Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Шакирова Альбина Шаукатовна

Урок-размышление о значение родителей в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_telegramma._paustovskiy.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ««За  добро  плати  добром, не  будь  пустельгой». К.Паустовский

(по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)

Форма: модельный урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста , давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма» ; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Оборудование: 
1. К.Паустовский «Золотая роза», Ставропольское книжное издательство, 1987 г.;
2. Учебник 8-го класса сост. М.Г.Ахметзянов;

3. Картина Тивадар Костка Чонтвари «Старый рыбак»;
4. «Мелодия слез» К.Дебюсси;

5. «Аве Мария» ф.Шуберт;

5. Презентация к уроку.

Эпиграфы к уроку:    «Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
Оноре де Бальзак

                                                                                                                                 

                                                          Чти  отца  твоего и мать  твою,

                                                          Да  благо  ти  будет, и долголетен

                                                          Будеши на земле.

                                                                                                                Пятая заповедь Божия

 План урока:

1.Определение темы урока.

2.Определение цели и задач урока.

3. Беседа.

4.Анализ текста с элементами выборочного комментированного чтения рассказа К.Паустовского «Телеграмма»(1)Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания; 2) работа над текстом; 3)инсценирование; 4)составление кластера; 5) словарная работа)

3. Заключение: слово учителя, чтение высказываний о матери учащимися..

4.Домашнее задание.

5.Комментирование оценок учащихся.

Ход:

I. 1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

2.Определение темы урока.

- Посмотрите на экран, что вы видите? (пожилого человека, старика)

- Хорошо. Вы очень наблюдательны. Молодцы!

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал  картину «Старый рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но художник заложил в нее скрытый подтекст, который при жизни художника так и не был раскрыт.

Только после смерти художника искусствоведы смогли разгадать ее тайну. Оказалось, что стоит приложить к середине картины зеркало, как в отражении слева читается образ Дьявола,  а в отражении справа – Бога.  Итак, какой же подтекст содержит эта картина?

- Действительно, в каждом человеке незримо присутствует  как Бог, так  и Дьявол, то есть Добро и Зло. Главное, чтобы Дьявол не одержал победу над тобой, чтобы ростки добра, сердечности, внимания, отзывчивости, терпимости  и милосердия крепли с каждым днем в твоей душе.

Пауза.

- Ребята, подумайте и скажите, глядя на подтекст картины Тивдара Костка и прочитанную книгу К.Г.Паустовского «Телеграмма», какой  же  будет тема урока?

(«За  добро  плати  добром, не  будь  пустельгой». К.Паустовский или

«Не забывай о матери своей», или «Что одержит вверх в душе Насти?» «Не дай взрастить в своей душе росткам зла!  Не забывай о матери своей!»)

- Открываем тетради и записываем тему урока

 «За  добро  плати  добром, не  будь  пустельгой». К.Паустовский

 (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

- Как вы думаете, каковы же цели урока, глядя на тему? О ком мы будем говорить?

(Понять и осмыслить  поведение Насти, ее отношение к матери)

- А как мы будем осмысливать?

(Анализируя и работая с текстом, находя худ.средства выразительности, выражая свое мнение, сравнивая и сопоставляя факты).

- Итак, наша цель: проанализировать содержание рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», давать характеристику героям,  определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение; формировать грамотную речь; развивать

 в себе  нравственные качества (чуткость, сострадание, милосердие).

- Молодцы!

II.Основная часть.

  1. Беседа.

- Посмотрите  на картину Тивадара Костка Чонтвари и скажите.

-Как вы думаете, как художнику удалось показать двойственность в человеке?

- Что вы еще видите на картине кроме главного образа - старика?

(видим море, горы, небо)

Если бы вам предложили посчитать количество предметов, условно изображенных на картине, сколько вы предметов вы назвали? (три)

- Скажите, пожалуйста, как в искусстве называется термин, который обозначает объединение частей в единое целое?

(композиция)

Посмотрите на определение  в литературоведческом словаре. Прочтите его.

«Композиция – от лат cоmposmo, составление, соединение, сложение, построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности»

- Как  вы думаете. Почему я выделила красным цветом определенные слова?

(главное, суть)

- Как называются такие слова? Слова, которые как будто ключик подбирают ко всему тому, о чем говорим?

(Ключевые)

- Ребята,  у автора всегда есть много различных средств, при помощи которых он старается донести свой замысел, идею. И одним из них является построение произведения, т.е  композиция.

- Скажите, пожалуйста, еще раз, на картине Тивадара Костки Чонтрвари сколько предметов изображено? (три)

То есть это трехчастная композиция. Точно также и  в произведении к.Г.Паустовского «Телеграмма» трехчастная композиция.

2.Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания

 - Итак, задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, которые вы составили дома и  составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста. Обоснуйте свой ответ.

«ЭПИ́ГРАФ - Изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения».

Работа в группах (3 группы).

Примерный план:

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть Эпилог: «За добро плати добром, не будь пустельгой».

3. Работа с текстом. К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. В группах. Ответ обоснуйте. Приложение №1.


Текст 1 пары. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

(Примерный ответ: Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, еѐ грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.)

Текст 2 пары: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клѐн. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. 

(Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери.)

Текст 3 пары: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

(Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери. )

Текст 4 пары:  Ночи были уж долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился  в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые, осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

(Примерный ответ: природа показывает приближение конца жизни Катерины Петровны, теперь уж нет смысла жизни, яркости ее, ожидает тьма и смерть.)

Текст 5пары: Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках  у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.

(Примерный ответ: она так давно не видела дочь, что единственной возможностью почувствовать дочь является хотя бы запах ее духов )

Текст 6 пары:  Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?
(Примерный ответ: Автор употребил слово « позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны , ведь и ее как бы «позабыли»).
*** Просмотр отрывка из к\ф «Письмо». «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». 

- Удивило ли что-то в письме? 
(Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти « зиму эту я не переживу» , «смерть забыла ко мне дорогу». А еще удивило то, что в таком коротком письме она пишет об окружающий природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках, а Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.)

Сделаем вывод на основе сопоставления особенностей пейзажа, чувств и переживаний Катерины Петровны

- Итак, мы выяснили, как  изображение картины природы, детали соотносится  с характером повествования и   с настроением действующих лиц. Пейзаж помог нам ярче и   острей представить себе главную героиню – Катерину Петровну. Ее одиночество, тоску, осознание, что ее бросили.

 

4. Живая картинка. А теперь обратимся к жизни Насти.

«Настя у скульптора Тимофеева»

Задание группам:

1 группе: Поделитесь своим мнением о Насте на основе прочитанного

(стр.50 учебника ). (По-своему Настя старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным. На работе Настю уважают, и ей кажется, что и свой дочерний долг она тоже исполняет хорошо. Она каждый месяц отсылает старушке-матери в деревню двести рублей. Это и выглядит именно, как возвращение долга – сухо и формально, просто деньги, никакого письма, никакого тепла. 

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь; он выступает в роли судьи.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх ты!».  ).

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица. (Я, Настя, дочь Катерины Петровны. Родилась и выросла в селе Заборье. Сейчас живу в Ленинграде, работаю в Союзе художников организатором выставок ...).

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы

(стр.54 учебника ).

(Примерный ответ: Настя не сразу осознает, что вот так незаметно, в суете, она потеряла самое дорогое. Что стоят все ее выставки, внимание чужих равнодушных людей, если по-настоящему в целом свете ее любила только одинокая старушка-мать.)

Обсуждают в группе.

5. Составление кластера. (Прием Раунд Робин: по цепочке записывают слова )

- Запишите все ассоциации со словом телеграмма.

Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть, сообщение, весть.

 Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите.

На доске записаны фразы:

- очень много работы.

- нет времени.

- нет денег.

- далекое расстояние.

- возникли личные проблемы.

6.Словарна работа. 

 -Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор

 К. Паустовский и почему?

- Как в рассказе все более очевидной  становится позиция автора?

-Подумайте, о какой телеграмме идет речь?

- В чем метафористический смысл названия рассказа?

( Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписаное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой».  Такой «пустельгой» оказалась Настя).

  • Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

 

 .

 - Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение?

(Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.)

III. Заключение

1.Заключительное слово учителя.

- К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине писатель. Только мать смогла бы облегчить её страдания. 

 Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение». Оноре де Бальзак. Слова великого писателя ещё раз подтверждают ту мысль, к которой мы пришли в процессе нашей беседы.

2.Чтение высказываний о матери (домашнее задание).

- Запомните, ребята, ваши высказывания. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой!

 Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы Вы тихим вечером посмотрели пристально на своих родителей, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держиться.

 Давайте вовремя начнём ценить наших родителей. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан). Когда вы сами станете матерью или отцом, ваши глаза откроются. Вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить маму или отца. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Домашнее задание. Сочинение «За  добро  плати  добром, не  будь  пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)

Приложение №1.


Текст 1 пары. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.                                                                          

Текст 2 пары: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клѐн. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. 

 

Текст 3 пары: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

 

Текст 4 пары:  Ночи были уж долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился  в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые, осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

 

Текст 5пары: Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках  у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.

 

Текст 6 пары:  Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?

 

 Теперь обратимся к жизни Насти. «Настя у скульптора Тимофеева»

Задание группам:

1 группе: Поделитесь своим мнением о Насте на основе прочитанного

(стр.50 учебника )

Теперь обратимся к жизни Насти. «Настя у скульптора Тимофеева»

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица. (Я, Настя, дочь Катерины Петровны. Родилась и выросла в... Сейчас живу в …, работаю …...).

Теперь обратимся к жизни Насти. «Настя у скульптора Тимофеева»

Задание группам:

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы

(стр.54 учебника ).

Телеграмма (сочинение)

Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма».

Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает  годами.

Жизнь не стоит на месте, Настя полностью погружается в новую жизнь, работает секретарем в Союзе Художников. Ей кажется, что она делает важное и нужное дело, работая с бумагами, организуя выставки. Ей важно чувство собственной значимости, нравится, когда ее называют по имени-отчеству.

По-своему Настя старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным. На работе Настю уважают, и ей кажется, что и свой дочерний долг она тоже исполняет хорошо. Она каждый месяц отсылает старушке-матери в деревню двести рублей. Это и выглядит именно, как возвращение долга – сухо и формально, просто деньги, никакого письма, никакого тепла.

Это настолько противоестественно и бездушно, что мать Насти, Катерина Петровна, не верит, что деньги – это и все, что дочь просто забыла о ней. Она просто не может об этом думать, да и слаба она слишком. Настя – единственный родной человек, и как же тяжко осознавать, что она не нужна дочери. Настолько тяжко, что пожилая женщина просто не думает об этом.

Единственные люди, которые по-настоящему заботятся о Катерине Петровне, вовсе не родственники. Это сторож Тихон и Манюшка, дочь соседа. Эти люди не говорят громких слов, они на деле помогают Катерине Петровне: топят дом, убирают, готовят, работают в саду. Именно эти люди своей жизнью воплощают заповедь Христа о бескорыстной любви к ближнему. И именно они находятся рядом с пожилой женщиной в ее последние минуты.

Когда Катерина Петровна уже при смерти, Тихон посылает Насте телеграмму. Прочтя скупые слова, девушка не сразу понимает, что же именно произошло. Прозрение не было быстрым, но каким же оно было болезненным.

Настя не сразу осознает, что вот так незаметно, в суете, она потеряла самое дорогое. Что стоят все ее выставки, внимание чужих равнодушных людей, если по-настоящему в целом свете ее любила только одинокая старушка-мать. И как жаль, что Настя понимает свои ошибки лишь тогда, когда уже слишком поздно и ничего исправить уже нельзя. Слишком поздно даже для того, чтобы попросить прощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").

Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию....

Из опыта прочтения художетвенной литературы. Сквозной образ как средство выражения авторской идеи (по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар").

Раскрытие идеи рассказа К.Г. Паустовского "Старый повар" посредством сквозного образа музыки, введённого автором уже в экспозиции. Сотворение музыкой чуда очищения человеческой души, обретения покоя и...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...

Интегрированный урок литература + обществознание по теме «Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...

Литература 5 кл. Работа с текстом учебника. Вопросы по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" (с ответами)

Литература 5 кл. Работа с текстом учебника.Вопросы по  рассказу  К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" (с ответами)...