Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе
статья по русскому языку (6 класс)

Филиппова Татьяна Ивановна

Мастерская ценностной ориентации и

 творческого письма «Семья» в 6 классе

(2 урока)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskayatsennostnoyorientatsii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 387 имени Н.В. Белоусова

Кировского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО РУСКОМУ ЯЗЫКУ

 

Мастерская ценностной ориентации и

 творческого письма «Семья» в 6 классе

(2 урока)

Автор Филиппова Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург

201516 учебный год


ПРЕДИСЛОВИЕ

Ни у кого из взрослых, наверное, не возникает сомнений в первостепенной роли семьи в процессе воспитания, формирования духовных ценностей, в развитии ребёнка. Но осознают ли сами дети, насколько важна семья в их жизни? Умеют ли ценить любовь и заботу? Именно с целью помочь шестиклассникам определиться в отношении к близким людям и была создана данная мастерская.

Почему именно эта технология привлекла внимание учителя? Мастерская позволяет проводить «глубочайшую работу со словом, языком, в котором запечатлено тысячелетнее бытие народа и который на века обеспечивает нам глубокое, духовное жизненное пространство; выстраиваются, формируются отношения встречи – встречи со словом, с другим человеком».[1]

Среди задач, которые ставил перед собой учитель, – воспитание свободной, мыслящей, творческой личности, воспитание человека, ценящего и свой, и чужой труд, внимательного к родному языку, способного создавать новое не только в материальной, но и в духовной культуре.

Учителю важно научить ребёнка действовать самостоятельно, интерактивно использовать различные средства, работать в группе.

Данная мастерская – первый опыт работы с аудиторией шестиклассников. У детей новая технология вызвала интерес и желание участвовать в работе других мастерских.

Так как технология педагогических мастерских достаточно подробно изложена в специальной литературе[2], предлагаем лишь ход мастерской.

 


ХОД МАСТЕРСКОЙ

  1. Вступительное слово

Знакомо ли вам слово мастерская? Что оно обозначает? Что производят в мастерских? А хотели бы вы сами на время стать мастерами? Что ж, я приглашаю вас в мастерскую. Но не в обычную, а в творческую.

  1. Запуск мастерской
  1. Перед каждым из вас лист бумаги, на котором написано слово «семья» (Приложение 1). Раскрасьте эту надпись теми цветами, в которые окрашено для вас это слово.
  2. Какие цвета вы использовали? Почему?

  1. Определение понятия
  1. Словом, словосочетанием или предложением сформулируйте своё понимание, закончив фразу: «Семья – это». Запишите.
  2. Поделитесь результатами своей работы.

  1. Построение ассоциативного ряда
  1. Я попрошу вас в течение трёх минут записывать слова, связанные в вашем сознании с понятием «семья».

  1. Создание художественного образа
  1. Выделите (подчеркните) в этом ряду наиболее весомое для вас слово и создайте его художественный образ на отдельном листе. Не подписывайте свой рисунок, пусть другие во время вернисажа попытаются определить, какое слово вы «рисовали».
  2. Вывесите свою работу на доску.

  1. Афиширование

Приглашаю вас на «вернисаж». Каждый желающий может высказаться по поводу увиденного, задать вопрос или прокомментировать свой рисунок.

  1. Работа в группе
  1. У каждого на рабочем месте есть фрагмент пословицы. Я даю вам 3 минуты, чтобы вы восстановили эти пословицы. Всего их 5, и они связаны общей темой – «семья» (Приложение 2). Собрав пословицы, вы разобьётесь на группы для дальнейшей работы.
  2. Наши предки полагали, что мир держится на трёх китах. А если представить, что на «трёх китах», трёх главных качествах, держится семья? Найдите в своём ассоциативном ряду главные для вас слова.
  3. Зачитайте их в группе. Каждый может пополнять свой ассоциативный ряд понравившимися словами.
  4. В группе выберите три главных качества.
  5. Озвучьте результаты своей работы.
  6. Обсудите в группе афоризмы, выданные мною (Приложение 3).
  7. Выберите наиболее близкий вам, обоснуйте свой выбор.
  8. Представьте афоризм.
  9. Вернитесь на свои места.

  1. Создание текста
  1. Соберите воедино чувства, слова, цвета и напишите текст «Сон о семье», фантазию на тему «Семья».
  2. Читаем тексты вслух.
  3. Хотите ли вы что-нибудь спросить?

  1. Рефлексия

Поделитесь мыслями, чувствами, переживаниями, которые сопровождали вас во время мастерской. Если хотите, воспользуйтесь началом фразы «Меня на мастерской удивило» (утомило, расстроило, порадовало). Можно начать и по-своему.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


[1] Педагогические мастерские по литературе/Под ред. А. Н. Сиваковой.

[2] Список литературы можно найти в книге И. А. Мухина, Т. Я. Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»

Мастерская ценностной ориентации и  творческого письма «Семья» в 6 классе...

«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).

Цели: научить полноценному восприятию текста,  расширить представление обучающихся об использовании писателем  детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...