Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.
Рекомендуется как вводный урок по комедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 9 классе
Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.
Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 401
Лукьянова Ольга Леонидовна
Цели урока:
1.Обучающие: формировать и углублять понятия о драматическом произведении; познакомить с историей создания пьесы и ее замыслом.
2.Развивающие: учить учащихся на основе прочитанного драматического произведения понимать систему персонажей, внутреннюю логику их мыслей и поступков, продолжить формировать умение характеристики героев.
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать нравственные качества личности: уважение к семье, честность, стремление к просвещению.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.
Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ - технологии, технология диалогового взаимодействия.
Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Выполнение теста по балладе В.А.Жуковского «Светлана».
II.Беседа.
Повторение понятия «комедия классицизма».
Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь
В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.
Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.
III.Объяснение нового материала.
1. Слово учителя. Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
2.Запись в тетрадь.
Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.
3. Беседа по вопросам.
Учитель:
__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?
— Какие элементы сюжета вы знаете?
— Какие из них являются главными, какие второстепенными?
— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
— Возможна ли их перестановка?
— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.
4. Анализ списка действующих лиц.
Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:
- Говорящие фамилии.
- Фамусов (от лат.Fата — молва), Репетилов (от франц. гере1ег — повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…
- Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
- Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
- Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
5.Индивидуальное домашнее задание. Учащийся делает сообщение о П. Я.Чаадаеве.
На экране - портрет П.Я.Чаадаева.
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821
внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828—1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».
(Несколько слов о произведении).
Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
6. Чтение I действия комедии.
Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.
Явление 1—5.
- Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)
- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
- Какие герои и ситуации комичны?
- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»),
Явление 7.
- Как и каким появляется Чацкий?
- Как встречает его Софья?
- Что раздражает Софью в Чацком?
- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
- Против чего направлена ирония героя?
После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.
IV. Закрепление. Запись в тетрадь.
Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»
V .Домашнее задание:
- Прочитать II действие.
2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».
3. Выучить конспект урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 10/11 классах. знакомство с творчеством Е.Гришковца.Анализ рассказа "И было сказано"
Материал будет интересен учителям русского языка и литературы, работающим в старших классах. Его можно использовать при подготовке к ЕГЭ( часть "С"). Отрывок из рассказ...
Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 1
Опорный конспект поможет при подготовке к урокам по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 2
Опорный конспект поможет при подготовке уроков по 1 тому романа Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Пьеса «На дне». Анализ первого действия. Речевая характеристика героев.
Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество. Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действи...
Урок литератур в 5 классе «Детство и юность И.С. Тургенева. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям(анализ 1-ой главы рассказа)».
Конспект урока по литературе в 5 классе...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...