Конспект урока по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Валеева Любовь Григорьевна

Конспект урока литературы в 5 классе по  теме "В.Астафьев"Васюткино  озеро" по программа Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_po_lit.5_kl_2.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Конспект урока по литературе

Тема урока: «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Класс: 5

Цели урока:

1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя, работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.

2 Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

Метапредметные УУД:

1 Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2 Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

3 Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

4 Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: портрет писателя; иллюстрации; словарь С.И.Ожегова; презентация.

Ход урока.

Природа – не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

В. П. Астафьев

I.Организация класса.

Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

Мы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.

Вспомним историю создания рассказа. (ученик)

«Васюткино озеро» - рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей".

Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен. Что это значит?

Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Откроем тетради, оставим место для темы.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:

- Она величественна и похожа на океан.

- Она щедра и сурова.

- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Что это? (Тайга)

-  Действительно, это тайга.

- Вторая часть вопросов:

- Он маленький, как песчинка в океане.

- Он беззащитный и в то же время сильный.

- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

- Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это? (Васютка)

- Правильно, это главный герой рассказа Васютка

Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)

 Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»

- Как вы можете объяснить, что такое поединок?

- Перед вами словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём С. И. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)

Были ли тайга и Васютка противниками?

- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино

озеро».

III. Постановка цели и задач.

 Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. 

Васютка и тайга, человек и природа.

О чём можно порассуждать на этом уроке?

 Природа –друг или враг?

 Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. Все готовы отправиться в путь? Путь нам будет указывать маршрутный лист, в котором будем вести путевой дневник, а точнее, отметим то, чему нас научил герой рассказа.

IV. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.

С. 127 «Когда Васютка с ружьём на плече…» (Читают ребята.)

- Какие советы даёт Васютке мать? …….

- Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».

- А что такое «затеси»? ………

- «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?...ЗАПОМНИ......... Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее и ответственнее.

Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .......

Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …

Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.

- Я принесла вам картинки кедровых шишек, с заданием: сформулируйте вопрос, услышав ответ на него. Кто у нас самый смелый путешественник?.......

1.Что собирал Васютка в тайге? (Кедровые шишки)

2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели? (Кедровку)

3.Чем полезна тайге птица кедровка? (Кедровка разносит семена кедра)

- Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили? 

Запишите в маршрутном листе первую тайну природы.

(Кедровка разносит семена кедра по тайге).

- Идем дальше.  Вдруг впереди что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую?......(глухаря)...

Посмотрите на эту птицу. КАРТИНКА ГЛУХАРЯ

- Давайте прочитаем эпизод, как Васютка охотился. С. 129 «Мальчик стоял неподвижно…»

Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка? Запишите.

_________________________________________________________________________

Он вспомнил, что глухаря берут с собакой. Глухарь с любопытством смотрит вниз на собаку, иногда поддразнивает ее.

-Какой «таёжный закон» нарушил Васютка, увлёкшись погоней за глухарём?

Что случилось с мальчиком? (заблудился)

Чего не знал Васютка? Как надо вести себя в лесу, если заблудишься? (Надо оставаться на месте, быстрее найдут. («Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро», - объяснял дедушка.)

А тут наступила ночь.

Прочитайте эпизод на стр. 133. со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь…» Найдите сравнение в 1 абзаце.

У вас было домашнее задание найти в тексте сравнения.

Какие еще сравнения встретились вам в тексте?

густая, как смоль, темень начала редеть”;

с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” ;

середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” ;

где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” .

Какую тайну тайги передали Васютке отец и дедушка? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!») Запишите.

Ребята, как вы понимаете слово «хлипких»? Назовите свои ассоциации с этим словом. (Слабых, слабохарактерных, болезненных, бессильных, отчаявшихся)

Могут ли такие люди выжить в тайге? (Нет)

Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? (….)

Давайте представим, как теперь Васютка думает о родных, о заботе мамы…( он их любит сильнее, ценит их доброту, внимание, заботу о нем, этому его научила тайга, природа)

Какой увидел тайгу мальчик утром? Прочитайте эпизод с. 136 со слов «Тайга…Тайга…»

Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу? (Эпитеты)

Что такое эпитеты? (ответы детей)

- Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов.

-Что описывал Астафьев такими эпитетами? В ПРЕЗЕНТАЦИИ

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)

небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)

молочный, клейкий, неподвижный (туман)

далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).

Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка? Запишите.

(Он отыскивал глазами желтую полоску лиственника

- Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса. Выйти в тундру – это еще не спасение, там поселения редки. И мы продолжим путь, только чуть-чуть отдохнём.

Физкультминутка.

Мы классом по лесу гуляли

И за природой наблюдали:

Вот вверх на солнце посмотрели,

Там на пенёчке посидели,

За бабочками наблюдали,

Нам птички крыльями махали.

Мы мох погладили руками,

Траву заметив под ногами.

Вдруг ноги вязнут отчего-то:

Знать впереди нас ждёт болото!

Вы поняли, что мы подошли к болоту? Прочитайте на с. 137 со слов «Солнце пошло на закат…»

- Вот и ещё одна тайна природы. Запишите (Болота чаще всего бывают у берегов озёр).

Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру).

У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким. (читает Соня)

Николай Заболоцкий

Лесное озеро.

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит оно проточное и приведёт его к реке) Запишите.

На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия?

- Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно…. (развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам). Запишите.

V. Обобщение.

Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

Природа – друг или враг?

Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)

А что мы можем сделать для природы? (Беречь природу, охранять ее).

Ученик читает стихотворение

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

- Спасение Васютки – чудо или закономерность? (Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки).

Знания:

Как определить стороны  света

Найти по типу леса реку

Понять проточный характер озера

Выбрать направление выхода из тайги

Предсказать погоду на завтра

Умения:

Добывать кедровые орехи

Пользоваться затесями

Развести огонь

Запастись дровами

Подстрелить, разделать и запечь птицу

Подготовить ночлег

Экономить патроны

- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души? 

(Эпиграф)

- Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.

Самостоятельная работа.

Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее!

Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)

Не всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Нет)

Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)

Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)

В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)

Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)

Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)

VI. Домашнее задание.

Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

VII. Рефлексия.

Задание: закончите предложения. Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Не каждый сумел бы…

Самый волнующий момент рассказа – это …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Выставление оценок.

Благодарю вас за активность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....