Анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Презентация содержит план поэтапного анализа комедии "Горе от ума". 2 урок по произведению.
1)Отзывы о комедии
2) признаки классицистической и реалистической комедии;
3) художественное своеобразие;
4) проблематика комедии;
5) система образов
6) Чацкий-Фамусов
7) Чацкий-Молчалин
8) проблемные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gore_ot_uma.pptx | 1008.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отзывы о комедии "...комедия г. Грибоедова «Горе от ума» - феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля». Толпа характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание...." (А. А. Бестужев-Марлинский в журнале "Полярная звезда", 1825 г.)
Признаки классицистической и реалистической комедии : Признаки комедии классицизма Правила трех единств: • Единство времени (действие происходит в течение одних суток). • Единство места (действие происходит в доме Фамусова). • Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины , Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
Художественное своеобразие пьесы Грибоедов, наделённый художественным мышлением реалиста, в своей комедии отразил неоднозначный, драматичный процесс столкновения передовых идей и консерватизма. Грибоедов создал новаторское п роизведение.
Проблематика комедии Проблема ума тесно связана с другими проблемами произведения: философскими (проблема счастья, смысла жизни), социально-политическими (проблемы социальной несправедливости, отношения к крепостному праву, государственного устройства и службы), национально-историческими (отношение русских к национальной культуре, воспитанию и образованию), нравственно-этическими (проблема правды и лжи, чести и бесчестья ). Идейным содержанием комедии является обличение низкопоклонства и нравственной низости, отстаивание идей национальной самобытности русской культуры, защита патриотизма и просвещения (политическая злободневность).
Система образов Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов Софья Павловна, его дочь Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова Полковник Скалозуб, Горичи , Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Тугоуховские , князь и его жена с шестью дочерьми Хрюмины , графиня бабушка и графиня внучка Антон Антонович Загорецкий Старуха Хлестова , Репетилов Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений: Александр Андреевич Чацкий Двоюродный брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской , «химик и ботаник»
Найдите и выпишите, как говорят о Чацком другие персонажи и критики И. А. Гончаров: "Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.« Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...» Софья: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив...»
Как сам Чацкий говорит о себе? Выпишите цитаты: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. Надеждами я мало избалован Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла – Есть тьма искусников, я не из их числа.
Краткая характеристика героя Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. В данном контексте «умный» синоним понятиям « вольнодумный» - человек независимых, свободолюбивых взглядов. Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм. Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси». Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
Павел Афанасьевич Фамусов Говорящие фамилии : Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова « фама », что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть , что Фамусов боится молвы, общественного мнения , но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова « фамоус » - знаменитый, известный.
Краткая характеристика героя Богатый барин-помещик и крупный чиновник, известный человек в кругу московского дворянства. З ащитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного. Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец. В ластный барин. Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстец. Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. У него грубо-пренебрежительное отношение к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Конфликты пьесы Любовный Социальный Чацкий - Софья Софья - Молчалин Молчалин - Лиза Лиза - буфетчик Петрушка Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи , графини Хрюмины , Тугоуховские , Загорецкий , Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Сравнение героев Чацкий Молчалин 1. Происхождение 2. Воспитание, образование 3. Жизненные ценности 4. Отношение к Софье 5. Отношение к фамусовскому обществу
Критики о Чацком А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г .) говорил: «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». О. М. Сомов в 1825 г. п исал: «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..заносчивость и нетерпимость».
Д.з . Ответить на один из проблемных вопросов Может ли умный человек вести себя глупо и смешно? Когда ум может быть смешным? Ум в представлении Чацкого. В чем ум Молчалина? Существуют ли, по вашему мнению, ум ума и ум сердца? Кто из героев обладает одним из этих качеств? Почему Софья не может понять Чацкого?
Источники https:// stranabolgariya.ru/foto/gore-o-uma.html https://nyafoto.ru/ александр-грибоедов-фото /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ комедии Гоголя "Ревизор"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"
Анализ 3 действия комедии Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». Проблема воспитания в комедии. Смысл финала
презентация к уроку по литературе 9 класс...
Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...