Устный журнал «Он сам был первым нашим университетом»
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Устный журнал "Он сам был нашим первым университетом" обобщит, систематизирует, углубит знания обучающихся о жизни и творчестве М.В. Ломоносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
устный журнал | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
Устный журнал
«Он сам был первым нашим университетом»
Цели мероприятия
-образовательные: обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о жизни и творчестве М. В. Ломоносова;
- развивающие: формировать навыки работы с дополнительной литературой, с компьютером; навыки самостоятельной работы с первоисточником;
- воспитательные: воспитывать чувство гордости за великого гражданина России, замечательного учёного и литератора М. В. Ломоносова, чувство сопричастности к продолжению его дела.
Оборудование
- портреты М. В. Ломоносова;
- плакаты с изречениями Ломоносова М. В., Пушкина А. С. , Белинского В. Г., Бориса Шергина;
- компьютер, проектор, экран.
Подготовительный этап
- За две недели до мероприятия учащиеся по желанию объединяются в четыре группы.
2. Учащимся предлагаются темы выступлений (каждой группе отдельно).
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя: цели мероприятия и организация работы учащихся.
- Представление материалов каждой группой учащихся: основной текст и электронная презентация.
- Финальная игра «Своя игра»
Первая страница «Биографическая»
(представляют учащиеся 1-ой группы. Слайды 3-16)) Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, поэт. Сложно перечислить все заслуги этого выдающегося человека. Его вклад в развитие науки невозможно описать словами. Ломоносов стал первым в истории России ученым-естествоиспытателем, он заложил основы физической химии, создал несколько лабораторий по изучению химического состава веществ, лаборатории по изучению физический явлений. Наряду с деятельностью в области естественных наук, Михаил Васильевич стал основоположником русского литературного языка. Кроме того, ученый уделял много времени изучению истории.
Родился Михаил Ломоносов восьмого (по старому стилю девятнадцатого) ноября 1711 года в селе Денисовке Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец Михаила, Василий Ломоносов был зажиточным крестьянином, он занимался рыбной ловлей. Мать Михаила умерла очень рано, поэтому он воспитывался в основном мачехами (после смерти матери отец женился еще два раза).
Нередко Василий брал сына в морские плавания (село Денисовка располагалось на берегу Белого моря), где тот начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях в области химии и физики. Молодой Михаил был весьма наблюдателен и любопытен, поэтому с детства заинтересовался природой северного сияния, составом льда, причиной изменения погоды и прочими природными явлениями.
Читать и писать Михаил научился очень рано, благодаря матери, которая была довольно образованной женщиной (дочерью местного диакона). Освоив грамоту, Ломоносов увлекся чтением. Жажда знаний у будущего ученого росла с каждым днем, он страстно хотел заниматься наукой. Первая попытка получить образование не увенчалась успехом, его не приняли в Холмогорское училище, так как он был сыном простого крестьянина, а это запрещалось законом.
Михаил Васильевич не стал отчаиваться: слишком сильным было желание «выучиться». Обратившись к отцу с просьбой отпустить его в Москву, Михаил получил разрешение. В возрасте 21 года, он отправился в долгий и тяжелый путь. Ему предстояло пройти пешком многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы. Михаил Васильевич отправился в путь вместе с обозом, перевозившим товары.
В 1731 году М.В. Ломоносова приняли в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы поступить туда, ему пришлось утаить свое истинное происхождение, в некоторых источниках говорится, что он записал себя как сын священника. За пять лет обучения Ломоносов постиг основы всех наук, твердо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам. Несмотря на то, что ему безумно нравилось учиться, жизнь в Москве не приносила никакого удовольствия, так как из-за нехватки денег, он испытывал крайнюю нужду и лишения.
Все изменилось в 1736 году, когда Ломоносов стал одним из учеников, которых отправили на дальнейшее обучение в Германию. Двенадцать претендентов отстаивали право на обучение за границей, но только троих отобрала немецкая Академия Наук. Пять лет провел Ломоносов в стенах Академии, изучая химию, физику, горное дело, право. Глубоко изучая предметы и слушая лекции знаменитых профессоров, Михаил Васильевич стал сам выдвигать теории, делиться своими разработками в области права с другими студентами.
В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Ему дают небольшую должность в лаборатории химии. Через четыре года ученый читает лекции студентам, много времени проводит за исследованиями в области химии и физики. В 1746 году он выпустил огромное количество своих работ на латинском языке, за что получил уважение в ученых кругах.
В 1748 году Михаил Ломоносов вступил в долгую борьбу с иноземными учеными, которые, по его мнению, не давали развиваться русской науке, умышленно мешали обучению студентов… Главным противником Ломоносова стал немецкий ученый Герард-Фридрих Миллер. В 1749 году Михаил Васильевич выступает на собрании Академии Наук с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление, и императрица сделала автора своим приближенным.
Благодаря хорошим отношениям с Елизаветой Петровной Ломоносов смог воплотить в жизнь многие свои проекты. Его главной мечтой было создание в России университета, где все желающие и достойные молодые люди могли бы учиться. С помощью императрицы ему это удалось.
Михаил Васильевич Ломоносов заложил основы русского литературного языка. Много работал ученый над изучением поэзии, современники называли его «гением стихосложения», великий Пушкин восхищался стихами Ломоносова и продолжал традиции, заложенные ученым. Михаил Васильевич очень трепетно относился к русскому языку, считая, что он (язык) является уникальным. В 1757 году вышел в свет труд Ломоносова «Российская грамматика», где автор представил все свои исследования русского языка. Ломоносов подробно описал все грамматические формы и их употребление в речи (устной и письменной). Вторая работа Михаила Васильевича называлась «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (вышла в свет в 1758 году). В работе автор подробно разбирает три вопроса: церковно-славянский и русский язык в составе русского литературного языка, жанры русского литературного языка, стили русского литературного языка.
Поэзия Ломоносова отличается оптимизмом, верой в светлое будущее и память о прошлом. Ломоносов - один из первых поэтов, кто затрагивал тему гражданственности. Поэтическое творчество Михаила Васильевича неразрывно связано с народным творчеством. Совместно с В.К. Тредиаковским Ломоносов работал над созданием силлабо-тонической системы стихосложения. Их взгляды расходились в некоторых вопросах, там не менее, развитие русской поэзии началось с творчества этих двух поэтов. Все свои теоретические исследования Ломоносов отразил в «Письме о правилах российского стихотворства», опубликованном в 1778 году (больше тридцати лет Ломоносов работал над созданием этого труда). Все теоретические утверждения Ломоносов подкреплял собственными стихами. Кроме того, Михаил Васильевич является создателем русской оды. Первое произведение - «На взятие Хотина». Так же Ломоносов работал над развитием русской эпиграммы и идиллии.
Ломоносов оставил после себя огромное количество литературных произведений, на протяжении многих лет вызывавших восторг как простых читателей, так и поэтов, и писателей. Среди них выделяются две гениальные трагедии «Тамира и Селим» (1750), «Демофонт» (1752), поэма «Петр Великий» (1760), сатирическое произведение «Гимн бороде», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743), «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743).
Михаил Васильевич Ломоносов скончался в Петербурге 15.04.1765 года.
Вторая страница «Ломоносов – просветитель»
(представляют учащиеся 2-ой группы. Слайд 17)
Открытия Ломоносова не были отвлечёнными – они легли в основу развития новых отраслей российской промышленности. Так, разработка физической химии помогла учёному создать колоритные мозаичные картины, по богатству красок не уступающие итальянским; работы в области оптики привели к совершенствованию зрительных труб и постройке нового типа телескопа с одним зеркалом, а также «ночезрительной», то есть позволяющей видеть в темноте, трубы и микроскопа с быстрой сменой объективов. А метеорологическое учение о движении воздуха способствовало изобретению «аэродромной машины» для забрасывания регистрирующих приборов в верхние слои атмосферы.
Принцип взаимосвязи теории и практики определяет собой построение сочинения «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» ( и его более позднего, расширенного варианта – трактата «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика…»). Эти «Риторики» стали лучшими учебниками по теории красноречия и поэзии для учёной молодёжи XVIII столетия.
Той же цели служили и такие филологические работы, как «Российская грамматика» (1755) и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» ( 1757). В первом Ломоносов описал русский язык как систему, во второй предложил разделять лексику на три группы, отнеся к первой слова, общие для русского и церковнославянского языка, ко второй – только церковнословянские слова, «понятные всем грамотным людям», к третьей – только исконно русские слова. В зависимости от употребления слов той или иной группы филолог выделял «три штиля».
Ломоносов не оставил в стороне и историческую науку. Он решительно отверг так называемую «норманнскую теорию» происхождения русского государства, согласно которой главная роль отводилась знатным варяжским воинам, призванным новгородцами на княжение.
Велик вклад Ломоносова в дело российского просвещения: в 1755 году он добивается учреждения в Москве первого университета, где могли учиться как дети дворян, так и разночинцев. При Московском университете по настоянию учёного открываются две гимназии – для дворян и для разночинцев. Ломоносов «берёт в смотрение» и академическую гимназию в Петербурге, причём заботится не только о качестве преподавания, но входит во все мелочи быта своих учеников. Впоследствии среди российских «Платонов и Невтонов», взращённых Ломоносовым, оказались филологи Николай Поповский и Антон Барсов, натуралисты-естествоиспытатели Иван Лепёхин и Николай Озерецковский, этнограф Василий Зуев, астроном Пётр Иноходцев, химик Никита Соколов, философ Я. Козельский…
Третья страница «Ломоносов – реформатор русского языка»
(представляют учащиеся 3-ей группы. Слайды 18-20).
Труды Ломоносова в области языка и литературы.
Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в 18 веке и 19 веках и дошла до наших дней.
Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорён как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошёл по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском языке.
Ломоносов излагает своё учение о «трёх штилях» в своём рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов. К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье) , овогда(иногда) , свене(кроме)». К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих тёх групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».
«Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе – ораторские речи «о важных материях». «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т.е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т.е. второго рода, но делать это надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе – исторические сочинения. «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе – письма, «описания обыкновенных дел».
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранным. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт – горизонт, вместо препорция – пропорция.
Страница четвёртая «Пётр Великий русской литературы»
(представляют учащиеся 4-ой группы. Слайды 21-22).
Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провёл вслед за Тредиаковским.
Появившаяся в 17 веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в 18 век. Но в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703 – 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первым задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.
Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины – восьмисложные, шестисложные, а не только на одиннадцати- и тринадцати- сложные, как это делал Тредиаковский.
Страница пятая «Развлекательная»
(Ведущие страницы – учителя. Слайды 23-54).
Биография.
1.Где родился Ломоносов?
(Деревня Денисовка Холмогорского района Архангельской области)
2. Что называл Ломоносов «вратами своей учёности»?
(«Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого
3. Назовите первое высшее учебное заведение, где учился Ломоносов.
(Московская славяно-греко-латинская академия, или Спасские школы.)
4. Где ещё учился Ломоносов?
(В Академическом университете, в Марбурге, в Фрейберге (Германия).)
5.Где в Петербурге находится Музей М. В. Ломоносова?
(В Кунсткамере)
Литература
1.На какие три «стиля» предлагал делить произведения словесности М. В. Ломоносов?
(На «высокий», «посредственный» и «низкий».)
2. Вспомните последние строки приведённых стихотворных фрагментов.
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звёзд полна…
(Звездам числа нет, бездне дна)
3. Вспомните последние строки приведённых стихотворных фрагментов.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов…
(Российская земля рождать.)
М. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.
4. Определите, к какому стилю принадлежат жанры, перечисленные в следующих рядах.
Героические поэмы, оды. (Высокий)
Трагедии, сатиры, письма, элегии. (Посредственный).
Комедии, эпиграммы, песни, басни. (Низкий).
5. Какие размеры стихосложения Ломоносов считал лучшими для русской поэзии? (Ямб и анапест)
Русский язык
1. Покажи десницу.
(Десница – правая рука)
2. Что необходимо, чтобы стать толмачом?
-хорошо рисовать;
- быстро бегать;
- знать иностранный язык.
3.Простоволосый человек – это человек…
-без кудрей;
-без волос;
-без шапки.
4. Для чего использовали дощеник?
для плавания;
для захоронения;
для письма.
Астрономия
1. Определите, о чём идёт речь в приведённых строках.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся, борющись множество веков…
(о Солнце). Ломоносов М. Утреннее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.
2. Определите, о чём идёт речь в приведённых строках.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень твердь разит?
Как молния без грозных туч,
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
(о северном сиянии. Ломоносов М. Утреннее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.)
3. Какое открытие в области астрономии сделал Ломоносов?
(открыл атмосферу Венеры)
4. Какие приборы изобрёл Ломоносов?
(Ломоносов сконструировал «ночезрительную трубу» («ночегляд») для ночных наземных наблюдений; по своей схеме изготовил телескоп-рефлектор с наклонным главным зеркалом без дополнительного (однозеркальный телескоп).)
5. Что в астрономии называют «явлением Ломоносова»?
(Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов обратил внимание на появление светового ободка вокруг «части шара планеты», ещё не вошедшей на солнечный диск. Появление светового ободка вокруг диска Венеры было названо «явлением Ломоносова».
Химия и география
1. И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером
тое быть,
Чего и сильный огнь не может
разрушить…
Что описано в это отрывке?
(стекло)
2.Какое искусство, известное ещё в Древней Руси, возродил Ломоносов?
(мозаику)
3.Какие мозаики Ломоносова хранятся в Петербурге?
(«Полтавская баталия» - в здании Академии наук, «Пётр I» - в Эрмитаже.)
4.Где находилась химическая лаборатория, основанная Ломоносовым?
(В «Ботаническом огороде» Академии наук, между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.)
5.Исследованию каких территорий Ломоносов придавал большое значение?
(Арктики, Северного морского пути).
Афористика
- Вставьте пропущенное слово:
«… поверхность ныне совсем иной вид имеет, нежели каков был издревле».
(земная).
- Вставьте пропущенное слово:
«Истинный химик должен быть теоретиком и ….»
(практиком)
- Вставьте пропущенное слово:
«… замечать не многого стоит; дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку»
(Ошибки)
- Вставьте пропущенное слово:
«Слеп физик без … сухорук без химии».
(математики)
- Вставьте пропущенное слово:
«Один … я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением».
(опыт)
Библиографический список.
- Александрова И. Б. Уроки по творчеству М. В. Ломоносова// Литература в школе. – 1994. - №5.
- Щеблыкин И. П. «Гляди, Российская отрада…//Поставь опасностям конец» Об изучении жизни и творчества М. В. Ломоносова// Литература в школе. – 1991. - №4.
- Косова А. Л. «Он сам был первым нашим университетом». Викторина, посвящённая жизни, творческому и научному наследию М. В. Ломоносова.//Читаем, учимся, играем. – 2006. - №9.
- http://www.licey.net/lit/poet18/lom
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...
Устный журнал "Назарбаев - Первый Президент Казахстана"
Разработка устного журнала - беседы по теме "НАзарбаев - Первый Президент Республики Казахстана". Данная разработка будет интересна классным руководителям при планировании мероприятий, посвященн...
Устный журнал «Химия в нашей жизни».
Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но и имеет огромное практическое значение для каждого из нас....
Устный журнал "Наши имена"
Устный журнал "Наши имена" 6 класс. Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Название нашего журнала – это строчка из стихотворения А. С. Пушкина. ...
Устный журнал "Птицы нашей Родины"
Сценарий мероприятия и презентация...
Устный журнал Наша Хрупкая планета
журнал Наша Хрупкая планета...
Устный журнал «Он сам был первым нашим университетом»
презентация к устному журналу "Он сам был нашим первым университетом"...