда ли он был таким (фанатиком)? Постарайтесь представить себе Лайтнера таким, каким он был до того, как стал учеником Уолта Картнера. Найдите страницы, где описано посещение Лайтнером родного города. Хорошо ли он помнит свое детство и раннюю юность? С каким первым воспоминанием встречается Лайтнер? На что вы обратили внимание?

(Потому как Лайтнер проходит по родному городу совершенно очевидно, что память у него прекрасная. Помнит он многое, но чувствует он мало…)

Как вы думаете, почему он так поступил? Так каковы же качества главного героя? (Несколько качеств, ответы из класса)

Постарайтесь мысленно представить картину, открывшуюся перед Лайтнером, когда он остановился и посмотрел вдоль Главной улицы. Как вы определите отношение Лайтнера к городу? (5 слайд)

Как встретился Лайтнер с земляками? (Неприятно поражает, что он не последовал своему первому порыву, и не пошел к могиле родителей.

На страницах как бы параллельно действуют два человека: Лайтнер – мальчик и Старший кадет – космонавт. Лайтнер хорошо помнит этого мальчика. Однако, их текста видно, что это память ума, а не память сердца. На кладбище не пошел Старший кадет – космонавт..)

И вот Лайтнер у порога дома, где жила его первая любовь. Вы не удивились, что Лайтнер не зашел в этот дом, ведь он уже стоял возле него. Как вы отнеслись к его поступку? (Стоя перед своим домом, он смотрит на звезды и протягивает к ним руки. Там его судьба в Дальнем Космосе. Он уронил руки, обернулся и побрел к дому, улыбаясь ему сдержанной улыбкой. Он не принадлежит этому дому. С поющим сердцем космонавт возвращался к автолету.) Найдите строчки, которые с вашей точки зрения являются в рассказе кульминационными.

Физкультминутка!

Читая дальше, мы узнаем, что «У Лайтнера перехватило дыхание». Отчего? Может быть от волнения, которое было вызвано встречей с прошлым? Докажите свою точку зрения.

Найдите в тексте слова, которые показывают, что нет уже никакого юного Лайтнера – есть только Старший кадет – космонавт.

Как могло случиться, что чистый общительный глубоко чувствующий мальчик превратился в юношу, отметающего все, что удаляет его от достижения поставленной цели. Что сделало его таким? ( Описание диалогов между двумя учителями есть тревога за судьбу ученика.

Но! Таким, какой он есть, во многом его сделал Картер, его учитель. Это Картер вырастил из него фанатика. Возможно, не понимал. Ведь в то же время он сам становился фанатиком.)

Как по вашему, понимал ли Уолт Картер, что подчинив всю жизнь своего ученика одной цели он убивал в нем живого человека и превращал его в фанатика. (6 слайд)

При помощи чего Теодор Томас построил сюжет? Какие средства художественной выразительности ему помогли? Обратите внимание на такой прием, как ретроспекция… Как часто мы его встречаем? О чем он нам говорит? (Работа с текстом)

(7 слайд)

Нельзя не заметить:

Метафору (ежик стальных волос...)

Эпитеты (глубокий космос; спокойный воздух и тд)

Сравнения (спитывает, как губка..)

Ретроспекция – описание событий прошлого в реальной жизни.

Учитель предлагает составить синквейн в парах. (приложение 1) Тематика задается учителем.

Мы «вычерпали» из этого текста далеко не все. Подумайте над такими вопросами: Сесил Харди, каков он, какова его роль в рассказе? Почему повествование заканчивается словами благодарности Картера, обращенным к Харди?

Завершение рассказа может быть только таким? А давайте посмотрим на реальном примере? (Мини-эксперимент с линейкой!)

Итак, что же мы сделали сегодня? К каким выводам пришли? (Попробуем олицетворить эту вещь. Она играет некую немаловажную роль… Хронологическая линия прерывается… Дальше герой «расти» не может. Его «корни», как корни дерева прогнили, как загнивает душа без любви, памяти, воспоминаний прошлого…)

Д/з: Составить небольшое рассуждение: в каких произведениях мы еще могли бы увидеть подобный «перелом души»? Где герой обрывает свой светлый жизненный путь, не пройдя, казалось бы, простые испытания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Презентация к уроку в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Презентация к уроку в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кукзовлева...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...