Устный журнал Наша Хрупкая планета
учебно-методический материал по литературе на тему

Козаева Галина Феликсовна

журнал Наша Хрупкая планета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_nasha_khrupkaya_planeta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Наша хрупкая планета»

                                               
Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.

Оформление:  название классного часа, глобус, на слайдах страницы журнала.

                                                Ход классного часа.

Слово классного руководителя: Наш земной, наш родной, наш кружащийся шар … Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с ней в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца. Да, земля наша невелика, но она прекрасна, с ее прозрачными ручейками и мощными потоками морей и океанов, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. И, наверное, не один современный человек наедине с природой задумывается : « Вот пройдет лет десять, сто — и что останется от этого леса ? От речки ? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги, трубопроводы ? Да и само небо останется ли здесь таким, какое оно нынче, или же будет задымлено, загорожено чем-то?

           Не то, что мните вы …

1 ученик.    Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

2 ученик.   Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70% , Южной Америки - на 60%

1 ученик.  Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления разведанные запасы нефти будут исчерпаны  уже через 30 лет, газа — через — 50, угля- через 200 лет, железа — 250 лет, цинка — 25, свинца — через 20 лет.

2 ученик.  Концентрация токсичных синтетических веществ в сточных промышленных водах , поступающих вв естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50 — 150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году.

Учитель.  « Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней, » - так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. Безумный ХХ век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важное — охрана окружающей среды. И сегодняшний устный журнал мы посвятим этой проблеме. Для этого мы разделились на 2 команды. Переверну страницы нашего сегодняшнего  путешествия ( листает ) :
1. « Загадки »
2. « Театрально-художественная »
3. « Познавательная, конкурс «Знатоки родной природы »
4. Чистая. Вам предстоит ее запомнить. У нас есть только название « Про зеленые леса ».
5. « Из книги  рекордов Гиннесса »
6. « Игровая — поэтическая »
7. « Целебное лукошко »
8. « Из красной книги »

                                             
Страница 1: Загадки.

Учитель: Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена : « Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок. » Итак, перед нами чудесная ромашка. На каждом листке чудесного цветка будет загадка для команды.

1. Кто строит себе под водой  дом из воздуха? ( Паук-серебрянка )
2. Детеныш еще не родился , а уже отдан на воспитание. Кто он? ( Кукушонок)
3. Лыко дерет, а лаптей не носит. ( Коза )
4. У кого уши на ногах? ( Кузнечик )
5. Глаза на рогах, а дом на спине ( Улитка )
6. Кто в лесу без топоров строит избу без узлов? ( Муравьи )
7. Из куста шипуля, за ногу тяпуля. ( Змея )
8. Кто дважды родится, один раз умирает ? ( Птица )
9. « Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. » Из какого произведения эти слова ? ( А. Сент-Экзюпери « Маленький принц » )
10. О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывающихся благоуханной чашей.
О каком цветке идет речь? ( О розе )


                                     
Страница 2. Театрально-художественная.

  Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернется выставка работ очень известных художников, а нашему жюри предстоит оценить ожившие картины.
   Во время инсценировки картин ребята ( художники ), выбранные от каждой команды, должны изобразить эти картины на листе бумаги, дать точное название оригинала и написать имя художника.

                          Инсценировка по картине В.М.Васнецова « Три богатыря»
                          Инсценировка по картине В.Г.Перова « Охотники на привале »



                                      Страница 3. Познавательная.

Учитель:  Чтобы любить природу, нужно ее знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и знаем много интересных и невероятных фактов из жизни зеленых обитателей : зверей, птиц, насекомых.

                                             
По сказочному лесу.

- А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют

 « дерево-корова. » Чтобы « подоить » его, надо надрезать кору — и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

- Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет. А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

- В Индии, Индонезии можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

- Самое твердое на свете дерево — железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах — черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

- Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао. Бумажное дерево — из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

- Семена сального дерева покрыты слоем жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

- Карандашное дерево растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

                                 Конкурс « Знатоки родной природы»

Учитель:
1. В Древней Руси этого зверька называли « вехша. » Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. ( Белка )

2. Это насекомое хранит удивительную тайну : сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. ( Кузнечик )

3. В России этого жучка издавна называли « солнышко.» Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный,- никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. ( Божья коровка )

4. Время цветения этого кустарника — апрель, май. Плоды созревают в августе.  Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный зверь. ( Волчьи ягоды )
5. Этих птиц любят за их веселый нрав.Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом  поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. ( Скворцы )
6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тяго ( так как питаются ее сладкими выделениями ), они приносят этим вред, который однако, очень мал по сравнению с пользой. ( Муравьи )

                                                        Страница 4. Чистая.

  Перелистываем еще одну страничку нашего журнала. Но на ней ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит ее запомнить самим. Каждой команде надо как можно больше вспомнить и рассказать про зеленые леса.

                                                          Страница 5. Из книги рекордов Гиннесса.
Учитель:
Страница взята у нас из книги рекордов Гиннесса. Давайте, ребята, вспомним:
1. Самое большое животное на Земле.
( Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой голубой или синий.  Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле.
( Акулы. Появились 400 млн. лет назад,раньше динозавров. Их более 350 видов.)

3. Самый быстрый зверь. ( Гепард. Развивает скорость до 120 км/час. В переводе означает «собака-кошка.»)

4. Самая крупная кошка. ( Тигн. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

5. Самая большая змея. ( Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная — 8 м 23 см, по 6 — 7 м встречается часто. )

6. Самая крупная птица. ( Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час.)

7. Самая маленькая птичка. ( Колибри. Их насчитывают  400-500 видов. Самые маленькие — величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8. Самый большой зверь на суше. ( Слон. Индийский слон, вес 5-6 т, африканский — 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9. Самый высокий зверь. ( Жираф. Достигает роста 5-6 м, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун. ( Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом 2,5 метра, а на свет появляется размером всего 3 см. Прыгает до 3 метров в высоту и до 12 м в длину.)

11. Самые большие обезьяны. ( Горилла. Длина тела взрослого  самца 2 м, а вес 270 кг.)

12. Самая большая  черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13. Самая хитрая кошка. ( Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться  к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14. Самый большой лежебока. ( Барсук. Летом спит весь день, а зимой — день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный — уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

                                              Страница 6 : Игровая-поэтическая.

Учитель:  Вашему вниманию предлагается мозаика, собрав которую, вы сможете прочитать стихи о природе.
    А сейчас мы узнаем, умеете ли вы ценить прекрасное в природе и должным образом выражать свои чувства. Вы должны были еще дома сочинить стихи на заданные рифмы:/
Листопад-звездопад                                                    дуб-зуб
Калина-паутина                                                           пень-день
Дубравы-травы                                                            воробей-соловей
Мальчик-зайчик                                                           козы-березы

                           
Страница 7 : Целебное лукошко. ( о полезных растениях.)

     О крапиве, о ромашке, о календуле, об одуванчике, о подорожнике, о ландыше, о мать-и-мачехе, золотом усе сообщения обучающихся.

Учитель: Как вы видите, растительный мир — это кладовая природных лекарств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства  лекарственных растений сбор их бывает ограничен, а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру!

                      Если я сорву цветок,
                      Если ты сорвешь цветок,
                      Если все : и я, и ты,
                      Если мы сорвем цветы,
                      То окажутся пусты.
                      И деревья, и кусты.
                      И не будет доброты?
                      Если только я и ты
                      Если мы сорвем цветы.



                                            Страница 8 : Из Красной книги.

     Наука сейчас знает о свойствах трав и цветов очень много, но еще больше не знает. Может быть, в исчезающих цветах скрыты великие силы исцеления. И если эти цветы бездушно уничтожить, мы можем отсрочить надолго возможность победить какой-нибудь тяжелый недуг?
     На нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет — сигнал тревоги, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения, которых на земле осталось очень мало.

Охраняется  Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
 
      В результате большой кропотливой работы ботаников в 1988 г вышла Красная книга РСФСР ( растения ). Отбирая у природы самое-самое : самое красивое, самое яркое, самое душистое,- мы в результате грабим себя.


Учитель:  Природа — друг
                И Всевышнего глаз
                Видит каждый наш шаг
                На тернистой дороге …

      Автор этих слов - Игорь  Тальков говорил : « Иногда по ночам в кошмарных снах вижу дымящуюся Землю без единого человека и черную тень, проносящуюся  над побежденной планетой, сладострастно восхищающую : « Ну, что, Господь, так ты силен, коли я смог уничтожить твое творение? »
       Природа объявила нам войну и правильно сделала. Еще древние предупреждали:

« Живите в согласии с природой, любите ее, не противоречьте ее законам. Мы созданы природой, а не природа нами. Поэтому нет ничего глупее изречения : « Человек — хозяин природы.»

- А теперь послушайте песню И. Талькова « Чистые пруды.»

Учитель: Природа не может творить по приказу...
                Я хотел спеть песню «Чистые пруды»,
                Но в прудах известных чистой нет воды
                Вместо ив застенчивых виснут провода,
                Друг мой канул в вечность и не придет туда.

Давайте будем
Беречь планету.
Во всей вселенной
Похожей нету,
Во всей Вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Эта хрупкая планета"

Устный журнал предназначен для учащихся 5-9классов. Он приурочен ко Всемирному дню Земли....

Методическая разработка к уроку "Наша Хрупкая Планета"

Урок- моделирующая игра, английский язык, 8 класс....

Устный журнал "Путешествие по планете Памяти"

Материал рекомендован классным руководителям 3-5 классов.Устный журнал посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Целью исследовательской работы было нахождение и изучение забытых мемориал...

устный журнал "Землянам- чистую планету"

Это журнал о природе.Только его не читают, а слушают и смотрят. Его странички многому научат, о многом расскажут и тогда багаж ваших знаний о природе пополнится новыми сведениями....

"Наша хрупкая планета"

воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств....

Наша хрупкая планета

Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.Задачи:* учить оцен...

НАША ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА

Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.Оформление: плакат с названием классного часа, глобус, на подстав­ках - страницы ж...