Устный журнал «Он сам был первым нашим университетом»
презентация к уроку по литературе (9 класс)

презентация к устному журналу "Он сам был нашим первым университетом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к устному журналу 1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Он сам был первым нашим университетом» А. С. Пушкин

Слайд 2

Устный журнал к юбилею М. В. Ломоносова Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова. Борис Шергин

Слайд 3

Первая страница Биография Ломоносова

Слайд 4

Дом, в котором родился Ломоносов

Слайд 5

Дом-музей М. В. Ломоносова

Слайд 6

Юноша Ломоносов отправился в Москву

Слайд 7

Н. Фёдоров. Посещение Екатериной II Ломоносова

Слайд 8

Кабинет Ломоносова

Слайд 9

Ломоносов – химик

Слайд 10

Мозаика Ломоносова «Пётр I »

Слайд 11

Памятник на могиле Ломоносова

Слайд 17

Вторая страница Ломоносов - просветитель

Слайд 18

Третья страница Ломоносов – реформатор русского языка

Слайд 19

Жанрово-стилевая реформа «ШТИЛИ» высокий средний низкий (посредственный) . «составляется из речений славянороссийских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых». использует общеупотребительные слова. «Речения словенские» и «низкие слова» употреблять осторожно. «речения, которых нет в славянском диалекте». «Простонародные низкие слова… по рассмотрению».

Слайд 20

жанры высокие средние низкие -героические -сатиры - комедии поэмы -элегии - эпиграмм ы -оды -научные - песни сочинения - басни -дружеские письма

Слайд 21

Страница четвёртая «Пётр Великий русской литературы» Белинский В. Г.

Слайд 22

Реформа стихосложения Вирши петровской эпохи О коль ве-ли-ю ра-дость// аз есмь об-ре-тох Ку-пи-до Ве-не-ри-ну// ми-лость при-не-сох Солн-це лу-чи сво-и// на мя спус-ти-ло И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло Силлабическое (слоговое) стихосложение равное число слогов в строке; цезура (пауза) в середине; обязательное ударение на предпоследнем слоге; рифма связывает смежные строки М.В. Ломоносов Ночкою тёмною Покрылись небеса Все люди для покою Сомкнули уж глаза Внезапно постучали: У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение. равное количество слогов и ударений; открыт четырёхстопный ямб

Слайд 23

Пятая страница Занимательная

Слайд 24

Биография 100 200 300 400 500 Литература 100 200 300 400 500 Русский язык 100 200 300 400 500 Астрономия 100 200 300 400 500 Химия и география 100 200 300 400 500 Афористика 100 200 300 400 500

Слайд 25

Биография Где родился Ломоносов? ( Деревня Денисовка Холмогорского района Архангельской области)

Слайд 26

Биография 2. Что называл Ломоносов «вратами своей учёности»? Грамматика М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого

Слайд 27

Биография 3. Назовите первое высшее учебное заведение, где учился Ломоносов . ( Московская славяно-греко-латинская академия, или Спасские школы.)

Слайд 28

Биография 4. Где ещё учился Ломоносов? (В Академическом университете, в Марбурге, в Фрейберге (Германия).)

Слайд 29

Биография 5. Где в Петербурге находится Музей М. В. Ломоносова? (В Кунсткамере)

Слайд 30

Литература 1. На какие три «стиля» предлагал делить произведения словесности М. В. Ломоносов? (На «высокий», «посредственный» и «низкий».)

Слайд 31

Литература 2. Вспомните последние строки приведённых стихотворных фрагментов. Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звёзд полна… М. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. (Звездам числа нет, бездне дна)

Слайд 32

Литература 3. Вспомните последние строки приведённых стихотворных фрагментов. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов… (Российская земля рождать.) М. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.

Слайд 33

Литература 4.Определите, к какому жанру принадлежат жанры, перечисленные в следующих рядах. - Героические поэмы, оды. Высокий Трагедии, сатиры, письма, элегии. Посредственный - Комедии, эпиграммы, песни, басни. Низкий

Слайд 34

Литература» 5. Какие размеры стихосложения Ломоносов считал лучшими для русской поэзии? (Ямб и анапест)

Слайд 35

Русский язык 1. Покажи десницу. (Десница – правая рука)

Слайд 36

Русский язык 2. Что необходимо, чтобы стать толмачом? -хорошо рисовать; - быстро бегать; - знать иностранный язык.

Слайд 37

Русский язык 3.Простоволосый человек – это человек… -без кудрей; -без волос; -без шапки.

Слайд 38

Русский язык 4. Для чего использовали дощеник? для плавания; для захоронения; для письма.

Слайд 39

Русский язык 5. Что делали крестьяне, когда орали? кричали; пахали; пели.

Слайд 40

1. Определите, о чём идёт речь в приведённых строках. Там огненны валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, борющись множество веков… (о Солнце). Ломоносов М. У треннее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Астрономия

Слайд 41

2. Определите, о чём идёт речь в приведённых строках. Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень твердь разит? Как молния без грозных туч, Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар? (о северном сиянии. Ломоносов М. У треннее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.) Астрономия

Слайд 42

3. Какое открытие в области астрономии сделал Ломоносов? (открыл атмосферу Венеры) Астрономия

Слайд 43

Астрономия 4. Какие приборы изобрёл Ломоносов? (Ломоносов сконструировал «ночезрительную трубу» («ночегляд») для ночных наземных наблюдений; по своей схеме изготовил телескоп-рефлектор с наклонным главным зеркалом без дополнительного (однозеркальный телескоп).)

Слайд 44

5. Что в астрономии называют «явлением Ломоносова»? (Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов обратил внимание на появление светового ободка вокруг «части шара планеты», ещё не вошедшей на солнечный диск. Появление светового ободка вокруг диска Венеры было названо «явлением Ломоносова». Астрономия

Слайд 45

Химия и география 1. И как я оное хваля воспоминаю, Не ломкость лживого я счастья представляю. Не должно тленности примером тое быть, Чего и сильный огнь не может разрушить… Что описано в это отрывке? (стекло)

Слайд 46

Химия и география 2. Какое искусство, известное ещё в Древней Руси, возродил Ломоносов? (мозаику)

Слайд 47

Химия и география 3. Какие мозаики Ломоносова хранятся в Петербурге? («Полтавская баталия» - в здании Академии наук, «Пётр I » - в Эрмитаже.)

Слайд 48

Химия и география 4. Где находилась химическая лаборатория, основанная Ломоносовым? ( В «Ботаническом огороде» Академии наук, между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.)

Слайд 49

Химия и география 5. Исследованию каких территорий Ломоносов придавал большое значение? (Арктики, Северного морского пути).

Слайд 50

Афористика Вставьте пропущенное слово: «… поверхность ныне совсем иной вид имеет, нежели каков был издревле». (земная).

Слайд 51

Афористика 2. Вставьте пропущенное слово: «Истинный химик должен быть теоретиком и ….» (практиком)

Слайд 52

Афористика Вставьте пропущенное слово: «… замечать не многого стоит; дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку» ( Ошибки)

Слайд 53

Афористика 4. Вставьте пропущенное слово: «Слеп физик без … сухорук без химии». ( математики)

Слайд 54

Афористика 5. Вставьте пропущенное слово: «Один … я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». (опыт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

 Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

Устный журнал "Назарбаев - Первый Президент Казахстана"

Разработка устного журнала - беседы по теме "НАзарбаев - Первый Президент Республики Казахстана".  Данная разработка будет интересна классным руководителям при планировании мероприятий, посвященн...

Устный журнал «Химия в нашей жизни».

Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но и имеет огромное практическое значение для каждого из нас....

Устный журнал "Наши имена"

Устный журнал "Наши имена"  6 класс. Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Название нашего журнала – это строчка из стихотворения А. С. Пушкина. ...

Устный журнал "Птицы нашей Родины"

Сценарий мероприятия и презентация...

Устный журнал Наша Хрупкая планета

журнал Наша Хрупкая планета...

Устный журнал «Он сам был первым нашим университетом»

Устный журнал "Он сам был нашим первым университетом" обобщит, систематизирует, углубит знания обучающихся о жизни и творчестве М.В. Ломоносова...