Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающего обучения: технологии мастерских. Данная методическая разработка направлена на организацию поисковой, творческой деятельности учеников при участии учителя.
Мастерская предоставляет школьникам средства, позволяющие им осознать самих себя и свое место в мире, формирует понимание ими понятий «добро», «милосердие», «благотворительность» посредством знакомства с произведениями УНТ, афоризмами, поэтическими произведениями, картинами известных художников. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» создаёт условия для осознания учащимися необходимости благотворительности, для формирования чувства сострадания к тем, кто в этом нуждается, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.
В мастерской «Творите, люди, на Земле добро!» используются основные методические приемы:
Ø индукция (обозначение проблемы, привлечение внимания);
Ø самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения);
Ø социоконструкция (групповая работа); социализация (выступление ученика);
Ø разрыв (внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому);
Ø коррекция;
Ø творческое конструирование знания.
Учитель выступает в роли консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу.
В завершении мастерской учащиеся создают творческие работы, в которых выражают свою гражданскую позицию, своё отношение к благотворительности.
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» рассчитана для учащихся 8 класса и проводится в рамках урока литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobra-1.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51»
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
«Творите, люди, на Земле добро!»
\
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающего обучения: технологии мастерских. Данная методическая разработка направлена на организацию поисковой, творческой деятельности учеников при участии учителя.
Мастерская предоставляет школьникам средства, позволяющие им осознать самих себя и свое место в мире, формирует понимание ими понятий «добро», «милосердие», «благотворительность» посредством знакомства с произведениями УНТ, афоризмами, поэтическими произведениями, картинами известных художников. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» создаёт условия для осознания учащимися необходимости благотворительности, для формирования чувства сострадания к тем, кто в этом нуждается, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.
В мастерской «Творите, люди, на Земле добро!» используются основные методические приемы:
- индукция (обозначение проблемы, привлечение внимания);
- самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения);
- социоконструкция (групповая работа); социализация (выступление ученика);
- разрыв (внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому);
- коррекция;
- творческое конструирование знания.
Учитель выступает в роли консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу.
В завершении мастерской учащиеся создают творческие работы, в которых выражают свою гражданскую позицию, своё отношение к благотворительности.
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» рассчитана для учащихся 8 класса и проводится в рамках урока литературы.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н. Старшинов
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
Творите, люди, на Земле добро! (слайд 1)
Цель: формирование духовно - нравственных качеств учащихся:
доброты, милосердия, создание условий для осознания ими необходимости благотворительности.
Задачи:
- формировать у учащихся понимание понятий «добро», «милосердие», «благотворительность» посредством знакомства с произведениями УНТ, афоризмами, поэтическими произведениями, картинами известных художников;
- создать условия для развития коммуникативных навыков школьников, умений анализировать, обобщать, делать выводы;
- создать условия для формирования чувства сострадания к тем, кто в этом нуждается, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.
Ход мастерской.
(слайд2 ) Индуктор - звучит песня «Песня о доброте» в исполнении Татьяны Мухаметшиной.
(слайд 3) Учитель читает стихотворение:
Из года в год, из века в век,
Среди забот и суеты,
Как солнца луч, как яркий свет
Явилась птица Доброты!
Она несла с собою благо,
Благотворительность, добро.
С ней появлялись меценаты
Невзгодам всем назло.
Она дарила людям счастье
И веру в добрые мечты.
Поверь найти её не трудно,
Найдем ее – и я, и ты…
(слайд 4). Человек – самое совершенное и самое прекрасное существо на Земле. Но по-настоящему красив человек, когда он благороден, добр, когда дарит окружающим душевную щедрость, когда помогает нуждающимся. С давних пор в России особым уважением пользовались меценаты, люди, творящие благо, благотворители. Именно благотворители своими поступками украшают нашу Землю, облегчают чью-то боль, спасают чью-то жизнь. Ведь самое ценное на свете - это человеческая жизнь!
Добро…Доброта…Милосердие…Благотворительность…
Вслушайтесь в себя.
Какие ассоциации возникают у вас?
Запишите слова, словосочетания.
Выберите пять самых важных.
Прочитайте вслух. Запишите понравившиеся вам слова, словосочетания одноклассников.
Используя данные слова, запишите 5-6 предложений на тему
«Творите, люди, на Земле добро!».
Социализация.
(слайд 5) Меткий и образный русский язык богат пословицами. Именно в них проявляется ум народа, отражается его богатая на щедрости душа, высвечиваются отношения людей к своей стране и друг к другу.
Как в пословицах отражается отношение народа к добру и злу, к проявлениям душевной щедрости?
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
- Доброе слово доходит до сердца.
- Кто зло делает – для себя, кто добро делает – тоже для себя.
- Добрый человек добру и учит.
(слайд 6) На протяжении тысячелетий размышляют мыслители о человеке, о его предназначении на Земле … Некоторые высказывания уже стали крылатыми фразами. Какой афоризм наиболее точно отражает ваше внутреннее ощущение?
- Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Конфуций
- Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна
М.Сервантес
- Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
Бичер Стоу
- (слайд 7) «Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь»
А.Лиханов
- Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который
мы от века творим по мере наших сил.
Николай Заболотный
- (слайд 8) Почувствовать боль другого человека - вот суть сострадания.
Уильям Беннет
- Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться.
С.Вивекананда
Социализация.
С давних времен художники и музыканты прославляют душевную красоту, доброту, милосердие человека. Каким образом авторы картин показывают героев, людей, обладающих этими качествами?
(Работа в группах).
(слайд9) Леонид Соломаткин «Славильщицы».
(слайд10 ) Эдмунд Блэйр-Лэйтон «Елизабет Венгерская»;
(слайд 11) Эдмунд Блэйр-Лэйтон «Святая Елизавета омывает больного человеком»;
(слайд 12) Василий Суриков «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»;
(слайд 13) Пабло Пикассо «Знание и милосердие»;
(слайд14) Бартоломео Скедони «Благотворительность».
Социализация.
Величие души человека, ее красота и мощь. Немало строк посвятили этой теме русские поэты. Какое стихотворение больше всего затронуло вашу душу? Почему? (Чтение стихотворений школьниками).
(слайд 15) Сергей Красников «Милосердие»;
Игорь Северянин. «Жалейте каждого больного»;
Зоя Мостовая «За боль умей благодарить...»;
Оксана Варникова «Что в человеке самое главное»;
Андрей Дементьев «Жизнь нуждается в милосердии»;
Нина Павлова «Раздайте все хорошее другим»;
Андрей Дементьев «Мир держится на добрых людях».
Социализация.
(слайд 16) Напишите творческие работы «Творите, люди, на Земле добро!»
Можно начать со следующих фраз:
- Красивым быть - не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек –
Какая внешность может с ней сравниться? (Омар Хайям)
- Как праздник, как счастье, как чудо,
Идет Доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле…(Юлия Друнина)
- Благо дарить - счастье творить.
- Добро должны творить все мы,
Оно нас делает людьми.
Твори добро -
Нет большей радости.
Творите, люди, на Земле добро!
(Во время выполнения работы звучит музыкальная пьеса «Ностальгия» (саксафон) в исполнении оркестра под руководством Поля Мориа).
(слайд 17) Чтение творческих работ «Творите, люди, на Земле добро».
Как праздник, как счастье, как чудо,
Идет Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
Идёт Доброта, подобная чуду, и по моему родному микрорайону Стрижи.
За последние пять лет бывший карьер Мочище неузнаваемо изменился и становится год от года краше благодаря очень неравнодушным людям ГК «Стрижи». Девиз этой компании: «Делай добрые дела не ради похвалы, а искренне и от сердца». Компания не только строит новые дома, но и активно занимается благотворительной деятельностью. Благодаря душевной щедрости руководителей ГК «Стрижи» заложены Сквер Памяти и Сквер Поколений в микрорайоне, построена хоккейная коробка, в моей родной школе произведён ремонт.
ГК «Стрижи» активно участвуют и в различных благотворительных проектах по сохранению здоровья людей: «Марафон добра в поддержку детей с сахарным диабетом»…
Совсем недавно, в конце сентября, ГК «Стрижи» в честь пятилетнего юбилея микрорайона преподнесла жителям скульптурную композицию «Данко». Мне кажется, что эта композиция является символом служения добру и служит напоминанием нам, молодому поколению, что нужно жить не для себя, а стремиться помогать тем, кто в нас нуждается, как это сделал Данко (герой рассказа А.М. Горького), пожертвовав ради спасения людей даже своей жизнью.
Творите, люди, на Земле добро!
(Фрагмент работы Михеевой Арины, учащейся 8В класса школы №51).
Рефлексия.
Какие моменты мастерской оказались для вас неожиданными и
удивительными? Почему?
Какие открытия вы сделали сегодня для себя?
Приложения
Нина Павлова
Раздайте все хорошее другим,
От этого не станете беднее.
Все, что отдал, считается твоим,
Рука дающего, поверьте, не скудеет.
Вы, в этом мире вечной суеты,
Себя прославьте добрыми делами,
Вы не жалейте ласки, теплоты,
Для тех, кто рядом, кто сегодня с Вами.
Не обижайте близких грубым словом,
Дарите счастье им и нежную любовь.
И пусть они поймут, что Вы готовы
Прийти на помощь к ним на первый зов
Оксана Варникова
«Что в человеке самое главное»
Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души красота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это, бесспорно, всегда доброта!
Это бальзам для души человека.
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.
Гнев если к горлу внезапно подступит,
Сделать попробуй кому-то добро,
Желчь облегчению место уступит,
Свет разольет на душе серебро!
Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла, коварства и лжи!
Дементьев Андрей
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души —
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.
Игорь Северянин
Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого
Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека,
Как к доброй матери — дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.
И обнадёжив безнадёжность,
Всё возлюбя и всё простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив!
И будет радостна вам снова
Вся эта грустная земля…
Жалейте каждого больного,
Ему сочувственно внемля.
Дементьев Андрей
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.
Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.
И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.
Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.
Сергей Красников «Милосердие»
Проявим милосердие к другим,
И совесть, душу вечно сохраним…
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…
Земля моя родная благодать,
Желаю я свою любовь отдать,
И милость Божью проявить…
Душу и жизнь. С любовью воскресить…
Пусть милосердие будет иногда,
Как скажем, течет вода всегда,
Да будет наш гуманный этот свет…
Призыв от Бога данный в мой сонет…
О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты…
Нам нужно просто жить для всей мечты…
Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда
Мы милосердие будем проявлять
И в этом соль, и Божья благодать…
Зоя Мостовая
За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей скорбящим скорбь дарить ,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом ,
Убогого умей понять ,
Он как и ты, дарован небом .
Обиды все забыть сумей ,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить, любить умей,
Жить по - другому невозможно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Презентация к мастерской ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).
Цели: научить полноценному восприятию текста, расширить представление обучающихся об использовании писателем детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...
- Мне нравится (1)