конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
план-конспект урока (7 класс) по теме

Сыпачева Наталья Александровна

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10.doc36 КБ
Microsoft Office document icon uroki_11.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10. Славянский поселок

Цель

Познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства.

Задачи

Образовательные: формировать представление о жизни и быте восточных славян.

Коррекционно-развивающие: учить выделять, находить и объяснить новые слова и термины по содержанию рассказа; развивать умения работать с иллюстрацией, исторической картой, развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций.

Воспитательные: вызвать чувство гордости и уважения к народу, его труду; подчеркнуть, что благодаря трудолюбию славяне достигли успехов в благоустройстве: умело выбирали места для своих поселений, строили удобное жилье, постройки, воспитывать интерес к предмету, интерес к познанию.

Основные знания

Поселение — место, где селились славяне; жилища славян: мазанка, изба, землянка; хозяйственные постройки: амбар, хлев.

Основные термины и понятия

Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань.

Оборудование и материалы

Карта «Киевская Русь». Деревянный конструктор (песочный макет для проектирования) видеофильм «славянский поселок) по Карамзину, отрывок фильма «Юность Петра»

Тип урока

Комбинированный.

                                                                    Ход урока        

Оргмомент

Повторение пройденного материла        

— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

-   О чем шла речь на уроке?

Работа с заданиями.

Задание 1. Что это? Подчеркните правильный ответ.

Большая группа людей, которая живет на одной территории, говорит на одном языке — это Племя, Род

Задание 2.  Перечислите племена восточных славян.

Задание 3. Найдите в тексте доказательство, что в роду все были равны.

— Кто возглавлял общину?

Проверка домашнего задания.

Заполните пропуски.               кроссворд.

1) Люди, от которых мы произошли.

2) Объединение людей, которые говорили на одном языке и жили на одной территории.

3) Объединение родственников.

4) Место, где селились славяне

Актуализация        знаний  объявление     новой темы  Вводное слово учителя.

Жизнь восточных славян была трудной, суровой. Славянские племена часто ссорились, воевали между собой. Но они и любили мирную жизнь, стремились обустроить свой быт, свои поселения. О том, что представлял собой славянский поселок, мы поговорим.

Сообщение темы урока:

        «Славянский поселок»

Изучение нового материала         

Предлагает зачитать абзац.

— Где славяне любили селиться? Найдите на карте, вдоль каких рек селились славяне.

Уточняет у учащихся, каким цветом на карте обозначены реки, моря.

Работа с текстом.

        Какие жилища строили себе славяне?

        Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?

        Каково назначение хозяйственных построек?

        Амбар —-Хлев  —

        Словарная работа: амбар,хлев.

Просмотр видеофильма «Славянский поселок»  Карамзин М.М.

- Как выглядит поселок?

- Какие укрепления есть у поселка?

- впоследствии все поселения будут укреплять таким образом – огораживать – отсюда название ГОРОД.

Практическая работа.  

- Сегодня мы попытаемся создать славянский поселок.

Используя деревянный конструктор создается макет древнерусского поселка.

Проговариваются все действия детей.

ВЫВОД

Поселения восточных славян были простыми и удобными для жизни, для труда. Теперь вы можете представить, как выглядели изба, мазанка, для чего служили амбары,     хлев     и     другие хозяйственные постройки.

Просмотр отрывка фильма «Юность Перта»

Жизнь зимой была очень тяжела.

- почему животные в доме?

- как одеты дети?

- чем занята женщина? Какие орудия труда она использует?

- чем занят мужчина?

Первичное закрепление материала -        

— Какие имеются у вас вопросы? Закрепление материала проводится с помощью заданий.

— Какое место выбрали славяне для своего поселка? Подчеркните правильный ответ: В чаще леса. На берегу реки. На равнине

— Закончите предложения, используя слова для справок.

Дом древних людей сложен из б… …. Окна закрыты …..        

Пол в доме з…..... .  Дым выходит в    ...рь.

Докажите правильность выбора места для строительства поселка: не заливает водой

далеко видно окрестность, недоступно для зверей, близость с водой, безопасное место, плодородные земли

Подведение итогов        Объявляются и комментируются оценки за работу

Домашнее задание.       Рисунок славянской избы внутри или с наружи



Предварительный просмотр:

Уроки 11.      Занятия восточных славян.

Цель урока

Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; выяснить, почему земледелие считалось основным занятием славян; обратить внимание на трудолюбие славян.

Задачи

Образовательные: продолжать формировать представление о жизни и быте восточных славян.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Основные термины и понятия

Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота, лукошко, борона, жито, жатва, гумно, ток, цеп, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.

Оборудование и материалы

Предметы старины; игрушки; лук со стрелами; карточки с заданиями, аппликации «Занятия восточных славян».

Тип урока.

комбинированный

                                           Ход урока        

Оргмомент

Повторение пройденного материала

— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

— Какое место выбирали славяне для своего поселка?

— Почему славяне выбирали именно это место для поселения?

— Расскажите, используя рисунок учебника, как укрепляли поселок.

— Какие жилища строили себе славяне?

Просмотр рисунков домашнего задания. Выставление оценок.

— Какие постройки еще были у славян?

— Как вы думаете, для чего славяне строили хозяйственные постройки?

Актуализация знаний, объявление нового материала

Вводное слово учителя.

Итак, мы вспомнили, что славяне рядом со своим жилищем строили хозяйственные постройки. А сегодня подробно поговорим о хозяйстве, занятиях славян.

Тема сегодняшнего урока:

«Занятия восточных славян»

Изучение нового материала

Экскурсия к озеру Киово.

Итак мы в славянском поселке.  Что нужно человеку, чтобы существовать? (пища).

- как модно добыть пищу?

Рыбачить, распахать землю, собрать грибы, ягоды, орехи, яйца птиц, охота

Возвращение в класс

Занятий у славян было много.

- помогите мне воспроизвести на доске те занятия, которые мы назвали.

Работа с текстом учебника.

— Какие зерновые культуры сеяли славяне?

Демонстрация зерен овса, ячменя, просо и т.д.)

Задание.    Распределите последовательность возделывания земли: сжигали срубленные деревья пахали земли рубили деревья сеяли зерно

Почему земледелие считается основным занятием?

Работа над абзацем «Бортничество».

— Как собирали мед?

— Что такое борт?

Работа над абзацем «Собирательство» (самостоятельно).

Вопрос слабо успевающему ученику.

Найди ответ на вопрос:

что собирали славяне?  (выбрать из представленных иллюстраций)

Работа   над   абзацами

«Охота», «Рыболовство».

Возможен рассказ учителя с помощью рисунка об охоте, рыболовстве.

Вопросы к слабоуспевающим ученикам.

Чем охотились славяне?

Работа над абзацем «Скотоводство».

Какие домашние животные были у славян?

Вспомните, где держали славяне домашних животных.

Кратко проговорив изученный материал, вывод.

Восточные славяне были трудолюбивыми, заботливыми, выносливыми людьми. Они умело вели свое хозяйство. Благодаря многочисленным умениям восточные славяне были сыты, обуты, одеты, умели лечить своих родных.

Первичное закрепление нового материала

—        Какие занятия славян вы знаете?

Задание. На доске. Соотнесите занятия славян. Соедини стрелками

Бортничество             мясо      

Охота                          ячмень

Земледелие                 мед

Объясните слова: бортничество

—        Какое занятие было основным для славян?

Подведение итогов

Объявляет и комментирует оценки за работу на уроке

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, дать ответы на первый, второй, третий вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида по теме: "Снеговик"

Конспект по изобразительному искусству направлен на развиватие  умения передовать округлую форму частей предмета и их величину, правильно распологать части относитьльно друг друга; корекция ...

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....

Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В   В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....