Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Что-бы было к чему возвращаться…» по фантастическому рассказу Т. Томаса «Сломанная линейка»".
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Методические разрабортки к открытому уроку по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_otkrytomu_uroku.pptx | 219.29 КБ |
tehnologicheskaya_karta_slomannaya_lineyka.docx | 54.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И снится нам не рокот космодрома, Не эта ледяная синева, А снится нам трава, трава у дома, Зеленая, зеленая трава… Из песни
* Выдержал ли герой рассказа выпавшее на его долю испытание? * Какова тема и главная идея произведения? Какие средства выразительности языка помогают нам это понять? * Каким представляется нам образ мальчика? * Какой смысл автор вложил в название рассказа?
Работа со словом… Фанатик – человек, исступленно преданный какому – то делу или привержен какой – то идее и нетерпимо относящийся ко всему, что ей противостоит.
- и, ж. книжн. Ретроспективный обзор, обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
На тему «Чтобы было к чему возвращаться…»
по фантастическому рассказу Т. Томаса «Сломанная линейка»
Учитель: Трофимова Мария Юрьевна
Класс: 7г.
Тип урока: исследование
Цель: Исследовать фантастическое произведение зарубежной литературы; понять идею автора; дать полноценные ответы на проблемные вопросы; научиться слушать и слышать друг друга, приводя нужные аргументы и доказывая свою точку зрения; показать умение работы с текстом и знания средств художественной выразительности; закрепить полученные ЗУНы.
Задачи:
1) обучающие: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний об образе – персонаже;
2) развивающие: развитие образного мышления и воображения, ассоциативных связей, потребности в самостоятельном творческом чтении, познавательных интересов, литературно-творческих способностей;
3) воспитательные: воспитание средствами художественной литературы морально – нравственных принципов: уважение к истокам, патриотизм, способность глубоко чувствовать.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, распечатанный рассказ Т. Томаса
Место урока в системе: урок внеклассного чтения (№ 13)
Структура и ход урока
ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)
Сломанная линейка
_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)
__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)
________________________________________________ (фраза)
________________________________________________ (сущ. - итог)
ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)
Любовь к родине
_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)
__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)
________________________________________________ (фраза)
________________________________________________ (сущ. - итог)
ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)
Возвращение к истокам
_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)
__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)
________________________________________________ (фраза)
________________________________________________ (сущ. - итог)
ПРИЛОЖЕНИЕ (Синквейн)
Человеческая память
_____________________________ , ___________________________ (прил., причаст.)
__________________________ , ________________________ , ___________________________ (глаг.)
________________________________________________ (фраза)
________________________________________________ (сущ. - итог)
Приветственное слово учителя: (1 слайд)
«Сегодня на уроке мы с вами предстанем литературоведами-исследователями и поговорим о фантастическом рассказе американского писателя Теодора Томаса «Сломанная линейка», который оказался в поле нашего зрения в переводе Кира Булычева.
Работа с эпиграфом: (2 слайд)
Прочитайте эпиграф к уроку, представленный на доске. Сопоставьте его с темой рассказа.
Какие размышления у вас по этому поводу возникли? (В песне, слова которой стали эпиграфом есть такое: как сын грустит о матери, грустим мы о Земле – она одна, а звезды, тем не менее, хоть ближе, но все также холодны, и как в часы затмения ждем света и земные видим сны. И еще: ждет сына мать, а сыновей Земля . Только тогда человек может совершить, что–то значительное и великое, когда у него есть корни, когда он умеет любить и сохраняет свои привязанности. Харди предостерегает Картера: фанатикам нельзя доверять, они не уравновешены. Человек должен любить что-то большее, чем то, чему он посвящает жизнь. И этим большим является родная Земля, страна, близкие и родные люди.)
Рассказ был прочитан дома, и наша цель ответить на ряд проблемных вопросов: (3 слайд)
* Выдержал ли герой рассказа выпавшее на его долю испытание?
* Какова тема и главная идея произведения? Какие средства выразительности языка помогают нам это понять?
* Каким представляется нам образ мальчика?
* Какой смысл автор вложил в название рассказа?
Итак, Лайтнера нельзя пустить в Дальний Космос потому, что он фанатик. (4 слайд) Как вы понимаете значение этого слова?
Всегда ли он был таким (фанатиком)? Постарайтесь представить себе Лайтнера таким, каким он был до того, как стал учеником Уолта Картнера. Найдите страницы, где описано посещение Лайтнером родного города. Хорошо ли он помнит свое детство и раннюю юность? С каким первым воспоминанием встречается Лайтнер? На что вы обратили внимание?
(Потому как Лайтнер проходит по родному городу совершенно очевидно, что память у него прекрасная. Помнит он многое, но чувствует он мало…)
Как вы думаете, почему он так поступил? Так каковы же качества главного героя? (Несколько качеств, ответы из класса)
Постарайтесь мысленно представить картину, открывшуюся перед Лайтнером, когда он остановился и посмотрел вдоль Главной улицы. Как вы определите отношение Лайтнера к городу? (5 слайд)
Как встретился Лайтнер с земляками? (Неприятно поражает, что он не последовал своему первому порыву, и не пошел к могиле родителей.
На страницах как бы параллельно действуют два человека: Лайтнер – мальчик и Старший кадет – космонавт. Лайтнер хорошо помнит этого мальчика. Однако, их текста видно, что это память ума, а не память сердца. На кладбище не пошел Старший кадет – космонавт..)
И вот Лайтнер у порога дома, где жила его первая любовь. Вы не удивились, что Лайтнер не зашел в этот дом, ведь он уже стоял возле него. Как вы отнеслись к его поступку? (Стоя перед своим домом, он смотрит на звезды и протягивает к ним руки. Там его судьба в Дальнем Космосе. Он уронил руки, обернулся и побрел к дому, улыбаясь ему сдержанной улыбкой. Он не принадлежит этому дому. С поющим сердцем космонавт возвращался к автолету.) Найдите строчки, которые с вашей точки зрения являются в рассказе кульминационными.
Физкультминутка!
Читая дальше, мы узнаем, что «У Лайтнера перехватило дыхание». Отчего? Может быть от волнения, которое было вызвано встречей с прошлым? Докажите свою точку зрения.
Найдите в тексте слова, которые показывают, что нет уже никакого юного Лайтнера – есть только Старший кадет – космонавт.
Как могло случиться, что чистый общительный глубоко чувствующий мальчик превратился в юношу, отметающего все, что удаляет его от достижения поставленной цели. Что сделало его таким? ( Описание диалогов между двумя учителями есть тревога за судьбу ученика.
Но! Таким, какой он есть, во многом его сделал Картер, его учитель. Это Картер вырастил из него фанатика. Возможно, не понимал. Ведь в то же время он сам становился фанатиком.)
Как по вашему, понимал ли Уолт Картер, что подчинив всю жизнь своего ученика одной цели он убивал в нем живого человека и превращал его в фанатика. (6 слайд)
При помощи чего Теодор Томас построил сюжет? Какие средства художественной выразительности ему помогли? Обратите внимание на такой прием, как ретроспекция… Как часто мы его встречаем? О чем он нам говорит? (Работа с текстом)
(7 слайд)
Нельзя не заметить:
Метафору (ежик стальных волос...)
Эпитеты (глубокий космос; спокойный воздух и тд)
Сравнения (спитывает, как губка..)
Ретроспекция – описание событий прошлого в реальной жизни.
Учитель предлагает составить синквейн в парах. (приложение 1) Тематика задается учителем.
Мы «вычерпали» из этого текста далеко не все. Подумайте над такими вопросами: Сесил Харди, каков он, какова его роль в рассказе? Почему повествование заканчивается словами благодарности Картера, обращенным к Харди?
Завершение рассказа может быть только таким? А давайте посмотрим на реальном примере? (Мини-эксперимент с линейкой!)
Итак, что же мы сделали сегодня? К каким выводам пришли? (Попробуем олицетворить эту вещь. Она играет некую немаловажную роль… Хронологическая линия прерывается… Дальше герой «расти» не может. Его «корни», как корни дерева прогнили, как загнивает душа без любви, памяти, воспоминаний прошлого…)
Д/з: Составить небольшое рассуждение: в каких произведениях мы еще могли бы увидеть подобный «перелом души»? Где герой обрывает свой светлый жизненный путь, не пройдя, казалось бы, простые испытания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...
Презентация к уроку в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"
Презентация к уроку в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кукзовлева...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...