Анализ первого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта урока литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_pervogo_deystviya_komedii_a._s._griboedova_gore_ot_uma.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Учебный предмет | Литература |
Класс | 9 класс |
Тема урока | Анализ первого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | 1)обучающие: способствовать развитию навыков анализа текста, воспитание нравственности обучающихся; 2) воспитывающие: воспитание чувства любви к русской литературе, культуры этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся, формирование интереса к творчеству А. С. Грибоедова; 3)развивающие:развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся; совершенствование коммуникативно-речевых, рефлексивных умений. |
Основные термины и понятия | Композиция, тема, идея, образ, средства художественной выразительности. |
Образовательные ресурсы | Иллюстрации к комедии «Горе от ума»; Раздаточный материал; Словарь С.И.Ожегова, Словарь Академии наук СССР под ред. Евгеньевой А.П.; Текст комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты –Умение определять наиболее существенные особенности языка художественного произведения, поэтической речи, находить ключ к пониманию текста; – Знание теоретических понятий и использование их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказываний; –Умение осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания, выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать основные идеи произведения, выявлять особенности и функции различных его элементов; –Умение сопоставлять произведения художественной литературы с произведениями других искусств (живопись, театр и др.), выявлять своеобразие литературы и произведений других искусств; – Выразительно читать произведения литературы. | Личностные результаты –Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе; – Воспитание культуры этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся. | Метапредметные результаты –Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; –Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов –Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источников информации. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа) | Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения | ФОУД | Виды деятельности учащихся | Формируемые УУД | ||
Этап 1. Организация урока – 1мин. | |||||||
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Ф | Учащиеся слушают, настраиваются на учебную деятельность. | Р:умение организовывать собственную деятельность | ||||
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (мотивация) – 5 мин. | |||||||
Проверка домашнего задания. Выполнение теста по балладе В.А.Жуковского «Светлана». 1.Вступительная беседа. Повторение понятия «комедия классицизма». 2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом. Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной. - Ребята, сегодня на уроке мы знакомимся с новым для вас произведением – комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». Целеполагание - Мы проанализируем 1 действие комедии, наша цель на уроке –рассмотреть систему образов, роль персонажей в раскрытии ума в комедии «Горе от ума», проанализировать проблемную ситуацию, настроить работу в группах Какие задачи каждый из вас поставит перед собой? | И, Ф | Учащиеся внимательно слушают, осмысливают сказанное, высказывают свои предположения. Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). . | Р:умение реализовывать, планировать собственную деятельность; определять цели своих интересов. П:умение отвечать на вопросы, умение работать с информацией К:умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, осознанное построение речевого высказывания | ||||
Этап 3. Изучение нового материала –30 мин. | |||||||
Умение осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания, выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать основные идеи произведения, выявлять особенности и функции различных его элементов; Умение определять наиболее существенные особенности языка художественного произведения, находить ключ к пониманию текста; Знание теоретических понятий и использование их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказывания | Учебник | 1. Слово учителя. Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами». Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета. 2.Запись в тетрадь. Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д. 3. Беседа по вопросам. Учитель: __ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма — Какие элементы сюжета вы знаете? — Какие из них являются главными, какие второстепенными? — Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? — Возможна ли их перестановка? — Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения. 4. Анализ списка действующих лиц. Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева. Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..» 5.Индивидуальное домашнее задание. На экране - портрет П.Я.Чаадаева. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого? 6. Чтение I действия комедии. Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта. Явление 1—5. - Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) - Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры? - Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене? - Какие герои и ситуации комичны? - Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)? Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»), Явление 7. - Как и каким появляется Чацкий? - Как встречает его Софья? - Что раздражает Софью в Чацком? - Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье? - Против чего направлена ирония героя? После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит. | И, Ф | -всего действий 4 В драматических произведениях (комедия, трагедия) господствовало требование 3-х единств. а) времени (сутки) б) места (должно быть одно и то же место) в) действия (один основной сюжет, 5 актов) 3 единства должны были придавать пьесе особую ясность, стройность, четкость. - Основные элементы: 1) экспозиция – прежшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта. 2) завязка – событие (группа событий), ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией. 3)развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным ,с неожиданными поворотами. 4)кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке. 5) развязка – событие, решающее конфликт. Учащийся делает сообщение о П. Я.Чаадаеве | П:умениеустанавливать аналогии и строить рассуждения; анализировать произведение, формулировать и аргументировать свой ответ; владение элементарной литературоведческой терминологией К:умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, осознанное построение речевого высказывания Р:осуществление пошагового и итогового контроля по результату; умение выделять главное Л:понимание русского слова в его эстетической функции. | ||
Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. –4 мин. | |||||||
Выразительно читать произведения литературы | Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» - У всех ли осуществились поставленные задачи? | Учащиеся высказывают свое мнение об уроке | Р:оценивание правильности выполнения, адекватное восприятие оценивания учителя; осуществление К:умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение;восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие | ||||
Этап 5. Задание на дом – 1 мин. | |||||||
1. Прочитать 2 действие комедии 2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монолога Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера». 3. Ответить на вопросы: -Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? -Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы? | И | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | Р:осуществление пошагового и итогового контроля по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"
Анализ 3 действия комедии Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....
Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...
Анализ фрагмента комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
quot;А судьи кто?" - этот знаменитый фразеологизм из уст Чацкого позволит ученикам понять смысл изречения, если они разберут все смыслы монолога героя. Под руководством учителя это б...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Презентация содержит план поэтапного анализа комедии "Горе от ума". 2 урок по произведению.1)Отзывы о комедии2) признаки классицистической и реалистической комедии;3) художественное своеобра...
Филворд к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (действие 1)
Решение филворда побуждает учащихся более внимательно и вдумчиво относиться к чтению произведения....