Методическая разработка конспекта нестандартного урока чтения в 8 классе специальной (коррекционной) школы урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии "Поэзия нам дарит красоту!"
методическая разработка по литературе (7 класс)
Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащиеся узнают об истории праздника, о том, что поэзия — это величайшее из искусств, созданных человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_prazdnik_den_poezii_2024mart.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии
«Поэзия нам дарит красоту!»
Цель урока:
Обучающие: прививать любовь к поэзии, развивать творческие
способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства
языка.
Коррекционно-развивающие: развитие эстетического вкуса, творческих способностей учащихся, мотивации к нравственному поведению и самосознанию, развитие и совершенствование навыков выразительного чтения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз во время чтения.
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примерах лучших образцов поэзии; постижение глубинного смысла поэтических произведений, воспитывать любовь к поэзии.
Форма проведения: нестандартный урок по чтению.
Аудитория: учащиеся 8 классов.
Источники:
http://vokrugknig.blogspot.com/2018/03/40.html
Ссылка на видео
Ход урока
I. Организационный момент урока, психологический настрой.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!
Я приглашаю вас на праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии.
Сегодня на уроке чтения мы устроим настоящий праздник поэзии. Определим, есть ли среди вас настоящие знатоки поэзии.
III. Основная часть.
(Слайд 1).
Вот и наступил прекрасный месяц – март. 21 марта мы будем отмечать Всемирный день поэзии. Это праздник всех книг, в которых есть стихотворения.
И не зря для празднования Дня поэзии выбран именно март. Ведь март, олицетворяет начало весны, возрождение и пробуждение природы.
С днём поэзии вас поздравляю,
Пусть на сердце весна лишь цветёт,
Я сегодня добра вам желаю
Всем, кто поэзией дышит, живёт!
Просмотр видеосюжета «21 марта - Всемирный день поэзии».
(Слайд 2).
Чтобы привлечь внимание общества к поэзии, как к источнику ответов на многие вопросы человечества, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.
Традиционно в этот день проходят литературные вечера, различные фестивали, вручение премий молодым поэтам. Первый Всемирный день поэзии прошёл в Париже 21 марта 2000 года. Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.
ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Она была основана в целях содействия укреплению мира и безопасности за счет расширения международного сотрудничества в области образования, науки и культуры.
(Слайд 3).
Учитель:
Поэ́зия — искусство выразительного слова, являющееся творчеством словесной красоты. Это стихи, мелодичная речь, созданная человеком, его мыслью, чувством, воображением. Поэзия прошла длиннейший путь, примерно в тридцать веков, у разных народов земли. В стихах человек выражал свои чувства, воспевал красоту родной природы, любовь к Родине.
Просмотр видеосюжета «Поэзия – это…»
(Слайд 4)
Учитель: Ребята, вы знаете, кто пишет стихи? Ответы учащихся (поэты).
- Каких поэтов вы знаете? Ответы учащихся.
В школе, ребята, вы начали знакомиться с творчеством таких великих русских поэтов как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Сергей
Александрович Есенин, Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет.
Учитель:
Артикуляционная гимнастика.
Вспомнить правила выразительного чтения:
- читать не торопясь;
- выделять голосом главные слова;
- соблюдать паузы и интонацию.
(Слайд 5)
Учитель: Мировое значение нашей литературы начинается с Александра
Сергеевича Пушкина – “солнца русской поэзии”.
Ученики:
Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стрит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил:
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
(Слайд 6)
Ученик:
Стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Слайд 7)
Ученик:
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(Слайд 8)
Учитель:
Михаил Юрьевич Лермонтов — стоит рядом с именем Александра Сергеевича Пушкина. Поэтический мир Лермонтова поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью.
Ученик:
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
(Слайд 9)
Ученик:
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
(Слайд 10)
Учитель:
Николай Алексеевич Некрасов вошёл в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности.
Ученик:
Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Зелёный шум».
Идёт-гудёт Зеленый Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух и вода!
(Слайд 11)
Учитель:
Сергей Александрович Есенин - тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.
Ученик:
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «БЕРЁЗА».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(Слайд 12)
Ученик:
Сергей Александрович Есенин «Отговорила роща золотая…»
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(Слайд 13)
Ученица:
Стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха».
Черёмуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
IV. Физминутка «Весенняя».
(учащиеся под музыку вместе с учителем выполняют физические упражнения).
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками).
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
(Слайд 14)
Стихи Федора Ивановича Тютчева знакомы нам с раннего детства. Тютчев считал, что человеку даровано великое благо – возможность наслаждаться картинами природы.
Ученик:________________________
Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
(Слайд 15)
Ученик:
Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды».
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
V. Закрепление знаний.
(Слайд 16)
Учитель: - Опираясь на портрет, назовите фамилию, имя и отчество поэта. - Вспомните стихотворения поэтов, которые прозвучали на нашем уроке. |
VI. Подведение итогов урока.
Учитель:
Вот и подошёл к концу наш урок, посвященный Всемирному Дню поэзии. Мы затронули только самую малую часть поэтов. Ребята, вы все молодцы! Сегодня на уроке чтения вы поняли, как приятно не только слушать стихи, но и учить их наизусть. Я думаю, что стихотворения продолжат открывать вам мир добра и красоты.
Просмотр видеосюжета «Поэзия – это…»
VII. Выставление оценок.
Рефлексия.
Учитель:
-Вам, ребята, понравился урок?
-Что было наиболее увлекательным?
-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.
VIII. Домашняя работа. Задание по карточке.
Карточка Задание выполнить в тетрадях по чтению письменно. Отгадайте, кто автор этих стихов? А). Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны… Б). Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. В). Уж верба вся пушистая Г). Зима недаром злится, Д). Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Е). «Весна идёт, весна идёт, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
Календарно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Учебно- тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням. 1 уровень(для учащихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме програм...
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...
"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....
Конспект урока в 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида по теме:"Овощи и фрукты".
Урок развития речи во 2 классе....