"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Поплавская Татьяна Викторовна

Традиционное обучение. 

общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pricini_raspada_kievskoi_rusi_urok_7_klass.zip18.59 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК – Традиционное обучение.

ТЕМА: «Причины распада Киевской Руси».

Цель: - познакомить учащихся с началом периода раздробленности Киевской Руси.

Задачи: - обр.: дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятия «раздробленность»; выделить положительные и отрицательные моменты распада Киевской Руси;

- кор.-разв.: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала; выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение определять время исторического события, давать этому времени характеристику; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц;

- восп.: вызвать интерес к изучаемому материалу.

Оборудование: Карты «Древнерусское государство К.Р.» и «К.Р. в ХП веке», плакат – государство (разрезается на части «уделы» для задания)

Тип урока: Сообщение новых знаний.

  1. Орг. Момент. Добрый день!

                          Сядет тот, кто назовет римское число.

III   IV   V            

X   XIV   XV        Найдите сумму первой строчки.

XI   XIX   XX       Есть ли среди чисел, записанных на          

XII XVI   VIII       доске число 12?   (есть) Покажите!

  1. Введение в тему.

             События, которые мы изучаем на  уроках истории, имеют отношение к 12 веку.

             Посмотрите на Ленту времени.

             Какой промежуток времени является 12 веком?

               (с 1101 г. по 1200 г.)

             Какая из дат на доске имеет отношение к 12 веку?

               (1113 г.)

             Вспомните, кто правил в это время Киевской Русью?

             Описание каких событий объясняет время правления Владимира Мономаха?

             Давайте выясним! (информация на доске)

№ 1.  …И начались между сыновьями междоусобицы. Победу в этой борьбе одержал один из братьев. Он письменно закрепил  правила о наследстве в государстве. Старший сын по закону  после смерти отца теперь становился великим князем, а все остальные братья наделялись землей – уделами.

                     (Князь Ярослав)

(объяснение подчеркнутых слов)

№ 2.   … Этому князю удалось установить мир после усобиц на русской земле.  Страна при нем процветала и была одним из самых могущественных государств. Но мир оказался непрочным…

       ( Князь Владимир Мономах)

ВЫВОД: В XI веке и начале ХП Киевская Русь была самым большим государством.

             (Показ территории государства на карте №1.)

           Самым главным в государстве считался великий князь Киевский.

           Что же случилось с Киевским государством после правления князя Владимира?

            Наша задача  это сегодня выяснить.

  1. Сообщение темы.  

«Причины распада Киевской Руси»   З.Ч., темы.

 

      Обратите внимание,  что на карте «Киевская Русь в 9-12 вв» государство окрашено одним цветом, а на другой окрашено разными цветами, как лоскутное одеяло.

       Что же случилось с русским государством?

        Мы должны найти ответы на вопросы:

  1. Почему после смерти Вл.М. начались усобицы между князьями?
  2. Какие были причины для распада единого государства?
  3. Почему ослабла оборона Руси?

 Вл. Мономах ещё при жизни … стр.184

    - Почему после смерти Вл.М. началась усобица между князьями?

( каждый мечтал сесть на Киевский престол).

    - К чему привело разделение княжеских уделов на более мелкие?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.  Отгадайте ребус. Какое слово

                                            зашифровано.

(……………..)

- Что значит слово Раздробленность?

Посмотрите на листочки со словарными словами. Найдите объяснение этого слова.

Запишите в тетрадь.

 Подберите  близкие по значению слова к слову раздробленность.

   (разделение, разъединение, разложение)

- Давайте на практике посмотрим, как это может быть.

  У меня на столе условно изображено государство. Каждый из вас подойдет и возьмет его частицу.

- Что мы сейчас сделали? Разобрали части государства.

    Мы его поделили.

- Если будем говорить на историческом языке, то какой процесс произошел?

  Раздробленность.

   - Посмотрите на « Ленту времени» и скажите - в каком веке началась раздробленность на Руси?(в 12 веке)

                - Что такое раздробленность?

             Деление княжеских уделов на более мелкие и вражда князей друг с другом.

  Части государства оставьте у себя, они нам сегодня ещё пригодятся.

( на частях государства вопросы к закреплению материала)

В 12 веке Киевское государство состояло из множества княжеств – уделов.

Какие же причины привели к раздробленности Руси?

                 На доске слово Раздробленность.

                     Чтение текста

стр. 185 – (кроме последнего абзаца)

стр. 186 – 187 (кроме последнего абзаца)

            Постепенно открываются карточки с причинами.

                              Причины

Деление княжеств                         Междоусобицы между

уделов на более                                князьями

мелкие                    

                        Набеги кочевников

Вывод: Каковы причины распада  Киевской Руси?

               Стр. 187 последний абзац.

          А что положительного и отрицательного было в распаде государства на части.

          Совместная работа по распределению (+), (-)

 (+)                                                          (-)

1. Развитие хозяйства,             1. Ослабление обророно-

торговли,  ремесел, го-               способности.

родов.

Самостоятельность.

2. Сохранение языка,               2. Конфликты и войны

культуры.                                     между князьями.

Вывод.

Физ. Минутка.

  1. Закрепление.

        - В каком веке единое государство Киевская Русь начало дробиться на более мелкие?

        - Как назывался этот процесс?

        - Что значит слово раздробленность?

        - После правления какого князя наступила раздробленность в Киевском государстве?

        - Назовите основные причины распада государства.

        - Что положительного было в раздробленности государства?

        - Что отрицательного в раздробленности государства?

        - Почему ослабла оборона страны?

ВЫВОД. Развитие древнерусских городов и рост их самостоятельности стали важной причиной распада Киевской Руси. Разделение княжеских уделов на более мелкие между сыновьями привело к раздроблению русских земель. Ускорили распад Киевской Руси и постоянные набеги половцев.

              Все это причины распада К.Р.

Связь с жизнью.

Каждый из вас ученик 7 класса. Вы все разные. Докажите мне, что вы настоящий коллектив – единое государство, говоря языком истории, 7 класса.  Раскрасьте каждый  свою частицу земли определенным цветом. Условие в задании – цвета не должны повторяться. А как вы этого добьетесь?

                Договоримся, решим, распределим.

Это будет мирный договор?

                 Да.

Это будет вашим домашним заданием. Все, что вы сделаете, нам необходимо будет на следующем уроке.

Итог. Оценивание.

Д/з – раскрасить  части государства в разные цвета, разделив их ещё на более мелкие частички.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»

Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп"  позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...

внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

каскадный тест на тему "Киевская Русь" в 7 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

на этапе проверки знаний во время обобщения по разделу "Киевская Русь" в 7 класее  наряду с заданиями на карточках возможно использовать данный тест как контрольный для самостоятельного оценивани...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...