мастер-класс на тему «Роль урока и внеурочной деятельности в системе подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ».
методическая разработка по биологии

Габдуллина Светлана Фанильевна

Мастер-класс для учителей биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.09 КБ
Файл презентация708.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя биологии МОБУ СОШ №1 с. Бакалы

 «Роль урока и внеурочной деятельности в

системе подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ».

Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов.   Как подготовить ученика к успешной сдаче ГИА? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на экзамен? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время государственной итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ГИА очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся.

Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс.

1. Направления в работе

       Первое направление - это работа на уроках. Урок-главная составная часть учебного процесса. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью.  

БИОЛОГИЯ – как и любой другой школьный предмет – наука, правила игры, которой устанавливаются ПРОГРАММОЙ и СТАНДАРТАМИ.

ГИА по биологии является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ  и ОГЭ обязательного минимума содержания  основного  и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка  учеников к ОГЭ и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

Подготовка учащихся к ГИА  - это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) Тестирование как форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим я активнее ввожу тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса (рабочие тетради по биологии имеют такие тесты), небольшие проверочные работы. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить детей правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.

3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать, возможно, большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво, читать условие, искать неявные смыслы в тексте.

4) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса:

• При изложении новых понятий;

• При закреплении изученного ранее;

• При организации с/р разных видов;

• При организации обобщающего повторения;

5) Организовывая процесс повторения учебного материала необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.

6) При организации итогового повторения должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса.

7) Нужно работать над мотивацией обучающихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.

8) Поддерживать тесную связь с родителями, проводить для родителей анализ пробных ОГЭ и ЕГЭ и вообще родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

10) Осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами, как математика и химия.

11) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход

12) Для подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты:

1). Современные уроки биологии – он-лайн уроки. http://biology-online.ru/ онлайн уроки с анимациями, схемами и таблицами

2). Полная биология в школе даром http://fullbiology.ucoz.ru/ видео для учёбного процесса по всем классам, фотоальбом, таблицы.

3). Учителя вызывали? http://interneturok.ru

4). Биологический словарь On-line http://bioword.narod.ru - универсальное справочное интернет-издание, предназначенное как для биологов, так и для широкого круга представителей смежных наук, учащихся и всех интересующихся живой природой.

5). Сайт школы №12 г.Казани http://12.ort.ru/ - страница Кабинет биологии содержит разделы - готовимся к урокам, контрольные он-лайн, интерактивные тесты, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.

6). Сайт «Биология для не ботанов» http://schoolbio.my1.ru/ - лекции по общей биологии, презентации по биологии, иллюстративный материал к урокам биологии, задачи по генетике, материалы для учеников и т.д.

7). Сайт учителя биологии Корниенко Наталья Павловна http://titorovanatali.ru/ - лекции по ботанике, зоологии, словарь-справочник по анатомии и т.д.

8). На сайте «Видеоуроки в сети Интернета»  можно найти много полезного материала для работы учителя биологии. Это видеоуроки, готовые тесты, презентации, лабораторные и практические работы, сценарии уроков, планирование по биологии и много другого полезного материала. http://videouroki.net

9). Сайт «По биологии.ру» содержит учебные материалы по всему курсу биологии с 6 по 11 классы http://побиологии.рф/

10). Современный учительский портал http://easyen.ru/

11). Блог репетитора по биологии по SKYPEС Бадыкова Бориса Фагимовича. http://www.biorepet-ufa.ru/

12). Сайт «Поучу.ру» http://pouchu.ru/bio/ - презентации, учебные пособия, ЕГЭ и ГИА 2014, контрольные и лабораторные работы

13). Сайт учителей биологии лицея №2 г.Воронежа http://biolicey2vrn.ucoz.ru/

14). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/

Фрагмент урока в6-10  классах «Цитология»

      Второе направление - это внеурочная работа с учащимися.         В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

 В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/. На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года. Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты. Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.

Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники: http://www.ebio.ru/index-4.html -Биология. Электронный учебник. http://www.biology.ru/course/design/index.html - Открытая биология.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание  уделяю  работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей  животного и растительного мира, определять их принадлежность к  типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает  раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий  составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при  подготовке учащихся к экзамену на консультациях  учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

На занятиях по подготовке к экзаменам сначала провожу краткий обзор изучаемого материала, затем идет просмотр презентаций, видеофильмов, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.

На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/. Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части  и  презентации по решению заданий второй части.

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания системы "СтатГрад" - http://statgrad.mioo.ru/

 На различных сайтах информационной поддержки ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru/, http://egeigia.ru/, http://ege.yandex.ru) предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.

Вывод.

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ и ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Подготовка выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах является актуальной для всех учителей, так как одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ОГЭ и ЕГЭ, полученные выпускниками. Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дает возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов в старшей школе, позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзамена по биологии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль урока и внеурочной деятельности в системе подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ Мастер-класс учителя биологии МОБУ СОШ №1 с. Бакалы Габдуллиной С.Ф.

Слайд 2

Биология - предмет необязательный для итоговой аттестации Как подготовить ученика к успешной сдаче ГИА? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на экзамен? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время государственной итоговой аттестации выпускников?

Слайд 3

Урок-главная составная часть учебного процесса Например, задание для 6 класса: Какие три признака характеризуют семейство Паслёновые ? 1 ) имеют видоизмененный подземный побег-клубень 2 ) плод стручок или стручочек 3) к семейству относятся картофель и табак 4) плод коробочка или ягода 5) к семейству относятся редька , редис

Слайд 4

2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время.

Слайд 5

3) Работа с формулировками Оболочка хламидомонады: 1)прозрачная; 2) зеленая; 3) тонкая; 4) непрозрачная. Почему оболочка хламидомонады прозрачная? Приведите доказательства того, что оболочка хламидомонады прозрачная. Какие приспособления к фотосинтезу имеет хламидомонада ?

Слайд 6

4) повторение изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс : «Формирование познавательных УУД на уроках физики и внеурочной деятельности» Буданова Ольга Евгеньевна, учитель физики МБОУ СОШ №128.

На уроках и во внеурочное время создать условия для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхо...

Эффективные практики организации внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ

Статья о способах организации занятий по внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-го класса к сдаче ОГЭ по французскому языку....

Мастер класс “Использование цифровых лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности”

Мастер класс “Использование цифровых лабораторий на уроках и  во внеурочной деятельности&rdquo...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...