Анализ первого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учебный предмет

Литература

Класс

9  класс

Тема урока

Анализ первого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

1)обучающие: способствовать развитию навыков анализа текста, воспитание нравственности обучающихся;

2) воспитывающие: воспитание чувства любви к русской литературе, культуры этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся, формирование интереса к творчеству А. С. Грибоедова;

3)развивающие:развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся; совершенствование коммуникативно-речевых, рефлексивных умений.

Основные термины и понятия

Композиция, тема, идея, образ, средства художественной выразительности.

Образовательные ресурсы

Иллюстрации к комедии «Горе от ума»;

Раздаточный материал;

Словарь С.И.Ожегова, Словарь Академии наук СССР под ред. Евгеньевой А.П.;

Текст комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Планируемые результаты

Предметные результаты

–Умение определять наиболее существенные особенности языка художественного произведения, поэтической речи, находить  ключ к пониманию текста;

– Знание теоретических понятий и использование их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказываний;

–Умение осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания, выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать основные идеи произведения, выявлять особенности и функции различных его элементов;

–Умение сопоставлять произведения художественной литературы с произведениями других искусств (живопись, театр и др.), выявлять своеобразие литературы и произведений других искусств;

– Выразительно читать произведения литературы.

Личностные результаты

–Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;

– Воспитание культуры этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся.

Метапредметные результаты

–Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

–Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

–Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источников информации.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока – 1мин.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Ф

Учащиеся слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Р:умение организовывать собственную деятельность

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (мотивация) – 5 мин.

 Проверка домашнего задания. Выполнение теста по балладе В.А.Жуковского «Светлана».

1.Вступительная беседа.

Повторение понятия «комедия классицизма».

2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся  записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Таков формальный замысел комедии  А.С.Грибоедова  «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим  смыслом, что и сделало ее бессмертной.

- Ребята, сегодня на уроке мы знакомимся с новым для вас произведением – комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Целеполагание

- Мы проанализируем 1 действие комедии, наша цель на уроке –рассмотреть систему образов, роль персонажей в раскрытии ума в комедии «Горе от ума», проанализировать проблемную ситуацию, настроить работу в группах

 Какие задачи каждый из вас поставит перед собой?

И, Ф

Учащиеся внимательно слушают, осмысливают сказанное, высказывают свои предположения.

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования  (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

.

Р:умение реализовывать, планировать собственную деятельность; определять цели своих интересов.

П:умение отвечать на вопросы, умение работать с информацией

К:умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, осознанное построение речевого высказывания

Этап 3. Изучение нового материала –30 мин.

Умение осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания, выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать основные идеи произведения, выявлять особенности и функции различных его элементов;

Умение определять наиболее существенные особенности языка художественного произведения, находить  ключ к пониманию текста;

Знание теоретических понятий и использование их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказывания

Учебник

1. Слово учителя. Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» —  произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

2.Запись в тетрадь.

Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

3. Беседа по вопросам.

Учитель:

__  Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам         классицизма

—   Какие элементы сюжета вы знаете?

—   Какие из них являются главными,  какие второстепенными?    

—   Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка,         развитие действия, кульминация, развязка)?

—  Возможна ли их перестановка?

    —  Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.

4. Анализ списка действующих лиц.

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

  1. Говорящие фамилии.
  2.  Фамусов  (от лат.Fата — молва),  Репетилов (от франц. гере1ег повторять),  Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух,  Скалозуб  -…Хрюмина-… Хлестова-…
  • Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
  • Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
  • Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

5.Индивидуальное домашнее задание.

На экране  - портрет П.Я.Чаадаева.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

6.   Чтение I действия комедии.

Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

Явление 1—5.

 - Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

 - Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

 - Какие герои и ситуации комичны?

 - Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»),

Явление 7.

Как и каким появляется Чацкий?

- Как встречает его Софья?

- Что раздражает Софью в Чацком?

- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

- Против чего направлена ирония героя?

После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.

И, Ф

-всего действий 4

В драматических произведениях (комедия, трагедия) господствовало требование 3-х единств.

а) времени (сутки)

б) места (должно быть одно и то же место)

в) действия (один основной сюжет, 5 актов)

3 единства должны были придавать пьесе особую ясность, стройность, четкость.

- Основные элементы:

1) экспозиция – прежшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта.

2) завязка – событие (группа событий), ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией.

3)развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным ,с неожиданными поворотами.

4)кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке.

5) развязка – событие, решающее конфликт.

Учащийся делает сообщение о П. Я.Чаадаеве

П:умениеустанавливать аналогии и строить рассуждения; анализировать произведение, формулировать и аргументировать свой ответ; владение элементарной литературоведческой терминологией

К:умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, осознанное построение речевого высказывания

Р:осуществление пошагового и итогового контроля по результату; умение выделять главное

Л:понимание русского слова в его эстетической функции.

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия.  –4 мин.

Выразительно читать произведения литературы

Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды  в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним»  и «веком минувшим»

- У всех ли осуществились поставленные задачи?

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке

Р:оценивание правильности выполнения, адекватное восприятие оценивания учителя; осуществление

К:умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение;восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

Этап 5. Задание на дом – 1 мин.

1.  Прочитать 2 действие комедии

2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монолога Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Ответить на вопросы:

-Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым?

-Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?

И

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Р:осуществление пошагового и итогового контроля по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"

Анализ 3 действия комедии  Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...

Анализ фрагмента комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

quot;А судьи кто?" - этот знаменитый фразеологизм из уст Чацкого  позволит ученикам понять смысл изречения, если они разберут все смыслы  монолога героя. Под руководством учителя это б...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Презентация содержит план поэтапного анализа комедии "Горе от ума". 2 урок по произведению.1)Отзывы о комедии2) признаки классицистической и реалистической комедии;3) художественное своеобра...

Филворд к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (действие 1)

Решение филворда побуждает учащихся более внимательно и вдумчиво относиться к чтению произведения....