"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Традиционное обучение.
общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pricini_raspada_kievskoi_rusi_urok_7_klass.zip | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – Традиционное обучение.
ТЕМА: «Причины распада Киевской Руси».
Цель: - познакомить учащихся с началом периода раздробленности Киевской Руси.
Задачи: - обр.: дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятия «раздробленность»; выделить положительные и отрицательные моменты распада Киевской Руси;
- кор.-разв.: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала; выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение определять время исторического события, давать этому времени характеристику; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц;
- восп.: вызвать интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: Карты «Древнерусское государство К.Р.» и «К.Р. в ХП веке», плакат – государство (разрезается на части «уделы» для задания)
Тип урока: Сообщение новых знаний.
- Орг. Момент. Добрый день!
Сядет тот, кто назовет римское число.
III IV V
X XIV XV Найдите сумму первой строчки.
XI XIX XX Есть ли среди чисел, записанных на
XII XVI VIII доске число 12? (есть) Покажите!
- Введение в тему.
События, которые мы изучаем на уроках истории, имеют отношение к 12 веку.
Посмотрите на Ленту времени.
Какой промежуток времени является 12 веком?
(с 1101 г. по 1200 г.)
Какая из дат на доске имеет отношение к 12 веку?
(1113 г.)
Вспомните, кто правил в это время Киевской Русью?
Описание каких событий объясняет время правления Владимира Мономаха?
Давайте выясним! (информация на доске)
№ 1. …И начались между сыновьями междоусобицы. Победу в этой борьбе одержал один из братьев. Он письменно закрепил правила о наследстве в государстве. Старший сын по закону после смерти отца теперь становился великим князем, а все остальные братья наделялись землей – уделами.
(Князь Ярослав)
(объяснение подчеркнутых слов)
№ 2. … Этому князю удалось установить мир после усобиц на русской земле. Страна при нем процветала и была одним из самых могущественных государств. Но мир оказался непрочным…
( Князь Владимир Мономах)
ВЫВОД: В XI веке и начале ХП Киевская Русь была самым большим государством.
(Показ территории государства на карте №1.)
Самым главным в государстве считался великий князь Киевский.
Что же случилось с Киевским государством после правления князя Владимира?
Наша задача это сегодня выяснить.
- Сообщение темы.
«Причины распада Киевской Руси» З.Ч., темы.
Обратите внимание, что на карте «Киевская Русь в 9-12 вв» государство окрашено одним цветом, а на другой окрашено разными цветами, как лоскутное одеяло.
Что же случилось с русским государством?
Мы должны найти ответы на вопросы:
- Почему после смерти Вл.М. начались усобицы между князьями?
- Какие были причины для распада единого государства?
- Почему ослабла оборона Руси?
Вл. Мономах ещё при жизни … стр.184
- Почему после смерти Вл.М. началась усобица между князьями?
( каждый мечтал сесть на Киевский престол).
- К чему привело разделение княжеских уделов на более мелкие?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Отгадайте ребус. Какое слово
зашифровано.
(……………..)
- Что значит слово Раздробленность?
Посмотрите на листочки со словарными словами. Найдите объяснение этого слова.
Запишите в тетрадь.
Подберите близкие по значению слова к слову раздробленность.
(разделение, разъединение, разложение)
- Давайте на практике посмотрим, как это может быть.
У меня на столе условно изображено государство. Каждый из вас подойдет и возьмет его частицу.
- Что мы сейчас сделали? Разобрали части государства.
Мы его поделили.
- Если будем говорить на историческом языке, то какой процесс произошел?
Раздробленность.
- Посмотрите на « Ленту времени» и скажите - в каком веке началась раздробленность на Руси?(в 12 веке)
- Что такое раздробленность?
Деление княжеских уделов на более мелкие и вражда князей друг с другом.
Части государства оставьте у себя, они нам сегодня ещё пригодятся.
( на частях государства вопросы к закреплению материала)
В 12 веке Киевское государство состояло из множества княжеств – уделов.
Какие же причины привели к раздробленности Руси?
На доске слово Раздробленность.
Чтение текста
стр. 185 – (кроме последнего абзаца)
стр. 186 – 187 (кроме последнего абзаца)
Постепенно открываются карточки с причинами.
Причины
Деление княжеств Междоусобицы между
уделов на более князьями
мелкие
Набеги кочевников
Вывод: Каковы причины распада Киевской Руси?
Стр. 187 последний абзац.
А что положительного и отрицательного было в распаде государства на части.
Совместная работа по распределению (+), (-)
(+) (-)
1. Развитие хозяйства, 1. Ослабление обророно-
торговли, ремесел, го- способности.
родов.
Самостоятельность.
2. Сохранение языка, 2. Конфликты и войны
культуры. между князьями.
Вывод.
Физ. Минутка.
- Закрепление.
- В каком веке единое государство Киевская Русь начало дробиться на более мелкие?
- Как назывался этот процесс?
- Что значит слово раздробленность?
- После правления какого князя наступила раздробленность в Киевском государстве?
- Назовите основные причины распада государства.
- Что положительного было в раздробленности государства?
- Что отрицательного в раздробленности государства?
- Почему ослабла оборона страны?
ВЫВОД. Развитие древнерусских городов и рост их самостоятельности стали важной причиной распада Киевской Руси. Разделение княжеских уделов на более мелкие между сыновьями привело к раздроблению русских земель. Ускорили распад Киевской Руси и постоянные набеги половцев.
Все это причины распада К.Р.
Связь с жизнью.
Каждый из вас ученик 7 класса. Вы все разные. Докажите мне, что вы настоящий коллектив – единое государство, говоря языком истории, 7 класса. Раскрасьте каждый свою частицу земли определенным цветом. Условие в задании – цвета не должны повторяться. А как вы этого добьетесь?
Договоримся, решим, распределим.
Это будет мирный договор?
Да.
Это будет вашим домашним заданием. Все, что вы сделаете, нам необходимо будет на следующем уроке.
Итог. Оценивание.
Д/з – раскрасить части государства в разные цвета, разделив их ещё на более мелкие частички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»
Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп" позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
каскадный тест на тему "Киевская Русь" в 7 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
на этапе проверки знаний во время обобщения по разделу "Киевская Русь" в 7 класее наряду с заданиями на карточках возможно использовать данный тест как контрольный для самостоятельного оценивани...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...