Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Пересторонина Ольга Павловна

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon venok_pushkinu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А. С. Пушкин.

Рисунок 1

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Венок Пушкину».

Цель: расширить знания  учащихся о вкладе А.С. Пушкина в русскую литературу; развивать логическое мышление, письменную и устную связную речи учащихся; воспитывать любовь к культуре русского народа.

Оборудование: магнитофон; аудиозапись увертюры П.И. Чайковского «Лунный свет» в исполнении Э. Гилельса; репродукции картин:

Н.Н.Ге. Пушкин в селе Михайловском.1875;

О.А. Кипренский. Пушкин.1827;

Б.М. Кустодиев. Портрет Александра Сергеевича Пушкина.1915;

В.А. Тропинин. Портрет Пушкина.1827.

Ход мастерской.

 Индуктор (на фоне звучания увертюры П.И. Чайковского «Лунный свет» в исполнении Э. Гилельса (аудиозапись) учитель читает стихотворение А.С. Пушкина.)

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь, и вашими слезами упьюсь.

 Слова учителя. Поэзия А.С. Пушкина прожила уже почти двести лет, и ничто в ней не устарело. Путь от сердца поэта к сердцу народа, который он скромно называл тропой, превратился в широкий путь нашей культуры. Мы не можем представить себе нашей поэзии без А.С. Пушкина.

Он любим. И какой любовью. Беззаветной, преданной, нежной, самоотверженной. Неужели, если бы мы могли отвратить пулю Дантеса, мы не бросились бы вперед, чтобы заслонить Пушкина. Чем более мы удаляемся от него во времени, тем ближе становится он нам духовно.

Александр Сергеевич Пушкин... Вслушайтесь в себя. Какие ассоциации возникают у вас? Запишите теплые, холодные слова.

Социализация.

любовь                                                самодержавие

дружба                                            тиранство

лицей                                               дуэль

жизнь                                               смерть

свобода                                            Дантес

Слова учителя. Используя данные слова и ваши ощущения, напишите 5-6 предложений «Слово об А.С. Пушкине». Прочитайте вслух.

Социализация.

Слова учителя. Личность Александра Сергеевича Пушкина интересна многим известным художникам. Какие качества А.С. Пушкина особенно ярко представлены на картинах?

Н.Н.Ге. Пушкин в селе Михайловском.1875;

О.А. Кипренский. Пушкин.1827;

Б.М. Кустодиев. Портрет Александра Сергеевича Пушкина.1915;

В.А. Тропинин. Портрет Пушкина.1827.

Социализация.

Слова учителя. Поэзия, обращенная к Пушкину - к живому современнику, к его имени, к его памятнику, к пушкинскому идеалу, - вошла в русскую литературу естественно и оставила в ней одну из неиссякаемых традиций. Прочитайте  стихотворения, посвященные А.С. Пушкину.

Каким видится великий  поэт в этих стихотворениях?

А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям»;

С.А. Есенин «Пушкин»;

И.А. Бунин «Подражание Пушкину»;

М.И. Цветаева «Встреча с Пушкиным»;

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»;

Н.И. Рыленков «Бессмертие».

Социализация.

Слова учителя. Традиция обращения к А.С. Пушкину складывалась не только в поэзии, но и в яркой публицистике, в письмах, в воспоминаниях и критических очерках. Какие стороны личности и творчества Пушкина освещены в этих строках? (учащиеся читают карточки и делают выводы)

В.А. Жуковский. «…Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастья, и обратить в добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом, будь же этого достоин…».

Н.Н. Гоголь. «…Пушкин есть явление чрезвычайное и, может, единственное явление русского духа…В нем русская природа, русская душа. Русский характер отразились в такой же чистоте. В такой очищающей красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская…».

А.Н. Островский. «…Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны. Первая заслуга великого поэта в том,  что через него умнеет все, что может поумнеть…Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша литература обязана ему своим умственным ростом».

И.А. Гончаров. «Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще...».

Л.В. Успенский. «…Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы или дождя. По-разному титанический образ Пушкина  воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев в веках многоцветный и прекрасный образ его…».

И.С. Тургенев. «Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение зтой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, ста более русским и более образованным, более свободным человеком...».

Социализация.

Слова  учителя. Возьмите еще по одной карточке, прочитайте вслух:

Как Пушкин - это «наше все», так неисчерпаема и русская Пушкиниана.

Пушкин... Пушкин... Пушкин...

Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал...

Друзья мои, прекрасен наш союз...

Прости мне, милый друг...

Надо сильно чувствовать, чтобы...

И с каждой осенью я расцветаю вновь...

Волшебный край, волшебный край, страна высоких вдохновений…

Памятник ставится только для общества, как мера разлива души человеческой…

Слова учителя. А теперь напишите  творческие работы «Венок Пушкину». Начать можно с предложенных фраз, а можно по-своему. Используйте слова из словарика.  

Социализация.

Пушкин… Пушкин… Пушкин… Это имя знакомо нам с самого раннего детства. Едва научившись говорить, мы слышим сказки А.С.Пушкина: «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и работнике его Балде» и много других. Чуть позже с удовольствием читаем стихи наизусть, восхищаясь их выразительностью и красотой, читаем прозаические произведения, завороженные увлекательным сюжетом.

Пушкин… Пушкин… Пушкин… Да, Пушкин приходит к нам с самого раннего детства, но мы по-настоящему приходим к нему, когда начинаем размышлять о жизненных ценностях. Ключевые темы его творчества: любовь, дружба, свобода – актуальны во все времена. А.Н.Островский еще в девятнадцатом веке сказал: «Пушкиным восхищаются и умнеют». Я считаю, что и в двадцать первом веке Пушкиным восхищаются и умнеют.

Пушкин… Пушкин... Пушкин…(фрагмент работы ученика)

Рефлексия. Как прожили все этапы урока? Ваши ощущения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»

Мастерская ценностной ориентации и  творческого письма «Семья» в 6 классе...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...

«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).

Цели: научить полноценному восприятию текста,  расширить представление обучающихся об использовании писателем  детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...