Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»
методическая разработка по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна
Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта» 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»

Цели: осмыслить возможности использования технологии смыслового чтения в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;
  • представить опыт использования некоторых приёмов смыслового чтения;
  • обсудить особенности реализации технологии на разных предметах и мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

          Формы работы: групповая.

Методы (приемы) работы: осмысление, эвристическая беседа (развивает умение работать с источником информации), рефлексия.

Практическая значимость: использование приёмов и стратегий смыслового чтения дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы смыслового чтения; уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: презентация, картинки с изображением эпизодов сказки, цветные карандаши, текст рассказа «У страха глаза велики», лист А2, картинки для рефлексии.

Ход проведения:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут … Я учитель … Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной. Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу с обеих сторон, улыбнитесь ему как это солнышко, и я надеюсь, что мы сохраним такой же позитивный настрой до конца нашего мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Как Вы думаете, что влияет на успеваемость ученика?

(ответы коллег: мышление, память, желание учиться, мотивация)

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования различных приемов для развития навыков чтения на уроках. А особенно смыслового чтения.

Что такое смысловое чтение?

 (Слайд 2) Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

- Для чего нужно смысловое чтение? 

 (Слайд 3) Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Задачей является: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

(Слайд 4) Как вы уже догадались, мой Мастер-класс связан со смысловым чтением и тема его такая: «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе» на примере приёма интеллект-карта.

Сейчас осмысленное чтение является проблемой для учащихся. Дети не любят читать и не вникают в смысл прочитанного. Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома.

(Слайд 5) Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа:

  • работу с текстом до чтения; когда используют такие приёмы, как: «Мозговой штурм», «Да - Нет»
  • работу с текстом во время чтения, где используют такие приёмы, как: «Чтение с остановками», «Чтение с вопросами»
  • работу с текстом после чтения, когда используют такие приёмы, как: «Проверочный лист», «Интеллект-карта»

Во всех этапах есть множество приёмов, но сегодня я хотела бы рассмотреть приём работы после чтения, который я использую на уроках.

 (Слайд 6) «Интеллект-карта».

- Что же такое «Интеллект-карта»?

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична, в первую очередь что нужно сделать?

  • Выделить ключевое понятие - тему.
  • Определить количество секторов. если это литературное произведение, то мы должны выстроить приблизительную последовательность событий, наличие герое (вспомнить, а про кого мы читали?).
  • В завершении мы дополняем идейным содержанием каждый из этих секторов. Можно работать цветными карандашами, фломастерами, подписывать картинки, рисовать их, соединять стрелками.

В итоге у нас должен получиться такой графический объект, в котором будут заключены все наши размышления.

Вообще. построение интеллект-карты - это необычный вид работы. Он игровой, чем и интересен детям, помогает лучше усвоить прочитанное, запомнить тему и может вообще использоваться на различных уроках при изучении различных тем.

(Слайд 7) -Коллеги, перед Вами листочки со сказкой «У страха глаза велики». Ознакомимся с ней. А я прочитаю для наших членов жюри.

- Итак, приступаем к работе над Интеллект-картой.

- Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым мы знакомились? («У страха глаза велики»)

Далее восстанавливаем рассказ, составляя связи.

Во ходу составления связей можно задавать наводящие вопросы, если забыли о чём- то упомянуть.

- Кто герой произведения?

- Куда они ходили?

-Какие у них были вёдра?

- Откуда они брали воду?

- Как звучала вода в их вёдрах?

- Что произошло?

- Что росло в огороде?

- Кто сидел под яблонькой?

- Что произошло дальше?

- Куда прятались наши герои?

- Что сказала бабка? внучка? курочка? мышка?

- Что было с зайкой? Что он подумал?

- Вы все молодцы! Мы вспомнили все события рассказа.

- Что можно сказать: вот такие интеллект-карты очень помогают ребятам при подготовке к пересказу произведения. Этот приём занимает немного времени, но помогает качественно освоить прочитанное и запомнить произведение.

(Слайд 8) Рефлексия.

В завершении сегодняшнего мастер-класса я предлагаю Вам выбрать из оставшихся картинок нужную, подходящую Вам, исходя из того, что:

Чемодан – это было полезно, беру с собой.

Мясорубка –надо обдумать.

Корзина –не нужная информация.

Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»

Выступление на педагогическом совещании МАОУ СОШ №28 г. Томска по теме "Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»"...

Урок по физической культуре с использованием технологии смыслового чтения

Обобщающий урок теоретических знаний по физической культуре с использованием технологии смыслового чтения...

Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.

Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию в форме педагогической творческой мастер...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...