Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Пересторонина Ольга Павловна

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающего обучения: технологии мастерских. Данная методическая разработка направлена на организацию поисковой, творческой деятельности учеников при участии учителя.

Мастерская предоставляет  школьникам средства, позволяющие им осознать самих себя и свое место в мире, формирует понимание ими понятий «добро», «милосердие», «благотворительность» посредством знакомства с произведениями УНТ, афоризмами, поэтическими произведениями, картинами известных художников. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»  создаёт условия для осознания учащимися необходимости благотворительности,  для формирования чувства сострадания к тем, кто в этом нуждается, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.

В мастерской «Творите, люди, на Земле добро!» используются основные методические приемы:

Ø индукция (обозначение проблемы, привлечение внимания);

Ø самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения);

Ø  социоконструкция (групповая работа); социализация (выступление ученика);

Ø разрыв (внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому);

Ø коррекция;

Ø творческое конструирование знания.

Учитель выступает в роли консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу.

В завершении мастерской учащиеся создают творческие работы, в которых выражают свою гражданскую позицию, своё отношение к благотворительности.

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» рассчитана для учащихся 8 класса и проводится в рамках урока литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobra-1.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №51»

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма

«Творите, люди, на Земле добро!»

\

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающего обучения: технологии мастерских. Данная методическая разработка направлена на организацию поисковой, творческой деятельности учеников при участии учителя.

Мастерская предоставляет  школьникам средства, позволяющие им осознать самих себя и свое место в мире, формирует понимание ими понятий «добро», «милосердие», «благотворительность» посредством знакомства с произведениями УНТ, афоризмами, поэтическими произведениями, картинами известных художников. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»  создаёт условия для осознания учащимися необходимости благотворительности,  для формирования чувства сострадания к тем, кто в этом нуждается, воспитания доброжелательного отношения к окружающим. 

В мастерской «Творите, люди, на Земле добро!» используются основные методические приемы:

  • индукция (обозначение проблемы, привлечение внимания);
  • самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения);
  •  социоконструкция (групповая работа); социализация (выступление ученика);
  • разрыв (внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому);
  • коррекция;
  • творческое конструирование знания.

Учитель выступает в роли консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу.

В завершении мастерской учащиеся создают творческие работы, в которых выражают свою гражданскую позицию, своё отношение к благотворительности.

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» рассчитана для учащихся 8 класса и проводится в рамках урока литературы.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н. Старшинов

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма

Творите, люди, на Земле добро! (слайд 1)

Цель: формирование духовно - нравственных качеств учащихся:

доброты, милосердия, создание условий для осознания ими необходимости благотворительности.

Задачи: 

  • формировать у учащихся понимание понятий «добро», «милосердие», «благотворительность» посредством знакомства с произведениями УНТ, афоризмами, поэтическими произведениями, картинами известных художников;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков школьников, умений анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  создать условия для формирования чувства сострадания к тем, кто в этом нуждается, воспитания доброжелательного отношения к окружающим. 

Ход мастерской.

(слайд2 ) Индуктор - звучит песня «Песня о доброте» в исполнении Татьяны Мухаметшиной.

(слайд 3) Учитель читает стихотворение:

Из года в год, из века в век,

Среди забот и суеты,

Как солнца луч, как яркий свет

Явилась птица Доброты!

Она несла с собою благо,

Благотворительность, добро.

С ней появлялись меценаты

Невзгодам всем назло.

Она дарила людям счастье

И веру в добрые мечты.

Поверь найти её не трудно,

Найдем ее – и я, и ты…

(слайд 4). Человек – самое совершенное и самое прекрасное существо на Земле. Но по-настоящему красив человек, когда он благороден, добр, когда дарит окружающим душевную щедрость, когда помогает нуждающимся. С давних пор в России особым уважением пользовались меценаты, люди, творящие благо, благотворители. Именно благотворители  своими поступками украшают нашу Землю, облегчают чью-то боль, спасают чью-то жизнь. Ведь самое ценное на свете - это человеческая жизнь!

Добро…Доброта…Милосердие…Благотворительность…

Вслушайтесь в себя.

Какие ассоциации возникают у вас?

Запишите слова, словосочетания.

Выберите пять самых важных.

Прочитайте вслух. Запишите понравившиеся вам слова, словосочетания одноклассников.

Используя данные слова, запишите 5-6 предложений на тему

«Творите, люди, на Земле добро!».

Социализация.

(слайд 5) Меткий и образный русский язык богат пословицами. Именно в них проявляется ум народа, отражается его богатая на щедрости душа, высвечиваются отношения людей к своей стране и друг к другу.

Как в пословицах отражается отношение народа к добру и злу, к проявлениям душевной щедрости?

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
  •  Доброе слово доходит до сердца.
  •  Кто зло делает – для себя, кто добро делает – тоже для себя.
  •  Добрый человек добру и учит.

(слайд 6) На протяжении тысячелетий размышляют мыслители о человеке, о его предназначении на Земле … Некоторые высказывания уже стали крылатыми фразами. Какой афоризм наиболее точно отражает ваше внутреннее ощущение?

  • Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Конфуций

  • Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна

М.Сервантес

  • Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.

Бичер Стоу

  • (слайд 7) «Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь»

А.Лиханов

  • Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который

мы от века творим по мере наших сил.
Николай Заболотный

  • (слайд 8) Почувствовать боль другого человека - вот суть сострадания.

Уильям Беннет

  • Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться.

С.Вивекананда

Социализация.

С давних времен художники и музыканты прославляют душевную красоту, доброту, милосердие человека. Каким образом авторы картин показывают героев, людей, обладающих этими качествами?

(Работа в группах).

(слайд9)  Леонид Соломаткин «Славильщицы».

(слайд10 ) Эдмунд Блэйр-Лэйтон «Елизабет Венгерская»;

(слайд 11) Эдмунд Блэйр-Лэйтон «Святая Елизавета омывает больного человеком»;

(слайд 12) Василий Суриков «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»;

(слайд 13) Пабло Пикассо «Знание и милосердие»;

   (слайд14) Бартоломео Скедони «Благотворительность».

Социализация.

Величие души человека, ее красота и мощь. Немало строк посвятили этой теме русские поэты. Какое стихотворение больше всего затронуло вашу душу? Почему? (Чтение стихотворений школьниками).

(слайд 15) Сергей Красников «Милосердие»;

Игорь Северянин. «Жалейте каждого больного»;
Зоя
Мостовая  «За боль умей благодарить...»;

Оксана Варникова «Что в человеке самое главное»;

Андрей Дементьев «Жизнь нуждается в милосердии»;
Нина Павлова
 «Раздайте все хорошее другим»;

Андрей Дементьев «Мир держится на добрых людях».
Социализация.

(слайд 16) Напишите творческие работы «Творите, люди, на Земле добро!»

Можно начать со следующих фраз: 

  • Красивым быть - не значит им родиться,

Ведь красоте мы можем научиться.

Когда красив душою человек –

Какая внешность может с ней сравниться? (Омар Хайям)

  • Как праздник, как счастье, как чудо, 

Идет Доброта по земле. 
И я про нее не забуду, 
Как я забываю о зле…(Юлия Друнина)

  • Благо дарить - счастье творить.
  • Добро должны творить все мы,

   Оно нас делает людьми.

  • Твори добро -

Нет большей радости.

  • Творите, люди, на Земле добро!

 (Во время выполнения  работы звучит музыкальная пьеса «Ностальгия» (саксафон) в исполнении оркестра под руководством Поля Мориа).

(слайд 17) Чтение творческих работ  «Творите, люди, на Земле добро».

Как праздник, как счастье, как чудо,

Идет Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…  

Идёт Доброта, подобная чуду, и по моему родному микрорайону Стрижи.

За последние пять лет бывший карьер Мочище неузнаваемо изменился и становится год от года краше благодаря очень неравнодушным людям ГК «Стрижи». Девиз этой компании: «Делай добрые дела не ради похвалы, а искренне и от сердца». Компания не только строит новые дома, но и активно занимается благотворительной деятельностью. Благодаря  душевной щедрости руководителей ГК «Стрижи» заложены Сквер Памяти и Сквер Поколений в микрорайоне, построена хоккейная коробка, в моей родной школе произведён ремонт.

ГК «Стрижи» активно участвуют и в различных благотворительных проектах по сохранению здоровья людей: «Марафон добра в поддержку детей с сахарным диабетом»…

Совсем недавно, в конце сентября, ГК «Стрижи» в честь пятилетнего юбилея микрорайона преподнесла жителям скульптурную композицию «Данко». Мне кажется, что эта композиция является символом служения добру и служит напоминанием нам, молодому поколению, что нужно жить не для себя, а стремиться помогать тем, кто в нас нуждается, как это сделал Данко (герой рассказа А.М. Горького), пожертвовав ради спасения людей даже своей жизнью.

Творите, люди, на Земле добро!

(Фрагмент работы Михеевой Арины, учащейся 8В класса  школы №51).

Рефлексия.

Какие моменты мастерской оказались для вас неожиданными и

удивительными? Почему?

Какие открытия вы сделали сегодня для себя?

Приложения

Нина Павлова

Раздайте все хорошее другим,

От этого не станете беднее.

Все, что отдал, считается твоим,

Рука дающего, поверьте, не скудеет.

Вы, в этом мире вечной суеты,

Себя прославьте добрыми делами,

Вы не жалейте ласки, теплоты,

Для тех, кто рядом, кто сегодня с Вами.

Не обижайте близких грубым словом,

Дарите счастье им и нежную любовь.

И пусть они поймут, что Вы готовы

Прийти на помощь к ним на первый зов

Оксана Варникова

«Что в человеке самое главное»

Что в человеке самое главное?

В чем же глубокой души красота?

Главное, мудрое, тонкое, славное –

Это, бесспорно, всегда доброта!

Это бальзам для души человека.

Это дорога, что к счастью ведет,

Помни, что с самого первого века

Добрых удача и любит, и ждет.

Гнев если к горлу внезапно подступит,

Сделать попробуй кому-то добро,

Желчь облегчению место уступит,

Свет разольет на душе серебро!

Добрым живется, конечно же, легче,

Камень за пазухой ты не держи,

Просто добро – это камень покрепче

Камешков зла, коварства и лжи!

Дементьев Андрей

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души —
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.

Игорь Северянин

Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого
Какой бы ни был он чужой.

Пусть к вам потянется калека,
Как к доброй матери — дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.

И обнадёжив безнадёжность,
Всё возлюбя и всё простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив!

И будет радостна вам снова
Вся эта грустная земля…
Жалейте каждого больного,
Ему сочувственно внемля.

Дементьев Андрей

Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.

Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.

Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.

Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.

И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.

Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.

Сергей Красников «Милосердие»

Проявим милосердие к другим, 
И совесть, душу вечно сохраним… 
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны… 
Земля моя родная благодать, 
Желаю я свою любовь отдать, 
И милость Божью проявить… 
Душу и жизнь. С любовью воскресить… 
Пусть милосердие будет иногда, 
Как скажем, течет вода всегда, 
Да будет наш гуманный этот свет… 
Призыв от Бога данный в мой сонет… 
О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты… 
Нам нужно просто жить для всей мечты… 
Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда 
Мы милосердие будем проявлять 
И в этом соль, и Божья благодать… 

Зоя Мостовая  

За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей скорбящим скорбь дарить ,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом ,
Убогого умей понять ,
Он как и ты, дарован небом .
Обиды все забыть сумей ,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить, любить умей,
Жить по - другому невозможно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»

Мастерская ценностной ориентации и  творческого письма «Семья» в 6 классе...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...

«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).

Цели: научить полноценному восприятию текста,  расширить представление обучающихся об использовании писателем  детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...