Устный журнал "Птицы нашей Родины"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Сценарий мероприятия и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc71 КБ
Office presentation icon ptitsy_nashey_rodiny.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

БИРЮЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТАЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Фестиваль «Детство без границ»

Эколого-просветительская деятельность

День птиц

Устный журнал

«Птицы нашей Родины»

             ДЮО «Радуга»

                               Авторы: Казьмина Кристина,

                                                    Полесская Анастасия, Тимофеев Дмитрий

                                                   Руководитель: Долгова Вера Максимовна

Цель: Формирование познавательного интереса, расширение кругозора, способствовать экологическому и нравственному воспитанию, любви к живой природе, гуманного и бережного отношения к птицам.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка  детских рисунков, плакаты.

Ход мероприятия

Страница первая:

«Кто они такие?»

Ведущий. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют  нас стремительным, легким полетом, красивым  пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок связано с пернатыми.

1-й ученик. Вспомните русские пословицы и загадки:

- Метил в тетерю, а угодил в сук.

- Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.

- Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

- Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (Птица)

2-й ученик. Птиц на земле много - около 9 тысяч видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи  свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите – древнем каменном веке – неизвестные изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек, а в неолите – новом каменном веке – этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли.

Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии – кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.

3-й ученик. В истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский исследователь П. Ссеке – основатель нового направления – орнитомузыки. Уместно вспомнить, что многие выдающиеся биологи прошлого века, начиная с великого Дарвина, были по специальности орнитологами.

4–й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размером. Самая крупная из современных птиц – африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес около 70-90 кг. А самая маленькая птичка – колибри – размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, третьи – в пустыне или горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.

5-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть увидеть.

Страница вторая:

«Удивительное рядом»

1-й ученик.

Зелень нивы. Рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

                                    (В. Жуковский)

2-й ученик. Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес. 21 марта – день весеннего равноденствия. В этот день утром по старинному обычаю пекут кулики – булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается месяц птиц.

3-й ученик.

    Скоро гости к тебе соберутся,

    Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

    Что за звуки, за песни польются

    День-деньской, от зари до зари!

                                        (И.Никитин)

4-й ученик. Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим - грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал»,

«Увидел грача – весну встречай».

5-й ученик. Именно это время года – раннюю весну изобразил художник А. К. Саврасов. Прошло более 100 лет с первого показа, но и сейчас возле картины «Грачи прилетели» всегда людно. Подойдите ближе, и вы услышите, как она звучит. Слух уловит музыку весны, звон капели. Журчание воды в проталинах, грачиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слышим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы.

6-й ученик. Вслед за грачами  в конце марта прилетают скворцы.

Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами они собирают по полям насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков выкармливая птенцов, прилетая к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели. В его пении можно услышать чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, вдруг закудахчет курица, заскрипит дверь.

7-й ученик. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!

8-й ученик. А теперь отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу - белое полотенце.

Ну, конечно, это ласточка!

Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая. Ласточки прекрасные летуны. Пища их состоит исключительно из насекомых. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка. И береговая ласточка.

Ласточка - одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

-Ласточка под кровлею – к счастью.

-Ранняя ласточка – к счастливому году.

-Одна ласточка весны не делает.

-Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

9-й ученик. 

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ты издали дробь соловья улови –

И долго не сможешь уснуть.

 Как будто счастливой тревогой любви

Опять переполнена грудь.

                      (С. Маршак)

10-й ученик. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само пение его слышали далеко не все.

(звучит запись  весенней песни соловья)

Соловей – птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками, птаха с большими темными умными глазами и длинными тонкими ногами.

Зимует в тропической части Восточной Африки. Прилетает в середине мая и начинает петь, по народной примете, когда напьется из березового листка».

Значительная часть добычи - вредители леса, однако неизмеримо больше эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Страница третья:

«Легендарные птицы»

Ведущий. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь.

1-й ученик. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не сложено столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица?

2-й ученик. Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни-все тревожило людское воображение.

Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. Голова совы поворачивается на 180º. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, поэтому полет бесшумный. Такой полет необходим совам: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Известно, что  одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!

3-й ученик. Послушайте вторую легенду.

Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Конечно это клесты.

4-й ученик. Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы, и клесты как бы пропитываются смолой. После смерти они сохраняются в неименном виде довольно долго – иногда по 15-20 лет. Птенцы у клестов могут появляться в любое время года – даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда есть больше корма для выкармливания. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

5-й ученик. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?

6-й ученик. Это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в  биологии называется гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна, полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы,  - волосатых и ядовитых. А кукушка их поедает с удовольствием.

7-й ученик. А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряя прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?

8-й ученик. Это козодой. Сейчас уже мало кто верит в то, что эта птица действительно доит коз. Но имя, данное когда-то, осталось. Козодой – птица ночная. Вьется она возле коз за тем, чтобы ловить насекомых. Огромный рот нужен им для охоты на крупных ночных жуков и бабочек. Днем же козодой не летает, сидит в тени на земле или на ветке. Пестрая в крапинку окраска напоминает цвет древесной коры. Можно пройти рядом и не заметить птицы.

Страница четвертая:

«Птицы загадки»

Ведущий. Есть среди наших птиц немало таких, которые поражают своим необычным образом жизни и поведением, поэтому страницу мы так и назвали: «Птицы – загадки». Сегодня мы пригласили натуралистов, которые столкнулись с ними в природе. Послушайте их рассказы и постарайтесь угадать, о каких птицах идет речь.

Первый натуралист. В тот год я жил в деревне. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг невдалеке послышалось тихое щебетанье. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Чтобы лучше рассмотреть ее, я сделал к ней несколько шагов. И вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что от удивления я застыл на месте. Стоя над прорубью, увидел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь коготками за все его неровности. Под водой она блестела как серебряная рыбка; мне потом объяснили, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на ее жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду и, живая и невредимая, снова появлялась на краю проруби. Настоящий водолаз. Позже я узнал, как называется эта птица. Это оляпка, или водяной воробей.

Второй натуралист. Целый день мы ходили по лесу в поисках грибов. Солнце катилось к закату, а мы совсем выбились из сил, хотя наши корзины были заполнены только на половину. Решили отдохнуть под большим старым дубом. Вдруг на вершине, освещенной лучами заходящего солнца, я увидел птицу, которая показалась мне отлитой из золота. Сверху доносилось пение, похожее на звуки флейты. Заслушаться можно. Мы тихонько присели  на траву, чтобы не спугнуть птицу. И вдруг с того же дерева, откуда секунду назад доносилось чудесное пение, раздались звуки, будто кошке наступили на хвост. Я внимательно вглядывался в крону, но, кроме «золотой» птицы, никого не обнаружил. Что же это было?

Красивое пение – голос «лесной флейты», а ужасные, неприятные звуки издает «лесная кошка». «Лесной флейты» и «лесная кошка» - одна и та же птица: иволга.

Третий натуралист. Как-то весной я плыл на лодке. Неожиданно тишину нарушил громкий крик о помощи. Я поспешил туда и увидел мальчика, который барахтался в воде. Я вытащил его, спросил, что произошло. Оказывается, Витя (так звали мальчика), проплывая на лодке мимо большой дуплистой вербы, заметил небольшую птицу, нырнувшую в дупло, и захотел рассмотреть ее поближе. Верба стояла в воде. До дупла достать было трудно, и  Витя, став на борт лодки, еле дотянулся до него. Конечно, в темноте он ничего не увидел и решил засунуть в дупло руку. Но вдруг из дупла высунулась серая плоская голова змеи. Раскачиваясь, она зашипела прямо в лицо мальчику. В испуге он отпрянул назад. Лодка качнулась, и  мальчик полетел в холодную воду. А голова змеи на длинном, тонком теле все дальше высовывалась из дупла…  Затем из темноты отверстия показалось что-то круглое… Это была птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку. Вот тут-то Витя и стал звать на помощь, испугавшись птицы, которая, как он думал, обратилась в змею, а потом снова стала птицей.  Я объяснил, что необычного тут ничего нет. Эта птица, таким образом, защищается от врагов. И называется она …вертишейка.

Страница пятая:

«Птицы и будущее»

Ведущий. Когда в августе 1982г. В Москве проходил VIII Международный орнитологический конгресс, его участников попросили ответить на несколько вопросов. Был среди них и такой: что птицы дали человечеству?

Вот некоторые из ответов: «Сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено», «Краски, пение, движение, вдохновение». «Победу над силой тяжести. Восхитительные тайны, в которые человек получил  возможность проникать», «Глубокое  ощущение свободы и радости», «Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!»

1-й ученик. Был задан и такой вопрос: каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным процессом? И вот как оценивают положение специалисты: «По крайней мере, 10% птиц вымрут», «Одни виды, самые прекрасные и не мирящиеся с человеком, погибнут, другие, менее привлекательные, возобладают». «Есть, к сожалению, виды, на сохранение которых трудно надеяться, но мы делаем для их спасения все от нас зависящее».

2-й ученик. Но одним орнитологам при всем их желании не справиться. Конечно, многие меры охраны могут осуществить только специалисты. А сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там. Где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

3-й ученик.

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

       Храните дерево от топора;

       Оно, высокое и вековое,

       Дает нам тень, когда  стоит жара,

       Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

                                  (К. Кулиев)

Страница шестая:

«Давайте поиграем!»

В игре принимают участие заранее сформированные команды.

Конкурсы проводит подготовленный ученик.

1-й конкурс: «Продолжи примету».

- Сова кричит … (на холод).

- Синичка с утра начинает пищать … (жди мороза).

- Курица на одной ноге стоит … (к стуже).

- Воробьи в пыли купаются … (к дождю).

-Утки разыгрались …(к дождю)

- Грачи летом «пасутся» в траве …(скоро будет дождь).

- Галки на вечер собираются гурьбой и кричат … (к ясной погоде)

- Жаворонки  сидят надувшись … (к холоду)

2-й конкурс: «Третий – лишний».

Дятел – жаворонок – соловей (лишняя птица – дятел является оседлой, другие – перелетные).

Конюк – скопа – филин (лишний филин – ночная хищная, другие – дневные хищные).

Скворец – синица – иволга (лишняя иволга – обитатель леса, скворец и синица – культурные ландшафты).

3-й конкурс: «Кто больше».

Представители от каждой команды приглашаются по одному,  по знаку ведущего  на каждый шаг называют птицу. Побеждает тот, кто назовет больше.

4-й конкурс песен.

Каждая команда хором поет по одному куплету песни о птицах.

Подводятся итоги, награждается команда – победительница.

Ведущий объявляет о конце устного журнала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"

Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...

Устный журнал "Ты, Кубань, ты наша Родина"

Устный журнал можно провести к любой знаменатетельной дате края....

Устный журнал «Символы нашей Родины»

Цель:  Закрепить знания учащихся о государственных символах России.Задачи:  Формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.Воспитать у детей уважительное отношение к государственн...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....

Внеклассное мероприятие Устный журнал «Птицы нашей Родины»

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по экологическому воспитанию обучающихся.  Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к птицам, вызвать желание по...