Мастер - класс по теме «От уроков чтения - к конкурсу чтецов»
учебно-методический материал по литературе
Мастер - класс по теме «От уроков чтения - к конкурсу чтецов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме:
«От уроков чтения - к конкурсу чтецов»
Целевая аудитория: педагогические работники образовательных учреждений.
Цель: познакомить педагогов с методикой «мнемотехника», позволяющей обеспечить быстрое и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворных текстов.
Задачи:
- познакомить с понятием «мнемотехника»
- раскрыть актуальность использования данной методики с умственно отсталыми детьми (интеллектуальными нарушениями)
- познакомить с этапами работы с мнемотаблицей
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал.
Буклеты с информацией по опыту работы.
Форма работы: групповая
Планируемый результат: сформировать представления о приёмах формирования и развития быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения стихотворных текстов.
Продолжительность: 20 мин.
Организационный момент:
Участники мастер-класса перед входом в аудиторию выбирают жетон по выбору и в соответствии с выбранным символом рассаживаются по подгруппам.
Часть 1. Презентация педагогического опыта педагогом - мастером.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут... Я учитель …
Слайд 1.
Я рада приветствовать Вас на своём мастер – классе по теме: «От уроков чтения - к конкурсу чтецов»
Цель: раскрыть возможности использования мнемотехники на уроках чтения с целью быстрого и эффективного запоминания стихотворных текстов в рамках рабочей программы и для дальнейшего участия в конкурсе чтецов.
Слайд 2.
В современном мире школьники с особыми образовательными потребностями, у которых в силу их психофизиологических особенностей:
- ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания
- неточность воспроизведения и быстрая потеря информации
отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но, при всем при этом, им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность,
Слайд 3.
Значительная роль в решении этих задач отводится заучиванию стихотворений наизусть, что вызывает у учащихся большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
В 2021 году взяла 5 - 6 класс. Проанализировав качество знаний учащихся по чтению в период за 2020-2023 учебные года отмечено, что качество знаний повысилось на 40%. Следует отметить, что в 2020-2021 учебном году уроки чтения велись по традиционной системе, а в 2021-2023 уч. г. – в 5 – 6 классах с применением технологии мнемотехника.
Для определения уровня мотивации учения на уроке математики, используя проективную диагностическую методику Лускановой А.Г., был выявлено, что в 2020-2021 учебном году у 60% учащихся низкий уровень мотивации к изучаемому предмету. Тогда как в 2020 -2023 учебном году детей с низким уровнем мотивации не выявлено.
Положительные статистически значимые сдвиги были достигнуты благодаря использованию на уроках чтения не только традиционных технологий обучения, но и технологии мнемотехника.
Часть 2. Представление системы опыта.
Слайд 4. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Константин Дмитриевич Ушинский
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.
СЛАЙД 5
В основу опыта положена теория П.Я. Гальперина «Поэтапного формирования умственных действий и понятий ».
В качестве основной педагогической технологии является Мнемотехника. Мною используются следующие виды:
В 5-9 классах дети владеют этими умениями. Дам общее представление, зная состав класса и возможности, покажу технологию, которую применяю при заучивании стихотворений – мнемотаблицы. ( Слайд 6)
На примере стихотворения Лермонтова «Парус». Длительность заучивания зависит от возможностей детей и сложности стихотворения.
Слайд 7. Процесс запоминания разделяется на 4 этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
-собственно процесс запоминания;
-запоминание последовательности информации;
-закрепление информации в мозге.
Слайд 8. Этапы работы над стихотворением:
Существуют разные методы заучивания стихотворений, самым эффективным является денотативный план, это метод заучивания стихотворений по картинкам который разработала Г.Е.Сычева.
Яркие опорные картинки позволяют осмыслить стихотворение и путем ассоциативных связей запомнить его.
Заучивание стихов на основе денатотивного плана особенно актуальна для детей с речевым нарушением, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального.
1 этап: Выразительное чтение.
Сначала выразительно читаю стихотворение. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Слайд 9.
2 этап: Составление ассоциативных образов.
Читаю отдельно каждую строчку, ребёнок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает ее (сам или при помощи педагога)
Начиная с 5 класса, наработана система определённых символов и собрана картотека. При заучивании стиха эти символы всплывают в памяти детей. Если образа нет, то мы его придумываем. Но учитывая тугоподвижность детей, ограниченность во времени, я сама предлагаю символы уже имеющиеся. На каждое слово придумать символ достаточно сложно, мы объединяем все имеющиеся варианты: графические, картинные, схематические – сочетанная технология.
Но и этот вариант не является окончательным картинка – слово, но и картинка - фраза.
Чтение стиха – Разбиение на фразы – Кодирование в образы
Слайд 10.
3 этап: Заучивание стиха.
Использую следующие игровые приёмы.
- Ребёнок рассказывает стихотворение с основой на придуманные образы.
- Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Видео с родителями.
Слайд 10. Диаграмма результативности.
Работая с этой технологией уже несколько лет, мои дети из 100 % учащихся могут
И конечно же, вы помните, как я назвала свой матер класс …..Для наших детей …. Личностные задачи: 1) я предлагаю материал, который он запомнил. Он с ним выступает на конкурс чтецов, где может почувствовать результат своего труда.
2) Использует умение и навык
Видео конкурс чтецов.
3 часть: Имитационная игра.
Предлагаю вам апробировать данный метод на себе.
(Учащиеся – эксперты)
4 часть: Моделирование.
Уважаемые коллеги! Попробуем самостоятельно применить на практике данную технологию. Разделимся внутри группы (3 группы) на: Педагог (объясняет) – Учащиеся (запоминают) – Родители - Жюри – эксперты. У Вас на столах представлены тексты стихов, карточки – подсказки. Представим не урок, а конкурс чтецов. Ученик – конкурсант рассказывает стих наизусть.
Задание:
4 часть:Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, предлагаю подвести итог и оценить совместную работу по предложенной карте:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-41856-1395902132.jpg)
Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а
Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3 само...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-987862-1513605387.jpg)
Мастер-класс по теме "Методы смыслового чтения на уроках математики"
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Ответственность за э...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/20/picture-60902.jpg)
Мастер-класс по теме «Разработка урока математики по технологии АМО»
Мастер-класс по теме «Разработка урока математики по технологии АМО»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-965798-1510501138.jpg)
мастер-класс на тему «Роль урока и внеурочной деятельности в системе подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ».
Мастер-класс для учителей биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1108941-1548847333.jpg)
Мастер-класс по теме «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Мастер-класс по теме"Формирование выразительности речи учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/29/picture-1511542-1730220177.jpg)
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/30/picture-1479083-1688144355.jpg)
Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»
Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»...