Конспект урока по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "В.Астафьев"Васюткино озеро" по программа Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_po_lit.5_kl_2.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Тема урока: «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Класс: 5
Цели урока:
1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя, работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.
2 Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного
произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной
ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
1 Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
2 Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
3 Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
4 Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование: портрет писателя; иллюстрации; словарь С.И.Ожегова; презентация.
Ход урока.
Природа – не только источник жизни.
Она и воспитатель души.
В. П. Астафьев
I.Организация класса.
Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.
Мы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.
Вспомним историю создания рассказа. (ученик)
«Васюткино озеро» - рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей".
Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен. Что это значит?
Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Откроем тетради, оставим место для темы.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Что это? (Тайга)
- Действительно, это тайга.
- Вторая часть вопросов:
- Он маленький, как песчинка в океане.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
- Кто это? (Васютка)
- Правильно, это главный герой рассказа Васютка
- Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)
- Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»
- Как вы можете объяснить, что такое поединок?
- Перед вами словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.
Работа со словарём С. И. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)
- Были ли тайга и Васютка противниками?
- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:
«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино
озеро».
III. Постановка цели и задач.
Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Васютка и тайга, человек и природа.
О чём можно порассуждать на этом уроке?
∙ Природа –друг или враг?
∙ Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. Все готовы отправиться в путь? Путь нам будет указывать маршрутный лист, в котором будем вести путевой дневник, а точнее, отметим то, чему нас научил герой рассказа.
IV. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.
- С. 127 «Когда Васютка с ружьём на плече…» (Читают ребята.)
- Какие советы даёт Васютке мать? …….
- Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».
- А что такое «затеси»? ………
- «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?...ЗАПОМНИ......... Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее и ответственнее.
- Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .......
- Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …
Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.
- Я принесла вам картинки кедровых шишек, с заданием: сформулируйте вопрос, услышав ответ на него. Кто у нас самый смелый путешественник?.......
1.Что собирал Васютка в тайге? (Кедровые шишки)
2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели? (Кедровку)
3.Чем полезна тайге птица кедровка? (Кедровка разносит семена кедра)
- Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили?
Запишите в маршрутном листе первую тайну природы.
(Кедровка разносит семена кедра по тайге).
- Идем дальше. Вдруг впереди что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую?......(глухаря)...
Посмотрите на эту птицу. КАРТИНКА ГЛУХАРЯ
- Давайте прочитаем эпизод, как Васютка охотился. С. 129 «Мальчик стоял неподвижно…»
- Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка? Запишите.
_________________________________________________________________________
Он вспомнил, что глухаря берут с собакой. Глухарь с любопытством смотрит вниз на собаку, иногда поддразнивает ее.
-Какой «таёжный закон» нарушил Васютка, увлёкшись погоней за глухарём?
- Что случилось с мальчиком? (заблудился)
- Чего не знал Васютка? Как надо вести себя в лесу, если заблудишься? (Надо оставаться на месте, быстрее найдут. («Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро», - объяснял дедушка.)
- А тут наступила ночь.
Прочитайте эпизод на стр. 133. со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь…» Найдите сравнение в 1 абзаце.
У вас было домашнее задание найти в тексте сравнения.
- Какие еще сравнения встретились вам в тексте?
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” ;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” ;
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” .
- Какую тайну тайги передали Васютке отец и дедушка? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!») Запишите.
- Ребята, как вы понимаете слово «хлипких»? Назовите свои ассоциации с этим словом. (Слабых, слабохарактерных, болезненных, бессильных, отчаявшихся)
- Могут ли такие люди выжить в тайге? (Нет)
- Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? (….)
Давайте представим, как теперь Васютка думает о родных, о заботе мамы…( он их любит сильнее, ценит их доброту, внимание, заботу о нем, этому его научила тайга, природа)
- Какой увидел тайгу мальчик утром? Прочитайте эпизод с. 136 со слов «Тайга…Тайга…»
- Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу? (Эпитеты)
- Что такое эпитеты? (ответы детей)
- Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов.
-Что описывал Астафьев такими эпитетами? В ПРЕЗЕНТАЦИИ
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
молочный, клейкий, неподвижный (туман)
далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).
- Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка? Запишите.
(Он отыскивал глазами желтую полоску лиственника
- Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса. Выйти в тундру – это еще не спасение, там поселения редки. И мы продолжим путь, только чуть-чуть отдохнём.
Физкультминутка.
Мы классом по лесу гуляли
И за природой наблюдали:
Вот вверх на солнце посмотрели,
Там на пенёчке посидели,
За бабочками наблюдали,
Нам птички крыльями махали.
Мы мох погладили руками,
Траву заметив под ногами.
Вдруг ноги вязнут отчего-то:
Знать впереди нас ждёт болото!
- Вы поняли, что мы подошли к болоту? Прочитайте на с. 137 со слов «Солнце пошло на закат…»
- Вот и ещё одна тайна природы. Запишите (Болота чаще всего бывают у берегов озёр).
- Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру).
- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким. (читает Соня)
Николай Заболоцкий
Лесное озеро.
Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
- Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит оно проточное и приведёт его к реке) Запишите.
- На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия?
- Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно…. (развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам). Запишите.
V. Обобщение.
Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.
Природа – друг или враг?
- Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)
- А что мы можем сделать для природы? (Беречь природу, охранять ее).
Ученик читает стихотворение
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
- Спасение Васютки – чудо или закономерность? (Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки).
Знания:
Как определить стороны света
Найти по типу леса реку
Понять проточный характер озера
Выбрать направление выхода из тайги
Предсказать погоду на завтра
Умения:
Добывать кедровые орехи
Пользоваться затесями
Развести огонь
Запастись дровами
Подстрелить, разделать и запечь птицу
Подготовить ночлег
Экономить патроны
- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души?
(Эпиграф)
- Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.
Самостоятельная работа.
Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее!
Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)
Не всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Нет)
Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)
Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)
В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)
Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)
Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)
VI. Домашнее задание.
Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
VII. Рефлексия.
Задание: закончите предложения. Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.
Мне было страшно, когда Васютка …
Я переживал, потому что …
Если бы я оказался в такой ситуации …
Не каждый сумел бы…
Самый волнующий момент рассказа – это …
Меня восхищает в Васютке …
А ведь Васютка мог…
Выставление оценок.
Благодарю вас за активность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....