Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе
статья по русскому языку (6 класс)
Мастерская ценностной ориентации и
творческого письма «Семья» в 6 классе
(2 урока)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskayatsennostnoyorientatsii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Лицей № 387 имени Н.В. Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО РУСКОМУ ЯЗЫКУ
Мастерская ценностной ориентации и
творческого письма «Семья» в 6 классе
(2 урока)
Автор Филиппова Татьяна Ивановна
Санкт-Петербург
2015−16 учебный год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ни у кого из взрослых, наверное, не возникает сомнений в первостепенной роли семьи в процессе воспитания, формирования духовных ценностей, в развитии ребёнка. Но осознают ли сами дети, насколько важна семья в их жизни? Умеют ли ценить любовь и заботу? Именно с целью помочь шестиклассникам определиться в отношении к близким людям и была создана данная мастерская.
Почему именно эта технология привлекла внимание учителя? Мастерская позволяет проводить «глубочайшую работу со словом, языком, в котором запечатлено тысячелетнее бытие народа и который на века обеспечивает нам глубокое, духовное жизненное пространство; выстраиваются, формируются отношения встречи – встречи со словом, с другим человеком».[1]
Среди задач, которые ставил перед собой учитель, – воспитание свободной, мыслящей, творческой личности, воспитание человека, ценящего и свой, и чужой труд, внимательного к родному языку, способного создавать новое не только в материальной, но и в духовной культуре.
Учителю важно научить ребёнка действовать самостоятельно, интерактивно использовать различные средства, работать в группе.
Данная мастерская – первый опыт работы с аудиторией шестиклассников. У детей новая технология вызвала интерес и желание участвовать в работе других мастерских.
Так как технология педагогических мастерских достаточно подробно изложена в специальной литературе[2], предлагаем лишь ход мастерской.
ХОД МАСТЕРСКОЙ
- Вступительное слово
Знакомо ли вам слово мастерская? Что оно обозначает? Что производят в мастерских? А хотели бы вы сами на время стать мастерами? Что ж, я приглашаю вас в мастерскую. Но не в обычную, а в творческую.
- Запуск мастерской
- Перед каждым из вас лист бумаги, на котором написано слово «семья» (Приложение 1). Раскрасьте эту надпись теми цветами, в которые окрашено для вас это слово.
- Какие цвета вы использовали? Почему?
- Определение понятия
- Словом, словосочетанием или предложением сформулируйте своё понимание, закончив фразу: «Семья – это…». Запишите.
- Поделитесь результатами своей работы.
- Построение ассоциативного ряда
- Я попрошу вас в течение трёх минут записывать слова, связанные в вашем сознании с понятием «семья».
- Создание художественного образа
- Выделите (подчеркните) в этом ряду наиболее весомое для вас слово и создайте его художественный образ на отдельном листе. Не подписывайте свой рисунок, пусть другие во время вернисажа попытаются определить, какое слово вы «рисовали».
- Вывесите свою работу на доску.
- Афиширование
Приглашаю вас на «вернисаж». Каждый желающий может высказаться по поводу увиденного, задать вопрос или прокомментировать свой рисунок.
- Работа в группе
- У каждого на рабочем месте есть фрагмент пословицы. Я даю вам 3 минуты, чтобы вы восстановили эти пословицы. Всего их 5, и они связаны общей темой – «семья» (Приложение 2). Собрав пословицы, вы разобьётесь на группы для дальнейшей работы.
- Наши предки полагали, что мир держится на трёх китах. А если представить, что на «трёх китах», трёх главных качествах, держится семья? Найдите в своём ассоциативном ряду главные для вас слова.
- Зачитайте их в группе. Каждый может пополнять свой ассоциативный ряд понравившимися словами.
- В группе выберите три главных качества.
- Озвучьте результаты своей работы.
- Обсудите в группе афоризмы, выданные мною (Приложение 3).
- Выберите наиболее близкий вам, обоснуйте свой выбор.
- Представьте афоризм.
- Вернитесь на свои места.
- Создание текста
- Соберите воедино чувства, слова, цвета и напишите текст «Сон о семье», фантазию на тему «Семья».
- Читаем тексты вслух.
- Хотите ли вы что-нибудь спросить?
- Рефлексия
Поделитесь мыслями, чувствами, переживаниями, которые сопровождали вас во время мастерской. Если хотите, воспользуйтесь началом фразы «Меня на мастерской удивило…» (утомило, расстроило, порадовало). Можно начать и по-своему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
[1] Педагогические мастерские по литературе/Под ред. А. Н. Сиваковой.
[2] Список литературы можно найти в книге И. А. Мухина, Т. Я. Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Презентация к мастерской ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе...
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).
Цели: научить полноценному восприятию текста, расширить представление обучающихся об использовании писателем детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...